Татьяна Ткачёва
Опыт работы «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в условиях дошкольного образовательного учреждения»
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно-нравственное воспитание личности - сложный, многоплановый процесс, решение основных задач которого невозможно без согласованности всех участников образовательного процесса.
Начало духовно-нравственным основам формирования личности должно быть положено как можно раньше, в дошкольном возрасте, с учётом возрастных особенностей и условий общественного и семейного воспитания. Воспитание ребенка должно быть направлено на формирование гражданской ответственности, духовности и культуры, неравнодушия, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Публикация «Опыт работы „Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в условиях дошкольного образовательного учреждения“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Возникает проблема: как сделать так, чтобы ребенок был внутренне свободным, а внешне воспитанным? Если мы хотим, чтобы в будущем дети любили свою страну и стремились сделать жизнь в ней лучше, необходимо заложить основу для этой любви.
Годовая задача нашего дошкольного учреждения способствовала углубленному изучению данной темы и разработки эффективных форм работы с детьми и родителями.
В работе с детьми, по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию. мы руководствуемся Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и нормативно – правовыми документами, регламентирующими воспитательно– образовательный процесс, а так же свою работу ведём в соответствии с рабочей программой группы с учётом требований ФГОСДО.
Цель нашей работы заключается в формировании духовно- нравственных и патриотических чувств детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Для достижения поставленной цели нами были определены задачи с учётом интеграции всех образовательных областей :
-социально-коммуникативное развитие;
-познавательное развитие;
-речевое развитие;
-художественно-эстетическое развитие;
-физическое развитие:
В нашей группе создана предметно-развивающая среда, которая отражает все задачи духовно-нравственного и патриотического воспитания и соответствует возрастным особенностям детей. : символы России и Ставропольского края, района, альбомы по ознакомлению с достопримечательностями, культурой, традициями родного села; художественная (сказки (русские народные и других народностей, былины, предания) и познавательная литература, альбомы, календари с изображением городов России, храмовой архитектуры, иллюстрации о родной стране, государственных праздниках; материал, знакомящий детей с российской армией (игры, пособия, семейные альбомы, генеологические древа и гербы; глобус, карты России, края и района и т. д. Материально – техническая база нашей группы оснащена аудио, видео аппаратурой. Дети имеют возможность просматривать фрагменты мультфильмов, сказок, послушать музыкальные произведения по данной тематике.
Планирование работы, по данному направлению, осуществляется так же в соответствии с возрастными особенностями детей. Содержание, методы, приё мы и формы организации детской жизни отбираются в соответствии с задачами: тематические занятия, проектная деятельность, исследовательская работа, беседы, игры, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, прослушивание аудиозаписей, экскурсии, труд, продуктивные виды деятельности, досуги и праздники.
Для формирования нравственных и патриотических качеств личности ребёнка, мы используем:
- Беседы, которые сопровождаются рассматриванием: альбомов иллюстраций и т. д.
Так же нами проводятся этические беседы, чтение художественных произведений, песенок, потешек, пословиц, поговорок ит. д. Для всестороннего развития личности мы включаем детей в различную деятельность, связанную с х/л. Например художественно-эстетическое творчество, ребята создают свои рисунки, поделки по мотивам сказок, рассказов «Любимый герой сказки», «Страна доброты», «Цветик-семицветик», так же организуем выставки детских работ организуем выставки работ «Лучше мамы не найти», «Волшебница осень», «Зимние забавы»; знакомим детей с народной игрушкой, декоративной росписью.
- Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. В работе с детьми мы используем коллективные. д/игры, игры-занятия, игры-упражнения,с/р игры, народные игры
Большое место в приобщении детей к русской народной культуре занимают праздники, развлечения, народные традиции («День пожилых людей», «Новый год», «Рождество», благодаря им дети приобщаются к истокам народного творчества, к истории своего народа, к семейным традициям, проявляют внимание и уважение к близким и родным людям, учатся взаимодействовать в коллективе.
При ознакомлении с трудом взрослых предпочтение отдаём экскурсиям (в магазин, библиотеку, на прачку, в медицинский кабинет и тд., во время которых дети не только видели действия, которые люди выполняют, но и им объяснялась значимость их труда для окружающих.
В своей работе стараемся использовать различные современные технологии и формы работы – это и проектная деятельность. В настоящее время в группе реализуется проект «Моя семья – моя маленькая Родина». Целью, которого является воспитание гражданина и патриота своей страны, любящего свою семью, родной дом, близких ему людей.
В процессе посещения выставок в музее дети знакомились с талантливыми людьми, их творчеством. Совместные посещения библиотеки, краеведческого музея помогают усвоению детьми правил культуры поведения, вызывают эмоциональные и эстетические переживания, которые очень важны для создания благоприятного климата, общего духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Данную работу по развитию у дошкольника нравственных качеств мы ведем вместе с родителями : сообщаем им о достижениях и проблемах детей, консультируемся с ними об индивидуальных особенностях каждого ребёнка, выявляем происхождение тормозящих развитие факторов, обучаем самих родителей приемам и методам нравственного и патриотического воспитания в семье.
С целью установления тесных контактов с семьёй, для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры мы используем различные формы работы, которые строятся на основе перспективного плана: семинары-практикумы, консультации, анкеты, рекомендации, папки-передвижки, деловые игры и т. д.
Родители принимают активное участие в жизни ДОУ и группы Накоплен и изучается опыт семьи Черкасовых : «Формирование духовно-нравственных и патриотических чувств у дошкольников».
Считаем, что работа по духовно – нравственному воспитанию помогает нам поставить воспитательно – образовательный процесс на качественный уровень. Проведенный мониторинг уровня развития дошкольников показал, что более н. г - январь-
Кроме этого мы отмечаем положительные изменения в формировании духовно-нравственных и патриотических качеств наших детей. Детям становятся присущи такие качества как доброта, сострадание, внимательность к окружающим, ответственность, уважение к старшим. Дети знакомятся с формами традиционного семейного уклада, понимают своё место в семье и проявляют посильное участие в домашних делах, проявляют интерес к своей малой Родине и её достопримечательностям
Эта работа помогает нам наладить тесный контакт с семьями воспитанников, организовывать работу по укреплению духовного, психического и физического здоровья семьи, найти пути оптимизации педагогического взаимодействия детского сада и семьи.