Аликова Самиха Хасановна
Сообщение для педсовета «Общение взрослых и детей в процессе игровой и трудовой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье – с отцом, матерью, братьями, сёстрами. У ребёнка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется – добавляется общение со сверстниками, с воспитателями и другими работниками дошкольного учреждения.
Публикация «Сообщение для педсовета „Общение взрослых и детей в процессе игровой и трудовой деятельности“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Большое значение имеет правильное педагогическое общение воспитателя с детьми, внимание и заинтересованность к каждому ребёнку. От того, как общается педагог с воспитанниками, как разговаривает с ними, понимает их, зависит успех воспитательного процесса в целом.
Общение воспитателя с детьми имеет определённые педагогические функции и направлено на создание благоприятного психологического климата в группе, на установления правильных взаимоотношений с детьми в целом и с каждым ребёнком в отдельности.
Маленькие дети легче контактируют со взрослыми, нежели друг с другом. Дома ребёнок привык к общению с мамой, папой, бабушкой, а умением договариваться с другими детьми, совместно играть с ними он ещё не овладел. Это разовьётся в нём благодаря воспитывающему влиянию взрослых, общению со сверстниками. Малыши и мыслят, и чувствуют, и действуют пока каждый сам по себе. Их поведение целиком во власти собственного «Я».
Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с ним такие же дети как он, что свои желания приходиться соизмерять с желаниями других, тогда в нем возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения.
Основная задача наших игр в адаптационный период – наладить доверительное отношение с каждым ребенком, подарить ему минуты радости, попытаться вызвать положительное отношение к детскому саду. Мимика, поза, движения, жесты — своеобразные инструменты воздействия на детей. Дополняя речь воспитателя, они придают ей большую выразительность, помогают ярче и глубже передать чувства, переживаемые в данный момент.
Сюжетная игра является важнейшим условием полноценного психического развития ребенка. На третьем году жизни она обеспечивает его развитие по трем основным направлениям. Во-первых, игра открывает большие возможности для становления целенаправленной деятельности; во-вторых, в игре ребенок усваивает назначение предметов и овладевает действиями с ними; в-третьих, игра создает благоприятные условия для развития самосознания. Существует ещё одна особая цель - это общение (обмен информацией; выражение своего отношения, согласование действий) ребёнка с другими людьми. Формируя у ребенка стремление к общению, взрослые должны поощрять даже самые незначительные попытки играть друг с другом. Например Миша и Серёжа пытаются обменяться игрушками. Здесь нужно обязательно похвалить детей : «Миша поиграл и отдал Серёже. Молодец!». Часто дети приносят игрушки из дома и, как правило, никому не хотят дать её. Некоторые пытаются вырвать игрушку. Объясняю детям, что Игорь сам ещё не наигрался, он немного поиграет и даст тебе. Правда, Игорь? В ответ на это малыш охотно кивает головой, иногда тут же даёт поиграть со своей игрушкой. Часто такие проблемы возникают из-за машинок. Так как машинок в группе мало, многие приносят их из дома. Иногда, если возникает спор из-за машинки, предлагаю небольшой группе детей рассмотреть её. Спрашиваю детей, какая это машина (грузовая, легковая и т. д., какого цвета колёса, где кабина, кто в ней сидит и т. д. затем объясняю детям что машина сегодня много ездила, ей пора в гараж. У нас есть гараж? Дети предлагают построить гараж. К игре подключаются другие дети, предлагают построить дорогу до гаража. Таким образом, разрешается спор из-за машины, решаются познавательные задачи; а игровые действия побуждают детей к общению друг с другом и с взрослыми. Появление в группе новой игрушки помогает разнообразить повседневную жизнь малышей. Например, недавно появился большой медвежонок (подарок ст. группы). Медвежонок здоровается с детьми, хочет познакомиться с каждым ребёнком. Дети называют своё имя и фамилию. Медвежонок говорит: «Ой, как вы мне понравились. Я хочу у вас жить! Только берегите меня и не давайте мне скучать. А сейчас покажите, какие у вас есть книжки. Какие они у вас аккуратные, вы их не рвете?» и т. д.
Много радости и повода для общения доставило детям появление в группе гуся. Он появился именно в тот день, когда я знакомила детей со сказкой Биссета «Га-га-га». Поэтому гуся мы назвали Вилли. Сначала мы рассмотрели его. Дети отметили, что у него длинная шея, есть клюв, красные лапки, крылья. Как он кричит? Затем гусёнок Вилли знакомится с каждым ребёнком. Предлагает поиграть в игру «гуси-гуси», которая помогает нам в развитии диалогической речи. Эту игрушку использую сейчас для воспитания навыков культурного поведения. Не все дети здороваются, заходя в группу. Обращаю внимание детей на гусёнка Вилли, который давно уже ждёт детей. Предлагаю им поздороваться сначала с ним (стоит на шкафу у дверей, затем с детьми и со взрослыми. Иногда гусь «обижается», что с ним не поздоровались, иногда рад, что на него обратили внимание, не забыли о нём.
Предлагаю детям покормить гуся, позаботится о нём. Спрашиваю детей, что он любит? Дети отвечают: зёрнышки. Даю детям кусочки бумаги, тарелочки. Дети рвут бумагу на мелкие кусочки. Так как приготовили много зёрнышек, предлагаю детям угостить и других птиц. Дети находят их, называют их, угощают.
Наблюдая за играми малышей, анализируя их поведение, взаимоотношения, я убедилась в том, что необходимо систематически и последовательно упражнять детей в проявлении добрых отношений друг к другу, к куклам. Ведь кукла не только орудие игры, это партнер, товарищ детских игр, источник радости, а в руках взрослого кукла – одно из важнейших средств воспитания. Куклы так же, как и другие игрушки, часто приходят в гости к детям. Я объявила детям, что скоро к нам приедет кукла Катя. А где же она будет жить? Дети показали на кукольный уголок. Все вместе мы убирали комнату Кати. Называя предметы мебели, находили им нужное место. Например, я спрашивала:
- Где кукла будет сидеть?
- На стуле, в кресле.
Рассмотрели кукольную посуду, уточнили её назначение. Когда, наконец, кукла Катя приехала, было очень много радости. Всем хотелось познакомиться с ней, подержать ее.
Когда на занятии мы купали куклу Таню, дети не захотели расстаться с ней и после занятия. Кристина села на край кровати, долго напевала ей колыбельную песню. Когда мы подняли, одели куклу, дети сказали, что нужно напоить её чаем. Я достала чайную посуду, расставила с помощью детей на столе. Алина сбегала, принесла 4 маленьких кубика – это печенье. Затем вспомнила, что нужно хлеб нарезать, принесла два кирпичика – длинный был у неё ножом, поменьше хлебом. Серёжа Ф., Илья А. усадили других кукол. Настя, Миша поили куклу чаем, угощали печеньем. Играли очень долго. Когда, наконец, я отметила, что куклы уже напились чаю, Илья сказал, что нужно теперь помыть посуду. То есть игра продолжается, продолжается и общение детей друг с другом и с взрослым.
Для того чтобы научить детей соединять в одном сюжете 2-3 игровых действия, я читала им художественные произведения: «Алёнушка» Е. Благининой, «Наша Маша маленькая», «Маша обедает» С. Капутикян и др. Часто использую устное народное творчество: песенки, потешки, сказки. Чтобы вызвать ещё больший интерес к сказкам, к куклам. Провела ряд дидактических игр: «Машенька проснулась», «Искупаем Алёнку», «Покажем кукле картинки» и др. В игре «Разбудим куклу» учила детей будить куклу ласково, нежно. «Просыпайся, моя маленькая, открой глазки». Просила детей разбудить куклу. Алина, наклонившись к кукле, ласково приговаривает: «Вставай, моя маленькая, просыпайся».
Добрые чувства, проявляясь в играх, постепенно входят в привычку и распространяются на отношения с товарищами, родителями, окружающими людьми.
Часто используем в группе телефон. Сюжет телефонного разговора (например, с мамой) близок детям, они быстро подхватывают идею, строят воображаемый диалог. Телефон развивает воображение, речь, учит играть без предметных действий.
Большое место отвожу в своей работе пальчиковым играм. Они не должны быть продолжительными, пять минут в день достаточно, чтобы стимулировать речевую функцию ребёнка. Есть в нашей группе дети, которые говорят мало и плохо или заговорили совсем недавно. С такими детьми надо чаще общаться индивидуально. Это и пальчиковые игры, и различные игровые задания : «Принеси», «Сделай так-то», «Покажи мне что-то». Побуждаю этих детей вступать в речевой контакт с остальными детьми.
Трудовое воспитание младших дошкольников имеет свою специфику. Условной его задачей является положительное отношение к трудовому процессу. Не менее важно прививать интерес к трудовым действиям взрослых, желание помочь им, а позднее и самостоятельно выполнять несложные трудовые действия по самообслуживанию. Воспитание бережного отношения к игрушкам и вещам, умение преодолевать небольшие трудности и доводить дело до конца, чувство благодарности за заботу и уход – всё это основополагающие программные направления нашей работы.
Существует немало эффективных приемов вовлечения малышей в труд по самообслуживанию. Так, например положительный пример товарища, если он одобрен взрослым, вызывает у ребёнка желание подражать. Интерес к самообслуживанию возникает у детей и тогда, когда воспитатель с помощью игровых приемов, игрушек, настольного кукольного театра вводит элементы игры, драматизации. Благотворное воздействие также оказывают народные песенки, потешки.
Формировать у малышей самостоятельность в процессе одевания, раздевания следует постепенно. Вначале учим детей отдельным действиям, подробно показывая и рассказывая, как их нужно выполнять. Важно при этом, чтобы объяснения и показ чередовались с аналогичными действиями ребёнка. Труд ребенка по самообслуживанию должен завершаться наглядным результатом. Увидеть этот результат ему помогает взрослый. Обращаю внимание детей на Владика, который самостоятельно надел свитер. Здесь важно оценить не столько качество труда, сколько старание ребёнка. Важно использовать игровые приёмы, вызывающие у детей положительные эмоции. Это примерно такие игровые приёмы : «Правильно наденем колготки», «Сейчас кукла Таня проверит, как мы умеем мыть руки», «Мишутка пришёл посмотреть, как мы раздеваемся», «Зайку бросила хозяйка» (игрушка жалуется, как ей плохо лежать на полу, «Мы убираем игрушки», «Каждой вещи – своё место».
Со второй половины года приучаем детей раскладывать ложки на стол, ставить салфетки, убирать свой бокал. Вношу котёнка, который удивляется, что это они делают. Дети объясняют, что это они помогают няне, что они уже большие.
Работа детского сада невозможна без работы с родителями. В ежедневных беседах с родителями объясняем, как наши дети играют, чему научились, над чем нужно поработать дома. В папку для родителей вношу материал по пальчиковым играм, сюжетным и др. Познакомила родителей с основными требованиями к игрушкам для детей.