Светлана Тимашева
Собрание-практикум для родителей с использованием СОТ «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Собрание-практикум
«Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми»
Уважаемые родители, здравствуйте! Сегодняшнюю нашу встречу я хочу начать словами древнего мыслителя Цицерона: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий – счастливее больного короля».
Сегодня мы с вами поговорим о здоровье наших детей.
«Здоровье ребенка превыше всего,
Богатство земли не заменит его.
Публикация «Собрание-практикум для родителей с использованием СОТ „Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Здоровье не купишь, никто не продаст.
Его берегите как сердце, как глаз» Ж. Жабаев
В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых не возможен здоровый образ жизни.
Главная цель детского сада – совместно с семьей помочь ребенку вырасти крепким и здоровым, дать ребенку понять, что здоровье – главная ценность жизни человека.
Занятия физкультурой укрепляют не только физическое здоровье, но и психику ребенка, позитивно влияют на его характер, способствуют развитию волевых качеств, уверенности в себе.
Арсенал видов физической культуры очень широк:
• Утренняя зарядка.
• Физкультминутка.
• Дыхательная гимнастика.
• Гимнастика для глаз.
• Простые приемы массажа тела.
• Подвижные игры.
• Пальчиковая гимнастика и др.
Главное, чтобы это нравилось ребенку.
В ребенке может укорениться лишь то, что сформировано в семье, а значит, основой успеха является личный пример родителей.
Занятия физическими упражнениями с мамой и папой доставляют детям большое удовольствие, а для родителей это прекрасная возможность пообщаться с ребенком.
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».
Здоровьесберегающие технологии - это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса, рассмотрим некоторые из них.
1. Пальчиковая гимнастика. О значении пальчиковой гимнастики написано немало книг. Ученые пришли к выводу о том, что развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи детей. Обусловлено это тем, что речевые моторные центры в коре головного мозга расположены рядом и частично компенсируют функции друг друга. Кроме того, психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают внимание и память. Дома вы можете поиграть с девочкой в «Золушку», смешайте в миске горох с фасолью и попросить разложить их в разные чашки. Мальчикам можно предложить болты и гайки. Пальчиковые игры, сопровождаемые стихотворными текстами, развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией детей. Давайте посмотрим, как это можно сделать.
Мастера
Всё, что только захотим, Дети «лепят снежки», сверху то одна
Мы из снега смастерим. рука, то другая.
Лепит Саша колобок, Соединяют пальцы рук и округляют
их (колобок).
А Наташа – теремок, Соединяют под прямым углом
ладони над головой.
Лёва лепит разных рыб, Прижимают ладони друг к другу и
покачивают то в одну, то в другую
стороны.
А Иринка – белый гриб. Пальцы одной руки сжимают в кулак, прикрывают его сверху
ладонью другой руки.
Вот какие мастера Хлопки в ладоши.
Ребята с нашего двора.
2. Артикуляционная гимнастика. В норме формирование правильного звукопроизношения у ребенка заканчивается к 4-5 годам. Однако не все дошкольники в состоянии освоить произношение отдельных звуков родного языка, многие недостаточно отчетливо и правильно произносят слова, их речь не всегда понятна окружающим. Одна из причин этому недостаточная подвижность артикуляционного аппарата (мышц языка, губ, нижней челюсти). Ребенок заменяет «трудные» для произнесения звуки более легкими. Родители не всегда определяют эти ошибки на слух или не предают им особого значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.
Нужно обязательно ежедневно, в течение 5-7 минут, выполнять артикуляционную гимнастику. Ее цель формирование определенного положения и подвижности органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Проводить гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Попробуем выполнить некоторые из них сейчас.
«Денискина зарядка»
1. «Улыбка» Наш Дениска – озорник
Тянет губки к ушкам.
- Посмотрите, - говорит,
- Я теперь - лягушка!
2. «Трубочка» Кто играет на гитаре,
А Денис на дудочке,
Губы вытянул вперед
Узкой-узкой трубочкой
3. «Качели» Язычок – вверх и вниз –
На качели сел Денис.
Вот качели высоко,
Вот качели низко.
До чего же хорошо,
Весело Дениске!
3. Дыхательная гимнастика. Для формирования звукопроизношения у ребенка должно быть выработано правильное речевое дыхание, ведь некоторые звуки невозможно произнести без достаточно сильной воздушной струи. В процессе занятий, дети получают знания об основных дыхательных процессах (вдох-выдох) и о том, что силу выдоха можно тренировать. В процессе занятий дети получают знания о том, что:
* дышать нужно носом
* нельзя поднимать плечи при вздохе.
* в дыхании должен активно участвовать живот.
Происходит подготовка к развитию грудобрюшного дыхания.
Этому способствуют разнообразные упражнения.
Как они выполняются, вы сейчас увидите.
«Бегемотик»
И. п. : Ребёнок, находящийся в положение сидя, кладёт ладонь в область диафрагмы. Взрослый даё т инструкцию: «Сядь, положи ладонь на живот и почувствуй, как он поднимается, когда ты вздыхаешь, и опускается, когда ты выдыхаешь.
Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос. Упражнение может сопровождаться словами:
Сели бегемотики,
Потрогали животики.
То животик поднимается (вдох,
То животик опускается (выдох).
«Снежинки летят»
На ниточки прикрепляются легкие кусочки ваты или вырезанные из тонкой бумаги снежинки. Ребенку предлагается длительно подуть на них по сигналу «снежинки летят».
4. Самомассаж. Существуют разные виды самомассажей. Полезно знать элементарные приемы самомассажа. Поглаживание и прикосновение к своим рукам, лицу и телу тонизирует мышцы, которые участвуют в артикуляции и мимике.
Посмотрим некоторые из видов массажей.
Массаж спины «Дождик»
Дождик бегает по крыше –
Бом, бом, бом!
По весёлой звонкой крыше –
Бом, бом, бом!
Похлопывание ладонями по спине
Дома, дома посидите –
Бом, бом, бом!
Никуда не выходите –
Бом, бом, бом!
Постукивание пальцами
Почитайте, поиграйте –
Бом, бом, бом!
А уйду – тогда гуляйте.
Бом, бом, бом!
Поколачивание кулачками
Дождик бегает по крыше –
Бом, бом, бом!
По весёлой звонкой крыше –
Бом, бом, бом!
Поглаживание ладонями
Упражнения с шариком.
Я мячом круги катаю,
Взад – вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
5. Физминутки. На каждом занятии обязательно проводится физминутка. Она помогает снять напряжение, развивает правильное физиологическое и речевое дыхание, координацию движений, тренирует вестибулярный аппарат, закрепляет речевые навыки. Посмотрим одну из них.
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в стороны развел –
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
6. Гимнастика для глаз в стихах
"Весёлая неделька” гимнастика для глаз
Понедельник
Всю неделю по — порядку,
Глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
Вторник
Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
Среда
В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения).
Четверг
По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации).
Пятница
В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз).
Суббота
Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз).
Воскресенье
В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение).
Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!
7. Подвижная игра
«Совушка»
Ход игры: Играющие свободно располагаются. В стороне («в дупле») сидит или стоит «Сова». Воспитатель говорит: «День наступает – все оживает». Все играющие свободно двигаются, выполняя различные движения, имитируя руками полет бабочек, стрекоз и т. д.
Неожиданно произносит: «Ночь наступает, все замирает, сова вылетает». Все должны немедленно остановиться в том положении, в котором их застали эти слова, и не шевелиться. «Сова» медленно проходит мимо играющих и зорко осматривает их. Кто пошевелится или засмеется, того «сова» отправляет к себе в «дупло». Через некоторое время игра останавливается, и подсчитывают, сколько человек «сова» забрала к себе. После этого выбирают новую «сову» из тех, кто к ней не попал. Выигрывает та «сова», которая забрала себе большее число играющих.
Ну вот и подошло к концу наше мероприятие.
Сделаем вывод. Таким образом, чтобы наши дети были здоровы и научились осознанному отношению к своему здоровью, необходимо воспитывать потребность детей к здоровому образу жизни.
"Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам", — так гласит восточная мудрость.
Наша с вами задача — научить детей покорять эту вершину. С сильным умом, в сильном теле можно добиться любых успехов, любых высот. Всем большое спасибо.