Асадчая Татьяна
Слушание музыки — самый распространенный вид музыкально-художественной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В процессе прослушивания музыкального произведения осуществляется его музыкально-художественное восприятие. Музыкальное восприятие развивается прежде всего в процессе специального слушания. Именно специальное слушание музыки, накопление музыкального опыта формирует музыкальный вкус, музыкальную культуру, да и просто любовь человека к музыке.
Публикация «Слушание музыки — самый распространенный вид музыкально-художественной деятельности» размещена в разделах
По мнению Е. В. Назайкинского, существуют два процесса: восприятие музыки и музыкальное восприятие, которые существенно различаются. «Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен». Восприятие музыки — это нечто слышимое и действующее на орган слуха»
Музыкальное восприятие как разновидность художественного восприятия — не просто отражение художественного произведения в сознании, а сложный процесс соучастия и сотворчества воспринимающего с автором произведения. От деятельности создателя, творца произведения искусства художественное восприятие отличает то, что оно «движется в обратном направлении — от восприятия результата (произведения в целом) к заложенной в нем идее. Продуктом восприятия становится «вторичный» образ и смысл, который совпадает и не совпадает с образом и идеей, задуманными автором» (. Иначе говоря, воспринимающий субъект вносит в понимание музыкального произведения что-то свое, то, что не было заложено его создателем. И хотя по отношению к процессу созидания процесс восприятия произведения является вторичным, «если он достаточно глубок и интенсивен — он тоже творчество» .
Развитое художественное восприятие может быть представлено и как одномоментный и как фундаментальный, более длительный и развернутый акт.
При одномоментном акте восприятия музыкального произведения различают три фазы (С. Х. Раппопорт) :
1. Предкоммуникативную (в ходе которой формируются потребность, мотив и установка на слушание музыки);
2. коммуникативную (формируются вкус, идеал, навык общения с искусством, в частности с музыкой, а также художественное переживание);
3. посткоммуникативную (формируются оценка, суждение). Как правило, развитое художественное восприятие не останавливается на одномоментном акте.
После первого прослушивания не только любителю, но и профессионалу сложно найти внутренние образные связи сочинения, понять логику развития его образов. Обычно на этом этапе воспринимаются и осознаются лишь самые общие черты, какие-то отдельные моменты. Таким образом, одномоментный акт художественного восприятия перерастает в фундаментальное явление. Причиной тому является специфика музыкального искусства, а также особенности человеческого слуха, невозможность сразу понять частные моменты, нюансы музыкального произведения.
Фундаментальное художественное восприятие представляет собой единство трех аспектов — познавательного, чувственного (сенсорно-эмоционального) и нравственно-аффективного. Это единство выражается в трехкомпонентной модели :
1. художественная музыкальная эрудиция, выражающаяся в знании различных сведений из области данного вида искусства, опыте представлений и образов (познавательный аспект);
2. эмоциональная отзывчивость на элементы формы и содержания» в произведении искусства, которая позволяет оценить целостность художественного образа и средств его выражения (сенсорно-эмоциональный аспект);
3. сопереживание и умение выражать свое суждение об искусстве в доступной для окружающих форме, умение общения по поводу искусства (нравственно-аффективный аспект).
Полноценное восприятие музыки возможно при неоднократном ее прослушивании и в том случае, когда слушатель вступает в сотворчество с создателем музыкального произведения в ходе его прослушивания. Условия, способствующие полноценному музыкальному восприятию :
· музыкальная эрудиция;
· определенный уровень развития чувственно-эмоциональной сферы;
· способность к сопереживанию, выражению суждений об искусстве.
Все это в совокупности с настроением и отношением воспринимающего к процессу слушания музыки и образует в конечном счете музыкальный вкус человека.
Художественное восприятие детей дошкольного возраста в общих чертах сходно с развитым художественным восприятием взрослого человека.
Процесс музыкального восприятия детей и взрослых характеризуют следующие параметры (Н. А. Терентьева) :
· эмоциональность (интенсивность и процессуальность образных переживаний, их адекватность художественному строю произведения);
· нестандартность мышления (способность к парадоксам, оригинальным сравнениям);
· целостность—дифференцированность (способность к концептуальным обобщениям, эмоциональному и интеллектуальному синтезу образов, явлений и вместе с тем конкретному видению их составляющих);
· глубина и широта ассоциативной деятельности (разноплановость образов, их многомерность, полнота субъективных представлений).
По мнению Н. А. Ветлугиной, в дошкольном возрасте в процессе слушания музыки у детей формируется «умение выслушать до конца произведение, следить за его расположением, запоминать и узнавать его, различать его основную идею и характер, наиболее яркие средства музыкальной выразительности» (Ветлугина Н. Музыкальное развитие ребенка. — М., 1968. — С. 98). В музыкальном восприятии ребенка также имеют место три компонента структуры развитого художественного восприятия. Но эти компоненты находятся в ином соотношении, нежели в структуре художественного восприятия более высокой степени развития. Их качественное содержание связано с возрастными возможностями слушателя.