Екатерина Барашкина
Слушание музыки как вид музыкальной деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
С каждым годом все больше детей получает в детских садах систематическое музыкальное развитие. Первым звеном в системе музыкального воспитания является слушание музыки, благодаря которому у детей развивается интерес, любовь к ней, расширяется музыкальный кругозор, повышается музыкальная восприимчивость, воспитываются зачатки музыкального вкуса.
Публикация «Слушание музыки как вид музыкальной деятельности дошкольников» размещена в разделах
Известный советский композитор Д. Кабалевский обращал внимание педагогов на то, что музыка только тогда будет выполнять свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети по-настоящему научатся вслушиваться в нее и размышлять о ней. Композитор отмечал важность воспитания внимательного, понимающего слушателя с самого раннего детства.
Слушание музыки – уникальный вид музыкальной деятельности. Его уникальность состоит в тех развивающих возможностях, которые слушание обеспечивает как в плане музыкального, так и общего психического развития ребенка. Слушая музыку, ребенок познает мир во всем его многообразии, поскольку музыка отражает его в звуках разносторонне и полно. Музыку называют «языком чувств», она дает ни с чем несравнимые возможности для развития эмоциональной сферы детей. Музыкальное искусство включает в себя и интеллектуальное начало. В процессе восприятия и анализа музыки, у ребенка развивается мышление и воображение. При правильной организации процесса слушания музыки у детей формируются произвольное внимание, волевые качества.
Сила воздействия музыки на человека зависит от его подготовленности к восприятию. Развитие же восприятия музыки – работа сложная, так как она связана с тонкими, глубокими внутренними переживаниями. Их и выявить трудно, и наблюдать нелегко, и особенно сложно формировать.
Основная цель слушания музыки как вида деятельности – приобщать детей к музыке, воспитывать устойчивый интерес и любовь к ней. В соответствии с этой целью главной воспитательной задачей по слушанию музыки является формирование первоначальных основ музыкальной культуры.
Закладывая элементарные основы музыкальной культуры, необходимо учитывать возрастные возможности детей.
Дети уже в раннем детстве различают общее настроение, характер музыки, воспринимают ее эмоциональное содержание. В младших группах у детей сравнительно слабая устойчивость внимания, быстрая его переключаемость – они лучше воспринимают небольшие произведения, яркие по своим образам. Четырех-, пятилетние дошкольники имеют некоторую эмоциональную устойчивость. Появляется заинтересованность содержанием произведений, рождаются вопросы, связанные с желанием узнать, о чем рассказывает музыка. У детей 5-7 лет вырабатываются произвольное внимание, умение сосредоточиваться при слушании. Они отличаются любознательностью, начинают более осознанно интересоваться музыкой.
По сравнению с инструментальной большее влияние на детей оказывает вокальная музыка, так как основана на единстве музыкального и литературного текстов, а ребенок всегда связывает звучание с какими-либо конкретными образами. Текст песен углубляет его представления об окружающем.
С детьми старшей и подготовительной групп, когда у них приобретены некоторые навыки слушания музыки (умение различать ее характер, средства выразительности и способность более длительное время сосредотачивать свое внимание на музыкальном звучании, можно проводить занятия, целиком посвященные слушанию музыки. В такое занятие могут быть включены 4-5 произведений (1-2 инструментальные, а остальные вокальные, новыми для детей должны быть не более 1-2. По времени оно может занимать 15-20 минут.
Важными особенностями репертуара, предназначенного для слушания детьми, должны быть идейная и тематическая направленность, жанровое разнообразие с учетом возрастных возможностей дошкольников. Отличительные качества детских музыкальных произведений для слушания – художественность и доступность.
Ценный источник первых музыкальных впечатлений малышей – народные напевы, близкие, родные интонации. В репертуар для слушания музыки включаются те из них, в которых простыми, выразительными мелодиями переданы конкретные, близкие детям образы, например русские народные песни ласкового, напевного, колыбельного характера – «Бай, качи-качи», «Летит галка» или легкие, подвижные, игровые песни для самых маленьких – «Петушок», «Ладушки». Используются также песни, литературный текст которых вначале посвящен близким, поэтичным образам природы, а в дальнейшем повествует о событиях, недоступных для детского восприятия. В этих случаях используются лишь первые куплеты: «Во поле береза стояла», «Земелюшка-чернозем», «Калинка», «У меня ль во садочке». Особое место занимают народные плясовые мелодии, которые вызывают положительные эмоции у ребенка с самых ранних лет. Это русские народные мелодии «Из-под дуба», «Ах, ты, береза», «Ах, вы, сени», «Как у наших у ворот», «Пойду ль я, выйду ль» и др.
Значительную художественную ценность представляет музыка русских классиков, написанная специально для детей, например «Детский альбом» П. Чайковского. Большинство произведений этого сборника доступны, близки дошкольникам по тематике, музыкально-образному строю. В них переданы картины детской жизни, веселых игр – «Марш деревянных солдатиков», «Игра в лошадки», «Новая кукла»; сказочные сюжеты – «Баба Яга», «Нянина сказка»; танцевальная музыка – «Вальс», «Мазурка», «Полька», «Русская»; поэтичная картина природы в пьесе «Песня жаворонка».
Интересны и разнообразны классические пьесы танцевального жанра М. Глинки («Детская полька», Н. Римского-Корсакова (фрагменты из оперы «Сказка о царе Салтане», С. Рахманинова («Полька», А. Глазунова («Галоп») и др.
Из произведений западных классиков в репертуар, предназначенный для слушания детьми, входят «Птичка» Э. Грига, «Смелый наездник» Р. Шумана, марши Ф. Шуберта и ряд других.
Совершенно напрасным является слушание классической музыки детьми перед сном, когда их мозговая активность сводится к минимуму. А если дети слушают музыку и не понимают ее, у них может пропасть к ней всякий интерес. Гораздо целесообразнее детям перед сном слушать колыбельные песни. Они отличаются тихой, монотонной, умиротворяющей мелодией и приводят ребенка в состояние спокойствия. При прослушивании колыбельных песен у детей возникает чувство защищенности от всякого рода воздействий внешнего мира, что способствует скорейшему их засыпанию.
Много внимания в программах по слушанию музыки детьми уделено произведениям советских композиторов – С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Д. Кабалевского, Ан. Александрова и др. Особую радость доставляют детям всем нам известные и полюбившиеся песни В. Шаинского, Г. Гладкова, Е. Крылатова, А. Рыбникова и др.
Процесс развития детского музыкального восприятия предполагает использование следующих методов: наглядного, словесного и практического.
В музыкальном воспитании наглядный метод имеет две разновидности: наглядно-слуховой и наглядно-зрительный. Наглядно-слуховой – важнейший метод музыкального воспитания, он заключается в прослушивании музыки. Применение зрительной наглядности имеет вспомогательное значение. Сюда входит: показ игрушек, олицетворяющих персонажей пьесы или песни, а также показ иллюстраций, репродукций картин, близких по настроению прослушиваемой музыки. Игрушки широко применяются в методике работы с малышами. Они «двигаются», «разговаривают» с детьми. Получаются как бы маленькие театрализованные представления, в процессе которых дети слушают музыку. Книжные иллюстрации, репродукции картин чаще при-меняются в работе со старшими дошкольниками. Поэтические картины природы, труд человека, различные явления действительности, переданные средствами изобразительного и музыкального искусства, дополняют детские представления. Могут быть применены и различные методические пособия, активизирующие музыкальное восприятие. Например, небольшие карточки, на которых изображены танцующие и марширующие дети. Слушая танец или марш, ребята могут показать карточку с условным обозначением.
Велико значение словесного метода в процессе развития музыкального восприятия. Слово педагога раскрывает содержание произведения, оно помогает детям глубже его прочувствовать и понять. Формы словесного руководства различны: краткие рассказы, беседы, пояснения, постановка вопросов. Слово, обращенное к детям, по своей тональности должно соответствовать характеру произведения: звучать тепло, ласково, когда говорится о лирическом образе; радостно, торжественно, когда речь идет о произведении праздничного характера; просто, дружески, когда исполняется пьеса, рисующая картинки быта.
Направляя внимание детей на восприятие вокальной музыки, педагог строит беседу, опираясь на единство музыкального и поэтического текста. Пе-ред тем как познакомить детей с инструментальной музыкой, педагог в не-скольких словах знакомит детей с ее содержанием. Например, перед прослушиванием сцены «Песня и пляска птиц» из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова педагог говорит, что весной в наши края прилетают из-за моря птицы, они вьют гнезда, выводят птенцов. Леса и рощи наполняются их щебетом и пением. Затем детям предлагается послушать, как прилет и пение птиц передаются в музыке. Предварять прослушивание музыкального произведения может стихотворение, если оно созвучно ему по настроению. Если произведение несложное, доступно пониманию детей (например, «Колыбельная» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова, «Вальс» Н. Леви, «Болезнь куклы», «Новая кукла» П. Чайковского, педагог может ограничиться перед слушанием только его названием. Беседа также может включить в себя сведения о композиторе, жанровой принадлежности произведения.
Хочется особо подчеркнуть необходимость осознания детьми тех настроений, чувств, которые выражены в музыкальном произведении. После его прослушивания педагог беседует о характере произведения, о том, какое настроение оно вызывает, о чем рассказывает музыка.
Пояснения педагога на занятиях с малышами предельны, коротки, обращены на основной образ. «Музыка веселая, плясовая, и наши куклы весело плясали под эту музыку», – говорит педагог, после того, как прозвучала народная плясовая мелодия. Или напоминает: «Вчера мы с вами гуляли и слышали: поют птички. Как они поют, как чирикают?» Дети отвечают. Педагог заканчивает: «А я спою вам песню о птичке».
В работе с детьми среднего и особенно старшего дошкольного возраста беседы носят более развернутый характер. Важно, чтобы дети поняли, что ха-рактер музыки передается определенным сочетанием выразительных средств: например, нежная, светлая, спокойная мелодия, как правило, звучит неторопливо, не громко, плавно; радостный, веселый характер музыки часто создается яркой звучностью, быстрым темпом, отрывистой или скачкообразной мелодией; тревожность передается с помощью низкого, сумрачного, отрывистого звука.
В процессе развития восприятия музыки также эффективен практический метод. С целью формирования наглядных представлений о некоторых музыкальных явлениях следует ориентироваться на мышечно-двигательные ощущения детей. Слушая музыку веселого или спокойного характера в младших группах, можно использовать движения с палочками, флажками, кубиками. В старших группах для выявления ритмических особенностей, различения регистров, можно также использовать различные двигательные элементы: постукивание, хлопки, поднимание, опускание рук и т. д.
Рассмотрим некоторые приемы развития музыкального восприятия.
1. Прием контрастного сопоставления музыкальных произведений. Для сравнения можно использовать контрастные произведения одного жанра (например, два марша, пьесы с одинаковым названием (например, два разных «Дождика», контрастные по характеру произведения.
2. Прием «цвет-настроение». Определенный цвет связывается с соответствующим настроением музыки. Пастельные, светлые тона соответствуют нежному, спокойному характеру музыки. Темные, густые тона – мрачному, тревожному настроению. Яркие тона – веселому, радостному, торжественному характеру. Детям можно раздать по две карточки, контрастные по цвету, соответствующие характеру прослушиваемых произведений, и объяснить, что, например, карточку красного цвета они поднимут, если услышат торжественную музыку, а темно-коричневую – если услышат тревожную музыку. Также детям можно предложить выполнить рисунок, передающий характер музыки.
3. Прием оркестровки музыкальных произведений. Оркестровать произведение – значит выбрать и использовать наиболее выразительные тембры инструментов, соответствующие характеру его звучания. Прием оркестровки побуждает детей внимательно вслушиваться в музыку, чтобы соотнести имеющиеся у них представления о выразительных и изобразительных возможностях тембров детских музыкальных инструментов с ее звучанием. Так, для того чтобы подчеркнуть бодрый, торжественный характер музыки, можно использовать яркий, четкий тембр барабана или бубна, а нежный характер – мягкий, нежный тембр колокольчика. Чтобы передать изобразительные моменты, например капельки дождя, можно взять звонкий треугольник или колокольчики, а шум автомобиля хорошо передадут погремушки, маракасы, трещотки. Прием оркестровки целесообразно применять после того, как ребята неоднократно прослушают произведение, ознакомятся с характером музыки.
4. Прием передачи характера музыки в движении. Данный прием включает в себя инсценировку песен, творческое использование танцевальных, образных движений.
Приемы развития музыкального восприятия можно варьировать, сочетать друг с другом. Такие варианты придают занятию живость, непосредственность, способствуют самостоятельности детей, развитию их творческой инициативы, проявлению выдумки, фантазии, а главное, повышают интерес к музыке.
Глубинная преемственность в культурных и нравственных традициях возникает лишь там, где ребенок начинает осваивать их с раннего возраста. Музыка обогащает духовный мир ребенка, воздействует на процесс становления его нравственных качеств. Кому же, как ни нам, людям искусства, найти заветную тропинку к душам наших детей и раскрыть мир Любви и Добра. Это нужно не только музыкальным руководителям, но и всем педагогам. Ведь педагог – это, прежде всего, духовный и нравственный наставник, праведник и гуманист. Без этих добродетелей мы не можем взывать к сознанию детей, не имеем на то морального права.