МААМ-картинки

Слушание музыки как вид музыкальной деятельности дошкольников

Екатерина Барашкина
Слушание музыки как вид музыкальной деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

С каждым годом все больше детей получает в детских садах систематическое музыкальное развитие. Первым звеном в системе музыкального воспитания является слушание музыки, благодаря которому у детей развивается интерес, любовь к ней, расширяется музыкальный кругозор, повышается музыкальная восприимчивость, воспитываются зачатки музыкального вкуса.

Публикация «Слушание музыки как вид музыкальной деятельности дошкольников» размещена в разделах

Известный советский композитор Д. Кабалевский обращал внимание педагогов на то, что музыка только тогда будет выполнять свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети по-настоящему научатся вслушиваться в нее и размышлять о ней. Композитор отмечал важность воспитания внимательного, понимающего слушателя с самого раннего детства.

Слушание музыки – уникальный вид музыкальной деятельности. Его уникальность состоит в тех развивающих возможностях, которые слушание обеспечивает как в плане музыкального, так и общего психического развития ребенка. Слушая музыку, ребенок познает мир во всем его многообразии, поскольку музыка отражает его в звуках разносторонне и полно. Музыку называют «языком чувств», она дает ни с чем несравнимые возможности для развития эмоциональной сферы детей. Музыкальное искусство включает в себя и интеллектуальное начало. В процессе восприятия и анализа музыки, у ребенка развивается мышление и воображение. При правильной организации процесса слушания музыки у детей формируются произвольное внимание, волевые качества.

Сила воздействия музыки на человека зависит от его подготовленности к восприятию. Развитие же восприятия музыки – работа сложная, так как она связана с тонкими, глубокими внутренними переживаниями. Их и выявить трудно, и наблюдать нелегко, и особенно сложно формировать.

Основная цель слушания музыки как вида деятельности – приобщать детей к музыке, воспитывать устойчивый интерес и любовь к ней. В соответствии с этой целью главной воспитательной задачей по слушанию музыки является формирование первоначальных основ музыкальной культуры.

Закладывая элементарные основы музыкальной культуры, необходимо учитывать возрастные возможности детей.

Дети уже в раннем детстве различают общее настроение, характер музыки, воспринимают ее эмоциональное содержание. В младших группах у детей сравнительно слабая устойчивость внимания, быстрая его переключаемость – они лучше воспринимают небольшие произведения, яркие по своим образам. Четырех-, пятилетние дошкольники имеют некоторую эмоциональную устойчивость. Появляется заинтересованность содержанием произведений, рождаются вопросы, связанные с желанием узнать, о чем рассказывает музыка. У детей 5-7 лет вырабатываются произвольное внимание, умение сосредоточиваться при слушании. Они отличаются любознательностью, начинают более осознанно интересоваться музыкой.

По сравнению с инструментальной большее влияние на детей оказывает вокальная музыка, так как основана на единстве музыкального и литературного текстов, а ребенок всегда связывает звучание с какими-либо конкретными образами. Текст песен углубляет его представления об окружающем.

С детьми старшей и подготовительной групп, когда у них приобретены некоторые навыки слушания музыки (умение различать ее характер, средства выразительности и способность более длительное время сосредотачивать свое внимание на музыкальном звучании, можно проводить занятия, целиком посвященные слушанию музыки. В такое занятие могут быть включены 4-5 произведений (1-2 инструментальные, а остальные вокальные, новыми для детей должны быть не более 1-2. По времени оно может занимать 15-20 минут.

Важными особенностями репертуара, предназначенного для слушания детьми, должны быть идейная и тематическая направленность, жанровое разнообразие с учетом возрастных возможностей дошкольников. Отличительные качества детских музыкальных произведений для слушания – художественность и доступность.

Ценный источник первых музыкальных впечатлений малышей – народные напевы, близкие, родные интонации. В репертуар для слушания музыки включаются те из них, в которых простыми, выразительными мелодиями переданы конкретные, близкие детям образы, например русские народные песни ласкового, напевного, колыбельного характера – «Бай, качи-качи», «Летит галка» или легкие, подвижные, игровые песни для самых маленьких – «Петушок», «Ладушки». Используются также песни, литературный текст которых вначале посвящен близким, поэтичным образам природы, а в дальнейшем повествует о событиях, недоступных для детского восприятия. В этих случаях используются лишь первые куплеты: «Во поле береза стояла», «Земелюшка-чернозем», «Калинка», «У меня ль во садочке». Особое место занимают народные плясовые мелодии, которые вызывают положительные эмоции у ребенка с самых ранних лет. Это русские народные мелодии «Из-под дуба», «Ах, ты, береза», «Ах, вы, сени», «Как у наших у ворот», «Пойду ль я, выйду ль» и др.

Значительную художественную ценность представляет музыка русских классиков, написанная специально для детей, например «Детский альбом» П. Чайковского. Большинство произведений этого сборника доступны, близки дошкольникам по тематике, музыкально-образному строю. В них переданы картины детской жизни, веселых игр – «Марш деревянных солдатиков», «Игра в лошадки», «Новая кукла»; сказочные сюжеты – «Баба Яга», «Нянина сказка»; танцевальная музыка – «Вальс», «Мазурка», «Полька», «Русская»; поэтичная картина природы в пьесе «Песня жаворонка».

Интересны и разнообразны классические пьесы танцевального жанра М. Глинки («Детская полька», Н. Римского-Корсакова (фрагменты из оперы «Сказка о царе Салтане», С. Рахманинова («Полька», А. Глазунова («Галоп») и др.

Из произведений западных классиков в репертуар, предназначенный для слушания детьми, входят «Птичка» Э. Грига, «Смелый наездник» Р. Шумана, марши Ф. Шуберта и ряд других.

Совершенно напрасным является слушание классической музыки детьми перед сном, когда их мозговая активность сводится к минимуму. А если дети слушают музыку и не понимают ее, у них может пропасть к ней всякий интерес. Гораздо целесообразнее детям перед сном слушать колыбельные песни. Они отличаются тихой, монотонной, умиротворяющей мелодией и приводят ребенка в состояние спокойствия. При прослушивании колыбельных песен у детей возникает чувство защищенности от всякого рода воздействий внешнего мира, что способствует скорейшему их засыпанию.

Много внимания в программах по слушанию музыки детьми уделено произведениям советских композиторов – С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Д. Кабалевского, Ан. Александрова и др. Особую радость доставляют детям всем нам известные и полюбившиеся песни В. Шаинского, Г. Гладкова, Е. Крылатова, А. Рыбникова и др.

Процесс развития детского музыкального восприятия предполагает использование следующих методов: наглядного, словесного и практического.

В музыкальном воспитании наглядный метод имеет две разновидности: наглядно-слуховой и наглядно-зрительный. Наглядно-слуховой – важнейший метод музыкального воспитания, он заключается в прослушивании музыки. Применение зрительной наглядности имеет вспомогательное значение. Сюда входит: показ игрушек, олицетворяющих персонажей пьесы или песни, а также показ иллюстраций, репродукций картин, близких по настроению прослушиваемой музыки. Игрушки широко применяются в методике работы с малышами. Они «двигаются», «разговаривают» с детьми. Получаются как бы маленькие театрализованные представления, в процессе которых дети слушают музыку. Книжные иллюстрации, репродукции картин чаще при-меняются в работе со старшими дошкольниками. Поэтические картины природы, труд человека, различные явления действительности, переданные средствами изобразительного и музыкального искусства, дополняют детские представления. Могут быть применены и различные методические пособия, активизирующие музыкальное восприятие. Например, небольшие карточки, на которых изображены танцующие и марширующие дети. Слушая танец или марш, ребята могут показать карточку с условным обозначением.

Велико значение словесного метода в процессе развития музыкального восприятия. Слово педагога раскрывает содержание произведения, оно помогает детям глубже его прочувствовать и понять. Формы словесного руководства различны: краткие рассказы, беседы, пояснения, постановка вопросов. Слово, обращенное к детям, по своей тональности должно соответствовать характеру произведения: звучать тепло, ласково, когда говорится о лирическом образе; радостно, торжественно, когда речь идет о произведении праздничного характера; просто, дружески, когда исполняется пьеса, рисующая картинки быта.

Направляя внимание детей на восприятие вокальной музыки, педагог строит беседу, опираясь на единство музыкального и поэтического текста. Пе-ред тем как познакомить детей с инструментальной музыкой, педагог в не-скольких словах знакомит детей с ее содержанием. Например, перед прослушиванием сцены «Песня и пляска птиц» из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова педагог говорит, что весной в наши края прилетают из-за моря птицы, они вьют гнезда, выводят птенцов. Леса и рощи наполняются их щебетом и пением. Затем детям предлагается послушать, как прилет и пение птиц передаются в музыке. Предварять прослушивание музыкального произведения может стихотворение, если оно созвучно ему по настроению. Если произведение несложное, доступно пониманию детей (например, «Колыбельная» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова, «Вальс» Н. Леви, «Болезнь куклы», «Новая кукла» П. Чайковского, педагог может ограничиться перед слушанием только его названием. Беседа также может включить в себя сведения о композиторе, жанровой принадлежности произведения.

Хочется особо подчеркнуть необходимость осознания детьми тех настроений, чувств, которые выражены в музыкальном произведении. После его прослушивания педагог беседует о характере произведения, о том, какое настроение оно вызывает, о чем рассказывает музыка.

Пояснения педагога на занятиях с малышами предельны, коротки, обращены на основной образ. «Музыка веселая, плясовая, и наши куклы весело плясали под эту музыку», – говорит педагог, после того, как прозвучала народная плясовая мелодия. Или напоминает: «Вчера мы с вами гуляли и слышали: поют птички. Как они поют, как чирикают?» Дети отвечают. Педагог заканчивает: «А я спою вам песню о птичке».

В работе с детьми среднего и особенно старшего дошкольного возраста беседы носят более развернутый характер. Важно, чтобы дети поняли, что ха-рактер музыки передается определенным сочетанием выразительных средств: например, нежная, светлая, спокойная мелодия, как правило, звучит неторопливо, не громко, плавно; радостный, веселый характер музыки часто создается яркой звучностью, быстрым темпом, отрывистой или скачкообразной мелодией; тревожность передается с помощью низкого, сумрачного, отрывистого звука.

В процессе развития восприятия музыки также эффективен практический метод. С целью формирования наглядных представлений о некоторых музыкальных явлениях следует ориентироваться на мышечно-двигательные ощущения детей. Слушая музыку веселого или спокойного характера в младших группах, можно использовать движения с палочками, флажками, кубиками. В старших группах для выявления ритмических особенностей, различения регистров, можно также использовать различные двигательные элементы: постукивание, хлопки, поднимание, опускание рук и т. д.

Рассмотрим некоторые приемы развития музыкального восприятия.

1. Прием контрастного сопоставления музыкальных произведений. Для сравнения можно использовать контрастные произведения одного жанра (например, два марша, пьесы с одинаковым названием (например, два разных «Дождика», контрастные по характеру произведения.

2. Прием «цвет-настроение». Определенный цвет связывается с соответствующим настроением музыки. Пастельные, светлые тона соответствуют нежному, спокойному характеру музыки. Темные, густые тона – мрачному, тревожному настроению. Яркие тона – веселому, радостному, торжественному характеру. Детям можно раздать по две карточки, контрастные по цвету, соответствующие характеру прослушиваемых произведений, и объяснить, что, например, карточку красного цвета они поднимут, если услышат торжественную музыку, а темно-коричневую – если услышат тревожную музыку. Также детям можно предложить выполнить рисунок, передающий характер музыки.

3. Прием оркестровки музыкальных произведений. Оркестровать произведение – значит выбрать и использовать наиболее выразительные тембры инструментов, соответствующие характеру его звучания. Прием оркестровки побуждает детей внимательно вслушиваться в музыку, чтобы соотнести имеющиеся у них представления о выразительных и изобразительных возможностях тембров детских музыкальных инструментов с ее звучанием. Так, для того чтобы подчеркнуть бодрый, торжественный характер музыки, можно использовать яркий, четкий тембр барабана или бубна, а нежный характер – мягкий, нежный тембр колокольчика. Чтобы передать изобразительные моменты, например капельки дождя, можно взять звонкий треугольник или колокольчики, а шум автомобиля хорошо передадут погремушки, маракасы, трещотки. Прием оркестровки целесообразно применять после того, как ребята неоднократно прослушают произведение, ознакомятся с характером музыки.

4. Прием передачи характера музыки в движении. Данный прием включает в себя инсценировку песен, творческое использование танцевальных, образных движений.

Приемы развития музыкального восприятия можно варьировать, сочетать друг с другом. Такие варианты придают занятию живость, непосредственность, способствуют самостоятельности детей, развитию их творческой инициативы, проявлению выдумки, фантазии, а главное, повышают интерес к музыке.

Глубинная преемственность в культурных и нравственных традициях возникает лишь там, где ребенок начинает осваивать их с раннего возраста. Музыка обогащает духовный мир ребенка, воздействует на процесс становления его нравственных качеств. Кому же, как ни нам, людям искусства, найти заветную тропинку к душам наших детей и раскрыть мир Любви и Добра. Это нужно не только музыкальным руководителям, но и всем педагогам. Ведь педагог – это, прежде всего, духовный и нравственный наставник, праведник и гуманист. Без этих добродетелей мы не можем взывать к сознанию детей, не имеем на то морального права.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о музыкальной гостиной «П. И. Чайковский: звуки музыки» для дошкольников ДОУФотоотчёт о музыкальной гостиной «П. И. Чайковский: звуки музыки» для дошкольников ДОУ 20 -21 мая 2019 года для всех дошкольников МБДОУ "Детский сад № 2 комбинированного вида" города Пикалёво прошли музыкальные гостиные " П.

Консультация для воспитателей «Ранняя профориентация в музыкальной деятельности дошкольников в аспекте ФГОС» ФГОС-это ориентация нового документа на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка в возрасте от (2 до 8 лет). Музыка и детская музыкальная.

Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности дошкольников»Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности дошкольников» Консультация для воспитателей "Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности дошкольников" Здоровье – одна из главных ценностей.

План по самообразованию «Развитие творческих способностей дошкольников посредством музыкальной деятельности» План по самообразованию музыкального руководителя Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной.

Развитие речи дошкольников средствами музыкальной деятельности Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. Все виды музыкальной деятельности (пение, слушание,.

Развитие творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности Развитие творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности. Составила музыкальный руководитель Терехова Т. Б. ДС №67 «Радость».

Слушание музыки как формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста Слушание музыки как формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Различные виды искусства обладают специфическими.

Создание условий для развития творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности Тема: «Создание условий для развития творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности» «Истоки творческих способностей и.

Виды музыкальной деятельности дошкольников Музыкальные способности проявляются и развиваются в процессе музыкальной деятельности. Музыкальная деятельность дошкольников – это различные.

Влияние театрализованной деятельности на формирование основ музыкальной культуры дошкольников 2 слайд «Детское творчество» является нормативным и постоянным спутником детского развития – Л. С. Выготский С самого раннего возраста ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Слушание музыки как вид музыкальной деятельности дошкольников
Опубликовано: 28 августа 2019 в 20:13
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Слушание музыки как вид музыкальной деятельности дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Барашкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД