елена савельева
Создание условий для развития творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Создание условий для развития творческих способностей дошкольников
«Истоки творческих способностей и
дарования детей – на кончиках их пальцев.
Другими словами, чем больше мастерства
в детской руке, тем умнее ребёнок»
(В. А. Сухомлинский)
Публикация «Создание условий для развития творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
В соответствии с ФГОС в образовательной программе каждого дошкольного учреждения появился такой раздел как «Поддержка детской инициативы». Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной детской деятельности детей по выбору и интересам. Самостоятельная деятельность в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка.
Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности,
обладающей эстетическим созданием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.
Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания в ДОУ - создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность
Музыкальная деятельность дошкольников может осуществляться в форме игр и творческих импровизаций на музыкальных инструментах, в движении, пении, театрально-исполнительской деятельности.
Цель: Создать условия для развития творческих способностей дошкольников в
самостоятельной художественной, музыкальной деятельности
Задачи:
1. Развивать, поддерживать детскую инициативу.
2. Создавать проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие
дошкольников применить имеющийся опыт музыкальной деятельности, проявить
инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи.
3. Воспитывать интерес к музыкальной творческой деятельности, взаимопомощь.
В цели и задачах чё тко прослеживается: чем по требованиям ФГОС раздел «поддержка детской инициативы» отличается от «самостоятельной деятельности детей».
Например, перед старшими дошкольниками ставится проблемная ситуация: диск с записью марша, под который дети должны были учиться маршировать «как солдаты» при подготовке ко Дню защитника Отечества, по словам воспитателя «испорчен». У педагога есть диск, на котором перемешаны музыкальные произведения различных жанров. «Хотите помочь? Что будем делать?» Дети приходят к выводу, что надо прослушать и выбрать марш. В ходе слушания отрывков музыкальных произведений дети проявляют активность, применяют свой музыкальный опыт.
Дети проявляют инициативу в разыгрывании продолжения ситуации, исполнении знакомого музыкального репертуара.
Большую часть времени ребенок проводит в группе детского сада, поэтому созданная в ней музыкальная среда имеет большое значение для воспитания и развития его креативности. Умение детей переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в другие условия помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности и инициативе.
В группе есть музыкальный уголок, где размещаются музыкальные инструменты и дидактические игры; в наличии магнитофон, флешки, на которые записывается новый музыкальный репертуар; диски с записью инструментальной музыки, детских песен и музыкальных сказок. В музыкальном уголке дети могут послушать любимые произведения в записи, спеть понравившиеся песни, сочинить мелодию на металлофоне поиграть в музыкально-дидактические игры.
Стараюсь, чтобы музыкальный уголок стимулировал самостоятельную деятельность детей, был помощником в их творчестве.
Одним из важнейших средств развития творческой инициативы в музыкальной деятельности детей являются музыкально – дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности : пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах.
Музыкально-дидактические игры просты и доступны, интересны и привлекательны. Такие игры используются в свободное от занятий время. Чаще в вечерние часы. Результативность и эффективность обучения в таких играх создается тогда, когда воспитатель сам активно участвует в этой игре, становится ее полноправным участником. Игра – прекрасная форма деятельности, способствующая привитию умения приблизить, расположить к себе всех детей, в том числе и малоактивных.
Около 15 % музыкальных игр должны быть предназначены для детей следующей возрастной группы, чтобы обеспечить зону ближайшего развития.
В интересной форме лэпбуков, изготовленных руками воспитателей, игры, находящиеся в их кармашках, вызвали неподдельный интерес у ребят. Очень важно для поддержки детской инициативы в музыкальной деятельности, чтобы у ребёнка была возможность выбора музыкальной игры, а для этого набор игр, пособий, детских музыкальных инструментов, должен быть достаточно разнообразным и постоянно меняющимся (смена части игр примерно 1 раз в 2 месяца).
Музыкальные игры и танцы имеют большие возможности для самостоятельного действия детей. Часто они включаются в сюжетно-ролевые игры, и порой танец, пение занимают ведущее место. Научившись играть, ребенок применяет свои умения в быту.
Среди игр основное место занимают «музыкальные занятия» и «концерты», основанные на опыте, приобретенном детьми, главным образом на занятиях.
Играя в «концерт», дети организуют чередование различных номеров, исполняемых группой детей - «артистов», для своих товарищей - «зрителей», с непременным участием «ведущего». Для того чтобы дети проявили инициативу в самостоятельной музыкальной деятельности, нередко бывает необходимо ставить проблему (нам поручили приготовить концерт для малышей, какие номера можем показать) Дети с удовольствием смотрят выступления воспитанников из других групп детского сада, узнают знакомые песни, тут же их исполняют.
Играя в «музыкальное занятие», ребята распределяют роли музыкального руководителя и воспитателя. В процессе игры копируют структуру занятия, поведение и интонации взрослых. Например, две девочки, изображая «музыкального руководителя» и воспитателя, сажают перед собой кукол и разучивают песню «Мы хотим поговорить о мамах». Одна из девочек строго говорит: «А это пойте тише, тоненьким голосочком».
В других сюжетно-ролевых играх дети используют песни, соответствующие их игровым действиям. Девочки, укачивая кукол, поют колыбельные песни.
Песня способствует более динамичному протеканию игры, организует действия детей. А игра «в семью» становится намного интересней, если хозяин, принимая гостей, играет на аккордеоне. Детский микрофон и элементы костюмов также инициируют возникновение игры и использование своего музыкального опыта для танцевальных и певческих импровизаций.
Таким образом, наша задача не только продумать пособия, игры и другие материалы, но и игровые, проблемные или практические ситуации, условия, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном музыкальном опыте, поощряющие детскую инициативу.
От праздников, всевозможных развлечений, концертов у детей остается много впечатлений. В повседневной жизни у них возникает желание повторить номера из праздничных программ, нарисовать рисунок к той или иной песне, что-то смастерить своими руками. Для этого вносятся в группы необходимые материалы, некоторые атрибуты, украшения, элементы костюмов. Рядом с муз. уголком расположен уголок декоративно-прикладного творчества, где дошкольник может выразить свои чувства и настроения на листе бумаги с помощью кисти и красок.
Не случайно рядом с музыкальным уголком я поместила и театральный уголок, где детское творчество проявляется в новом качестве.
Интересно проходят у старших дошкольников инсценировки с музыкальными инструментами, характеризуя персонажи разными музыкальными инструментами : птичку изобразит трель на металлофоне, белку - щелкание кастаньет, зайца - барабан. При этом отмечают: «Про лису надо играть мягко, про медведя - сильнее, он сердитый».
Детское музицирование обогащает ребенка впечатлениями, оказывает воздействие на развитие его творческих способностей, формирует моральный облик.
Одним из вариантов музыкальной игры можно назвать «оркестр» : выбирается дирижер и музыканты, которые исполняют несложную песню, отстукивая ритм на музыкальных инструментах. Роль воспитателя – поощрять творческую активность детей, учить их договариваться, следить, чтобы игра не превратилась в ссору.
Есть ещё один методический приём. С помощью музыкального руководителя воспитатель подбирает музыкальное сопровождение разных мероприятий, фоновую музыку для занятий по ИЗО деятельности, по ознакомлению с окружающим миром, тем самым обогащает музыкальные впечатления детей, укрепляет интерес к музыке. Пример: дети мастерят подснежники под звучание одноименной пьесы Петра Ильича Чайковского, рисуют и или читают стихи под звучание «Весны» Антонио Вивальди.
Дети очень любят играть на металлофоне, гармошке, бубне, барабане. Особенно им нравится играть на музыкальных инструментах, изготовленных их родителями. Они исполняют ритмические рисунки, выученные на занятиях, или же придумывают и исполняют свои мелодии, проявляя творчество. Часто детей привлекает процесс освоения нового инструмента. В таких случаях они обучают друг друга: те, которые хорошо играют на этом инструменте, показывают приемы тем, кто еще не умеет играть.
В группе всегда есть дети с музыкальными способностями, быстро запоминающие музыкальные произведения, играющие на нескольких детских инструментах. Они отличаются активностью, способны заинтересовать остальных. Поэтому можно поручать им организовывать в группе музыкально-дидактические игры, с которыми дети познакомились на музыкальном занятии. Такие ребята являются как бы примером для остальных, вызывают у них стремление тоже быть активными.
Встречаются дети, которые быстро справляются с поставленными задачами при исполнении какого-либо танцевального шага или движения. В результате он помогает выучить то или иное движение другим детям. В процессе самостоятельной художественной деятельности у детей развивается чувство товарищества, взаимопомощи.
Тесные связи устанавливаются между обучением на занятиях и развитием самостоятельной деятельности детей, когда музыкальный репертуар : игры, танцы, песни, которые ребенок хорошо усвоил с большим удовольствием исполняются им и в играх на прогулках.
Музыкальный руководитель консультирует педагогов, дает необходимые рекомендации, оказывает практическую помощь в руководстве самостоятельной музыкальной деятельностью дошкольников.
Вместе мы воспитываем художественный вкус, увлеченность, творческое воображение, формируем внутренний духовный мир ребенка. Стараясь, чтобы музыка заняла в жизни детей важное место, пробудила в них добрые чувства.
Только разрешив все эти задачи, можно добиться определенных успехов в развитии детского творчества. В результате последовательных, повседневных занятий уровень музыкального развития дошкольников значительно повысился. И воспитатель, в свою очередь:
* может лучше оценить творческие способности и наклонности детей, их приоритеты, желание музицировать самостоятельно и вовлекать других детей в музыкальные игры;
* способен незаметно для ребенка побуждать его проявить активность в различных видах музыкальной деятельности, создавая благоприятные педагогические условия.
В перспективе планирую оформить альбомы с картинками на сюжеты программных песен, побуждающие детей к игре на инструменте; приобрести диски с народной, классической музыкой, детскими песнями из мультфильмов и звучащие книжки с музыкальными сказками и клавиатурой.