Величко Елена
Слушание и активное восприятие музыки в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из важных задач музыкального воспитания детей является развитие музыкального восприятия. Оно - часть эстетического и обладает свойствами, характеризующими восприятие искусства в целом, а также имеет некоторые особенности, обусловленные спецификой музыкального искусства.
Проблема восприятия музыки - одна из наиболее сложных из-за субъективности этого процесса, и, несмотря на значительное количество освещающих ее наблюдений, специальных исследований, во многом еще не решена.
Публикация «Слушание и активное восприятие музыки в ДОУ» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2022
Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Родители и педагоги должны сделать все возможное, чтобы максимально оградить детей от современной, порой не высокохудожественной музыки, дать им возможность узнать и полюбить другую, настоящую музыку. Детство является периодом наиболее благоприятным, сенситивным для становления музыкальности и музыкальных способностей. Упущение этого периода невосполнимо.
Начну с того, что включает в себя восприятие музыки?
Это:
1. Восприятие, специально подобранной для слушания музыки
2. Восприятие музыки в связи с ее исполнением
3. Музыкально – дидактические игры для развития сенсорных способностей
Развитие восприятия музыки у дошколят происходит в процессе всех видов музыкальной деятельности.
Благодаря их использованию, дети приобретают знания общие и специальные, связанные в различными видами музыкальной деятельности.
Существует четыре вида восприятия музыки.
Это:
Образность - Совокупность средств музыкальной выразительности, используемых композитором для передачи содержания произведения и есть музыкальный образ.
Целостность. - Ребёнок воспринимает музыкальное произведение как единое целое, но в то же время на основе восприятия выразительности отдельных элементов музыкальной речи.
Эмоциональность. - Переживание красоты музыкального образа, настроения, которые пробуждает в нас музыка. Эмоциональность – неотъемлемая черта эстетического восприятия музыки.
Осознанность. - т. к. восприятие тесно связано с мышлением, то оно невозможно без осознания воспринимаемого нами содержания музыки
Восприятие (слушание, выделено в программе музыкального развития дошкольников в отдельный раздел, так как без него невозможно представить и другие виды музыкальной деятельности.
Так как, перед тем, как разучивать песню, танец, оркестровую пьесу или начинать работу над игрой-драматизацией, их нужно обязательно прослушать.
Слушая музыку, мы знакомим детей с разными стилями, жанрами и направлениями (народной, композиторской и современной музыки)
Развиваем способность эмоционально откликаться на нее, воспитывая музыкальный вкус.
Знакомим со средствами музыкальной выразительности
Подводим к запоминанию музыкальных произведений, накапливая музыкальный багаж и расширяя кругозор детей.
Для того, чтобы слушание и восприятие было интересным, увлекательным мы используем: беседы, стихи, загадки, иллюстрации, придумываем что –то интересненькое, опираясь на опыт самих ребят, интересные и увлекательные приемы, проблемную ситуацию в зависимости от возрастных особенностей детей.
Проблема воспитания слушателя с ранних лет очень актуальна!
Вот почему нельзя несмотря на частую нехватку времени на занятии исключать именно слушание музыкальной пьесы.
Во второй половине дня тоже нужно прослушивать музыку с детьми, использовать ее в режимных моментах, а изученную и знакомую детям музыку необходимо применять во время зарядки и в качестве заставок на праздниках и развлечениях.
На современном этапе меняются подходы к организации слушания (восприятия) музыки.
Раньше предполагалось, что дети должны слушать музыку сидя на стульчиках, пассивно.
Сейчас же на современном этапе меняются подходы к организации слушания и восприятия, от пассивного в активное.
«Не верьте тому, что человек может понять музыку сразу.
Это невозможно! К ней надо сначала привыкнуть!» Писал Одоевский.
Развитие музыкального восприятия у детей проходит несколько стадий.
1 стадия возникает при первом прослушивании музыкального произведения. На этой стадии ребёнок получает лишь общее впечатление о музыкальном образе. Задача педагога – помочь ребёнку понять, какие чувства вызывает у него эта музыка, выразить своё отношение к прослушанному.
2 стадия представляет собой процесс повторного восприятия и углубления в содержание произведения. При повторном слушании возникает привыкание к музыкальному произведению. Таким образом, у детей накопится запас любимых произведений. А это – залог формирования музыкального вкуса.
3 стадия – узнавание и осознанное восприятие хорошо изученного музыкального произведения, которое обогащено новыми музыкально-слуховыми представлениями. Ребёнок слушает музыкальное произведение и передаёт музыкальный образ в игре, пении, танце. На этой стадии важно дать ребёнку возможность проявить элементы творчества.
Существует несколько способов активизации слушания музыки :
1. Отгадываем
Перед тем, как слушать музыку с ребенком, задается вопрос, ответ на который можно найти, внимательно слушая произведение. Вопросы могут быть самые-самые разные: «продвинутые» вопросы о средствах музыкальной выразительности, особенностях мелодии, ритма или музыкальной формы. А могут быть и очень простые вопросы, для ответа на которые не нужно иметь музыкального образования, например:
• сколько раз прозвучали музыкальные тарелки
• в какой части зазвучали колокольчики
• когда музыка носила веселый характер, а в какой — грустный и так далее.
2. Сравниваем
Задача детей услышать изменения в музыке.
Можно сравнивать самые разные характеристики:
• громкая музыка и тихая
• высокий регистр и низкий
• мужской голос и женский
• звучание различных музыкальных инструментов и так далее
3. Сюжеты и образы
Основа этого способа в том, что музыкальное произведение — это не просто красивое сочетание звуков. Каждый композитор, когда пишет, закладывает в свое творение какую-то историю, эмоции и образы. С малышами лучше брать контрастные образы и придумывать интересный сюжет в соответствии с возрастом ребенка.
4. Фантазируем
Этот способ, с одной стороны, сложнее первых вариантов, потому что в нем нет готовых образов, но, с другой стороны, он очень интересный и здорово развивает воображение, фантазию и правое полушарие мозга.
Для него нужна тишина и несколько минут времени, когда вас никто не отвлекает. Закройте глаза и попробуйте представить себе картинку, которую навевает музыка. Где происходит действие? Это бал или старый замок с привидениями, или, может быть, это музей? Кто герой в этом небольшом спектакле — принцесса или приведение? А, может быть, это котята играют с клубочком ниток?
Это не так просто сделать, как кажется. Нужно отпустить блоки, дать волю фантазии и воображению, но это навык, который можно постепенно нарабатывать. А вот малыши как раз очень легко включаются в такую игру.
5. Визуальная картинка
Один из самых активных каналов восприятия информации у многих людей — это зрение. Поэтому использование визуальной картинки — ещё один способ слушать музыку, чтобы было интересно и ребенку и взрослому.
В этой роли могут выступать и фильмы, и спектакли, и музыкальные истории, а также мультфильмы. И здесь на помощь приходит ИКТ, которое может быть использовано только со среднего возраста дошколят.
Здесь мы уже не фантазируем, а просто наблюдаем за происходящим.
Важно знать, что время концентрированного слушания — это тоже навык, который нарабатывается.
С совсем маленькими детьми — это 20 секунд, а где-то к возрасту 5-ти лет может достигать 2-3-х минут (без остановок, но не более!
Чтобы ребенок глубже почувствовал характер музыки, активно пережил свои впечатления, необходимо сочетать восприятие музыки с практическими действиями, помогающими ему как бы «пропустить музыку через себя».
Это производит неизгладимое впечатление на маленького слушателя, ему словно открывается дверь в иной мир, он ощущает себя посвященным в какую-то тайну, а имя этой тайны – Искусство.
Таким образом мы с вами и воспитываем слушателя у которого развиваем чуткость, сострадание, сопереживание и т. д.
Например, при слушании пьесы «Болезнь куклы» П. И Чайковского ребята вспоминают свои ощущения во время болезни.
Во время слушания «Арабского танца кофе» мы как - будто вдыхаем аромат кофе, который мама варит по утрам
Знакомясь с «Танцем феи Драже» пробуем эти конфеты
Но порой несмотря на наши старания мы замечаем, что некоторые дети начинают елозить, теребить одежду, т. е. быстро теряют интерес к происходящему, к звучащему звуковому полотну.
Как же все- таки сделать процесс слушания и восприятия интересным и увлекательным? На помощь приходит активное слушание музыки.
То есть активное проживание музыки через действие.
Для успешного решения задач по музыкальному воспитанию, а конкретно по разделу активное слушание музыки, я опираюсь на теоретические разработки и практику известных ученых, педагогов: программа воспитания и обучения М. А. Васильевой «От рождения до школы», программа «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой.
Использую рекомендации Новиковой Г. П. «Музыкальное воспитание дошкольников (пособие для практических учреждений)
журналы «Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра»
Конспекты музыкальных занятий и развлечений по циклам «Времена года», «Музыка-язык наших чувств», «Как к нам музыка пришла».
Практический метод - один из эффективных в развитии музыкального восприятия, заключается в передаче характера музыки в движении (инсценировка песен, творческое использование танцевальных и образных движений, без него немыслимо активное восприятие музыки.
Зная потребность ребенка в движении можно способствовать эмоционально –образному восприятию музыки детьми старшего дошкольного возраста через музыкально –двигательные импровизации, позволить детям делать, то что подсказываем им сердце и конечно музыка.
Мы создаем дополнительные связи между слуховыми областями мозга и отделами двигательной коры, зрительными анализаторами, префронтальной корой (зоной эмоционального восприятия, когнитивной деятельности, социального поведения).
Таким образом и происходит активное восприятие музыки каждым ребенком по – своему, т. е. происходит процесс «освоения» музыки.
Вводный этап – важнейший в создании мотива для слушания.
Мотивом (побуждением к деятельности, связанным с удовлетворением потребности может стать целевая установка.
Например, «Слушай и смотри», «Слушай и танцуй», «Слушай и отдыхай»
Б. М. Теплов доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными реакциями (вокализациями, мелкими движениями пальцев и т. д.).
Движения успешно используются в качестве приемов, активизирующих осознание детьми характера мелодии, качества звуковедения (плавного, четкого, отрывистого, средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлетов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т. д.).
Эти свойства музыки можно моделировать с помощью движений рук (что доступно уже детям младшего возраста, танцевальных и образных движений.
Вот здесь наверняка уместно применить пластическое интонирование
Метод «пластического интонирования»- выражение музыки в жесте, один из методов активного слушания, воспитывающий музыкально-эстетическое сознание дошкольника.
-Восходящая и нисходящая мелодия - поднимающиеся и опускающиеся руки;
-Завершение музыкального развития- руки, отдыхающие горизонтально на коленях, голова наклонена вниз;
-Кульминационные точки - руки вытянуты над головой и т. д.
Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние.
Часто мы наблюдаем, когда пластическое интонирование возникает у детей спонтанно (от “переизбытка” чувств)
Педагог должен побуждать детей воспринимать музыку не только слухом, но и с помощью музыкально-ритмического движения.
Дети чаще ждут показа готового варианта пластического выражения, чем сами его придумывают.
Поэтому лучше ограничиваться только намеками подсказками, способными помочь ребенку творить.
Такое исполнение музыки движением дает педагогу увидеть, как слышит музыку каждый ребенок, оно раскрепощает ребят и заставляет их слушать произведение от начала до конца, не “выключаясь”.
Музыка Равеля «Игра воды».
Пластическая игра «Рыбки».
Из синих целлофановых пакетов, нарезала полоски разной длинны и связала их на резинку, получился рыбий хвост, он надевается на запястье руки.
Эта игра позволяет ребенку всем телом выразить эмоциональное состояние музыки, двигаться по всему залу самостоятельно или соединяться в целый косяк плавающих рыбок.
Пластическая игра «Море».
Натягиваете большое полотно голубой ткани (размер ткани определяется количеством детей, чем оно больше, тем эффект волн ярче) и под музыку Римского-Корсакова «Океан – море синее», ребята имитируют плеск волн.
Под впечатлением игры дети могут хаотично делать волнообразные движения, но нужно добиться от них полного соответствия волн с музыкой.
С появлением песочной терапии я стала использовать и этот способ интонирования у себя на занятиях.
Дети на песке пальчиком рисуют нужную линию… А остальные потом смотрят наглядно, какие линии получились…
Например, просмотр с детьми симфонической сказки «Петя и волк»
С. Прокофьева, где использовано рисование героев вызвало желание использовать песок самой для рисования мелодий к разным музыкальным пьесам. Такой вид деятельности объединяет в себе многое.
Таким образом, восприятие музыки требует различных методических приемов, активизирующих переживания детей и развивающих понимание особенностей музыкального языка.
Ограниченное время музыкального занятия не позволяет вести долгие беседы о музыке и продолжительное ее слушание.
Продолжением развития и активного восприятия музыки на занятиях могут быть тематические концерты, просмотр презентаций, музыкально-литературные вечера, посвящённые природным явлениям, календарным праздникам.
На каждом занятии у малышей использую образное активное слушание, в котором ребёнок находит образные, зрительные ассоциации к музыке.
Еще не умея говорить, двух-трех летние дети легко определяют с помощью незнакомой музыки, когда спит зайка в домике или прыгает, сильный дождь идет или капает чуть-чуть.
Для фантазеров же решать проблемные задачи с помощью своего воображения доставляет огромное удовольствие.
Часто беру в руки кисточку и слушая пьесу с детьми, рисую ею какой –то образ. Дети внимательно на нее смотрят, а потом угадывают, что нарисовала моя кисточка. Птичку или бабочку, цветок или дождик…
При этом я говорю, что если кисточка высоко рисует, то и высокая музыка позовёт к нам этих персонажей.
На звучание средней или низкой музыки к нам в гости придут уже другие гости: медвежонок, тигрёнок, машина и т. д.
В качестве наглядности использую мягкие игрушки, иллюстрации, кукольный и настольный театр, маски, шапочки, ширмы разных видов.
Дети средней группы из картинок: змея, самолет, черепаха, лошадка, выбирают лишь одну, когда я их спрашиваю о темпе или характере музыкальной пьесы.
И как пишет О. П. Радынова «Интерес детей к музыке, музыкальным занятиям необходимо постоянно поддерживать и оживлять. Приёмы развития музыкального восприятия можно и необходимо варьировать, сочетать друг с другом»
В непринуждённой игровой форме накапливается больше знаний в таком сложном разделе «Восприятие музыки». Подборка ДИ есть наверняка у каждого музыкального руководителя
Игра «Кто в домике живёт?» с целью, чтобы дети по музыкальному отрывку узнали, кто находится в домике. Также можно с помощью ширмы проводить игры с музыкальными инструментами, в качестве закрепления дети узнают на слух звучание музыкального инструмента.
Игра «Собери цветок».
Расположить картинки на стенд обратной стороной («лепестка, играть по принципу «Угадай мелодию». Кто из детей отгадывает произведение на слух, тот и снимает лепесток со стенда и показывает его детям, далее кладёт на стол к сердцевине цветка. И в качестве закрепления показывает композитора написавшего произведение, рассказывает по карточкам его содержание.
(это моторное звено восприятия, важнейший фактор запоминания).
Песенка-игра О. Девочкиной "Малыши и дождик".
Малыши стоят стайкой возле музыкального руководителя.
На первую фразу песенки дети стучат пальчиком по раскрытой ладошке и повторяют : "Кап-кап-кап".
На вторую фразу ритмично выполняют притопы ножкой, подпевая: "Кап-кап-кап!"
На припев малыши играют с дождиком в прятки и грозят ему пальчиком.
На второй куплет снова стучат пальчиком по раскрытой ладошке и повторяют : "Кап-кап-кап".
Данная песенка-игра способствует развитию ритмического слуха, окрашивает эмоциональный фон. Дети занимаются с большим удовольствием и ждут музыкальных занятий.
В средней группе, детям предлагается подвигаться под музыку «Клоун» Кабалевского.
В первый раз слушания пьесы результате действий, движений ребёнок получает собственные эмоции и собственное отношение к музыке.
Во второй раз можно предложить детям использовать при движении и погремушки, шапочку одному из детей или всем при наличии.
А в заключении предлагается уже прослушать произведение на стульчиках, при этом заменить разговор о музыке, тишиной, дети вспоминают свои собственные эмоции (педагог предлагает забрать музыку с собой, положить её в сердце, время слухового восприятия старший дошкольный возраст 30-40 секунд, младший возраст 10-15 секунд.
В старшем дошкольном возрасте такими произведениями являются фантазия Камиля Сен-Санса «Карнавал животных».
Дети без труда угадывают животных, с легкостью им подражают, фантазируют о том какое оно и что может делать под эту музыку, ярко передают их манеру движения, повадки.
При таком подходе музыка для ребенка становится близкой и осязаемой, а это очень важно для её восприятия.
Способ подачи музыкальных произведений, через игру должен составлять (90% -игра в движении, и только 10% -слушание на стульчиках).
Слайд Гедике «На слонах в Индии» старшая группа
Активному восприятию музыки, во время игры, способствуют использование других методов и приемов: это и выразительное исполнение произведения, умелого использования художественного слова и наглядных пособий, при пояснении его характера.
Как уже упоминалось ранее для эффективной работы по активному восприятию музыки использую ИКТ технологии.
Видео, мульфильмы с использованием классической музыки.
Это позволяет обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго его запомнить. Есть темы, при подаче которых ИКТ незаменимы.
Например, как познакомить детей с симфоническим оркестром или оркестром народных инструментов? Как научить различать тембры инструментов?
Интересно, ярко и понятно можно познакомить дошкольников с разными видами искусства, такими, как театр, балет, опера.
Но во всём в этом разнообразии нужна мера и конечно же вкус.
При организации активного слушания и восприятия музыки эффективен прием оркестровки музыкальных произведений, который заключается в использовании детьми шумовых музыкальных инструментов при повторном слушании музыки.
Этот прием применяется для развития творческих способностей детей и одновременно способствует приобретению навыков игры на шумовых музыкальных инструментах.
В ходе слушания музыки предлагается детям прохлопать ритмический рисунок произведения. Прием оркестровки применяется после того, как дети познакомятся с музыкальным произведением.
В последствии дети начинают активно играть на разных инструментах, экспериментируя со звуком.
Активному восприятию музыку как искусства звуков способствуют разные игры со звуком: держим звук, ловим, ощущаем и т. д.
Это способствует тому, что восприятие детьми музыкального произведения становится более полным, более детальным.
Для закрепления так же можно использовать и продуктивную деятельность. К ней можно приступить только тогда, когда дети хорошо познакомились с музыкальным произведением, прочувствовали его настроение, накопили слуховые и зрительные, двигательные впечатления. Использовать можно хлопки, шлепки и т. д. Все вышеизложенные элементы методики активного слушания музыки дают прекрасные возможности для формирования интереса к музыкальной деятельности воспитанников и воспитания внимательного слушателя, умеющего понимать, оценивать и любить настоящее.
С помощью активного слушания музыка станет ближе и осязаемее. Это важно, ведь она – одна из форм познания мира.