Наталья Янкина
Словесные игры для детей с ОВЗ в НОД и совместной со взрослым деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 146» г. Рязани
Словесные игры для детей с ОВЗ в НОД и совместной со взрослым деятельности
учитель-логопед:
Янкина Н. В.
Рязань, 2020 г.
«Словесные игры в непосредственно образовательной деятельности и совместной со взрослыми деятельности, с учётом особенностей психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ».
Своё выступление, мне хотелось-бы начать следующими высказываниями.
Публикация «Словесные игры для детей с ОВЗ в НОД и совместной со взрослым деятельности» размещена в разделах
- Игры для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Словесные игры
- Темочки
Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Сухомлинский В. А.
В игре детей есть часто смысл глубокий. Шиллер И.
Богатство языка есть богатство мыслей. Карамзин Н. М.
Игра это главный вид деятельности детей дошкольного возраста. Через игру дети:
знакомятся с окружающим миром;
изучают буквы и цифры;
тренируют память и внимание;
развивают логическое и нестандартное мышление;
изучают цвета и формы, времена года и дни недели;
стимулируют творческий и эмоциональный интеллект;
осваивают принципы здорового общения с другими людьми.
Совместная деятельность детей и взрослых - это деятельность двух или более участников образовательного процесса (взрослого и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием:
партнёрской позиции взрослого;
партнёрской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения в процессе образовательной деятельности).
Игры делятся на :
словесные;
игры с предметами;
настольно-печатные игры.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Педагог, проводя непосредственно образовательную деятельность, подбирает различные словесные игры, которые должны решать те или иные задачи.
Преимущества словесных игр :
можно рекомендовать родителям;
проводятся во всех возрастных группах;
опираются на имеющиеся представления у детей и позволяют углублять их;
решают мыслительные задачи;
развивают различные компоненты речи (звукопроизношение, фонематический слух, словарь, грамматический строй, связную речь);
способствуют развитию умения внимательно слушать
педагога и быстро находить ответ;
учат чётко и точно формулировать свои мысли.
Словесные игры следует подбирать с учё том возраста:
ранний возраст («Как тебя зовут?», «Кто позвал?», «Назови, кто (что) это?»);
средний возраст («Какой, какая, какое», «Что сначала, что потом», «Добавь словечко», «Отгадай загадку», «Съедобное – несъедобное»);
старший возраст («Я знаю…»,, «Слова-родственники», «Найди ошибку», «Доскажи…», «Кроссворд», «Сканворд», «Метаграмма»).
Словесные игры следует разделять по направлению коррекционной работы с ребё нком с ОВЗ:
на развитие звукопроизношения и фонематического слуха у детей с ТНР («Назови слова с заданным звуком», «Какое слово лишнее», «Пропускаем мы во двор слов особенных набор», «Подарки гостям», «Разные загадки кота Васятки», «Звуковая цепочка», «Логопедическое лото», «Придумай сказку про слова»,
на развитие лексики у дошкольников с ТНР («Развитие ассоциаций», «Классификация предметов по картинкам», «Найди лишний предмет», «Назови лишнее слово», «Пара к паре», «Послушайте слова и назовите только те, которые обозначают домашних животных», «Догадайтесь, каким будет четвёртое слово», «Для чего нужен», «Отгадай по описанию» и т. д.)
на развитие грамматического строя у дошкольников с ТНР («Что делает, что сделает?», «Чем отличаются слова?», «Чьи хвосты?», «Правильно назови листья», «Из чего сделано?», «Срани предметы по размеру», «Родственные слова», «Чего не стало?», «Кого вижу?», «Кому даёт?», «Чем работает?», «О чём говорит?», «Умей своё место?», «Мой, моя, моё», «Он, она, оно», «Назови ласково», «Закончи предложение», «Почемучкины вопросы» и т. д.)
Игры в образовании не помеха. Значит, пора переходить от слов к делу. Точнее, к игре. Игре в слова. Поиграем!
Игра «Зеркало».
Цель: развитие речевой и двигательной активности детей.
Ход игры:
Дети становятся в круг. Выбранный при помощи считалки ребёнок становится в центр круга. Все произносят:
Ровным кругом,
Друг за другом,
Эй, ребята (девчата, не зевать!
Что нам (имя водящего) Танечка покажет,
Будем дружно выполнять.
Ребёнок в центре круга показывает движения, повторяют, отгадывают. Отгадавший становится водящим, игра повторяется.
Игра «Словесные ассоциации».
Цель: развитие логического мышления и речи.
Ход игры:
Возьмите ключевое слово, связанное с определённым вопросом или изучаемой темой. Предложите написать слова, связанные с этим словом, которые им приходят в голову. Тем самым вы получаете «моментальный снимок» словарного запаса, который у данной категории ассоциируется с ним. Может быть, несколько команд и несколько слов.
Список использованной литературы:
1. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно)/Пособие по логопедии для детей и родителей. СПб. : Издательский Дом «Литера», 2005. 228с. :ил. – (Серия «Готовимся к школе»).
2. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – СПб. : СОЮЗ, 1999. – 160 с. : ил.
3. Лопухина И. С. 550 упражнений для развития речи. – СПб. : КАРО, Дельта, 2004. 336 с. С. – (Популярная логопедия)
4. Ткаченко Т. А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте: Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000. 48с. (Практическая логопедия).
5. Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом : Пособие для воспитателей дет. сада/ Под ред. Ф. А. Сохина – М. : Просвещение, 1991. -128 с. : ил. – ISBN 5-09-001142-7.
Интернет ресурсы:
6. https://mylektsii.ru/7-106976.html
7. https://www.maam.ru/detskijsad/slovesnye-igry-dlja-detei-mladshego-doshkolnogo-vozrasta.html
8. https://nii-evrika.ru/