Наталья Попова
Словесные игры с омонимами
▼ Скачать + Заказать документы
Играем с омонимами
Сегодня продолжу тему словесных игр. Об их пользе говорить снова мне кажется даже неуместным. Их значение столь велико, что трудно его охватить в одной фразе: и расширение словаря, и овладение родным языком, и развитие мыслительных процессов, и воображения, и формирование правильной и выразительной речи, одним словом, всё это вы знаете лучше меня.
Предлагаю вспомнить омонимы. Вы, конечно, помните, что это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по смыслу. В языке их великое множество.
Публикация «Словесные игры с омонимами» размещена в разделах
И предлагать детям находить их, играть с ними – значит, заботиться о развитии их языка. Когда этим заниматься, думаю, каждый педагог решает сам. Это зависит от уровня развитости детей. Но то, что это занятие для старших дошкольников, понятно и так, без пояснений. Но кроме пользы, это и развлечение, уверяю вас! Попробуйте сами составить список омонимов. С существительными этот процесс пройдёт достаточно быстро и легко. А вот со смешанными – сложнее.
Объясните детям на примерах, что это такое и дайте задание придумать как можно больше слов-омонимов. Пусть посоревнуются! Вот приблизительный и далеко не полный список:
существительные - омонимы: - коса, ручка, лист, лук, кран, кисть, замок, среда, лев, бычок, игла, ножка, лисичка, носик, молния и многие, многие другие.
Омоформы (смешанные). Они одинаковы по произношению, написанию и по звучанию, но принадлежат к разным частям речи – стекла (р. п. сущ. и гл., три (числ. и гл., рой (сущ. и гл., мечи (сущ. и гл.)
Заданий для детей тут можно придумать великое множество: это может быть кроссворд (сканворд, викторина, графическое изображение, ребус из омонимов, какой-то эпизод из их жизни.
Это интересно и увлекательно не только для детей, но и для взрослых!
В конце хочу предложить стишок, построенный на омонимах. Предложите детям найти эти интересные слова в нём, разъяснив им, если требуется, значения этих слов.
Игра в омонимы
Решил домой идти пешком,
В портфеле – классики.
Девчонки в парке городском
Играют в классики.
Подружкам радостно скакать,
Они ведь лёгкие.
А мне б скамейку отыскать –
Не те уж лёгкие!
Ещё мне надо забрести
В мясную лавку.
Но – стоп, вон там, на полпути
Увидел лавку.
Я сяду там, достану ключ
Своей квартиры.
А голоса, как горный ключ,
Звенят в эфире.
Но вдруг раздался звон стекла,
Кто бросил мячик?
И газировка вся стекла
Под лай собачий.
И очень прост стиха мотив –
Играй словами.
И радостный звучит мотив
Над головами.
Удачи и успехов вам!