Папки-передвижки

Слагаемые успеха воспитательной работы

Татьяна Хижняк
Слагаемые успеха воспитательной работы
▼ Скачать + Заказать документы

«… - Твердо верьте: все дети рождаются быть успешными.

Единственное, в чем они нуждаются, это в вере в них….»

М. Коллинз «Кодекс учителя»

Важнейшим открытием педагогики второй половины XX века следует считать внедрение в практику воспитания – принципа воспитания успехом. Успех рождает дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ребёнка. Это залог положительного отношения к воспитанию, учению, школе, науке, труду. Таким образом, ситуация успеха становится фактором развития личности.

Публикация «Слагаемые успеха воспитательной работы» размещена в разделах

Одним из важнейших принципов работы с подростками, стала опора на положительные качества. Ведущий метод воспитательной деятельности – создание «ситуации успеха». Успех должен быть доступен каждому ребенку. Если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех в жизни.

Созданию ситуации успеха уделялось внимание всегда, в разные времена. Новатор-педагог В. Ф. Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа с детьми была эффективной, должен сработать "эффект соленого огурца". Главное создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой "рассол"? Что взять за его основу?

Работая с подростками с девиантным поведением, я убедилась, насколько важным для них, чтобы выйти из трудной жизненной ситуации и встроиться в жизнь социума, является создание ситуации успеха. Доктор педагогических наук А. С. Белкин утверждает, что если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его светлое будущее. Организуя воспитательную работу, я большое внимание уделяю проблеме духовного становления личности и личному примеру. Считаю, что мои воспитанницы должны быть хорошими людьми: добрыми, отзывчивыми, милосердными, ответственными, справедливыми. Немаловажную роль при этом играет личность воспитателя. Как заметил немецкий педагог-демократ А. Дистервег, «самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель». Воспитатель, где бы он ни был, всегда должен помнить: он ответственен за сказанное слово и совершенное действие. Подростки чутко чувствуют фальшь и несправедливость.

Только умелый и компетентный подход к организации воспитательной работы, учет требований времени, а также интересов, умений, способностей и особенностей воспитуемых дадут желаемый результат. А результат воспитатель может увидеть не сразу, но он обязательно будет положительным.

Ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности.

Как определяется психолого-педагогический механизм ситуации успеха?

Следует различать понятия «успех» и «ситуация успеха».

Ситуация – это объединение условий, которые создают успех.

Успех – результат воздействия этой ситуации.

При создании ситуации успеха следует иметь в виду, что

• одноразовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое состояние и самочувствие ребенка;

• может стать пусковым механизмом дальнейшего развития ребенка как личности;

• даст возможность почувствовать веру в собственные силы;

• появляется желание достичь лучших результатов;

• возникает чувство внутреннего благополучия, которое влияет на отношение к окружающему миру и людям.

Нужно помнить:

• Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности.

• Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

• Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.

• Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.

• Если ребёнок растёт в ситуации принятия, он учится принимать других.

• Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым.

• Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.

• Если ребёнок живёт в понимании, и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Создание ситуации успеха - инициирование проявления физических и духовных сил личности, максимальное развитие ее способностей.

Алгоритм создания «ситуации успеха».

Педагогически оправдано создание для воспитанницы ситуации успеха – субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата (все целиком или какой-то части) самостоятельно выполненной деятельности.

Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и невербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.

1. Снятие страха.

Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

“Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”.

“Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения”.

“Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”.

2. Авансирование успешного результата.

Помогает педагогу выразить свою твердую убежденность в том, что его воспитанник обязательно справится с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в своих силах и возможностях.

“У вас обязательно получится”.

“Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.

3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности.

Помогает ребенку избежать поражения.

Достигается путем намека, пожелания.

“Возможно, лучше всего начать с…. ”

“Выполняя работу, не забудьте о…. ”

4. Внесение мотива.

Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

“Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”

5. Персональная исключительность.

Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.

“Только ты и мог бы….”

“Только тебе я и могу доверить…”

“Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…”

6. Мобилизация активности или педагогическое внушение.

Побуждает к выполнению конкретных действий.

“Нам уже не терпится начать работу…”

“Так хочется поскорее увидеть…”

7. Высокая оценка детали.

Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

“Тебе особенно удалось то объяснение”.

“Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”.

Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность.

В заключении хотелось бы сказать, что я формирую в коллективе воспитанниц микроклимат сотрудничества и взаимопомощи. Это стало стилем моей работы в стенах образовательной организации, а у воспитанниц от успеха рождается вдохновение, появляется интерес к выступлениям и они с большим желанием участвуют в различных мероприятиях.

Проживая ситуацию успеха, подросток обретает достоинство. В признании его человеческих и индивидуальных качеств он обнаруживает, что он чего-то стоит как человек. К тому же ситуация успеха порождает удовлетворенность жизнью на данный момент. Ситуация успеха, реализуя воспитательные задачи, является основой для формирования положительных эмоций к предстоящей деятельности, обеспечивает условия успешного выполнения задания, делая этот процесс эмоционально привлекательным для подростка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов/С. С. Кашлев. – Мн. : Выш. шк., 2002.

2. Щуркова Н. Е. Педагогические технологии. М., 1992.

3. Азаров Ю. П. Педагогика любви и свободы. М., 1994.

4. Стефановская Т. А. Классный руководитель. Иркутск, 2004

Публикации по теме:

Анализ учебно-воспитательной работы в смешанной разновозрастной группе Анализ учебно-воспитательной работы за 2014-2015 учебный год по смешанной разновозрастной группеГДО МОКУ «Олекминская СОШ». (предлагаю.

Фотоотчёт с конкурса «7-я-формула успеха»Фотоотчёт с конкурса «7-я-формула успеха» В нашем детском саду есть клуб молодой семьи, который называется "Семицветик". Семейный клуб создан с целью сотрудничества детского сада.

Из опыта работы «Использование игровых технологий в воспитательной работе с учащимися с ОВЗ»Из опыта работы «Использование игровых технологий в воспитательной работе с учащимися с ОВЗ» Как мы знаем, существуют разные виды деятельности: учёба, труд, игра, общение, творчество. Игра среди видов деятельности занимает немаловажное.

Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Слагаемые здоровья»Квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Слагаемые здоровья» .

Моё участие в конкурсе педагогов дошкольного образования «Лесенка успеха»Моё участие в конкурсе педагогов дошкольного образования «Лесенка успеха» В августе 2015 года в Приволжском районе Астраханской области прошел муниципальный конкурс педагогов дошкольного образования "Лесенка успеха".

Мотивационное пособие «Лестница успеха»Мотивационное пособие «Лестница успеха» Для любого ребенка очень важно положительное оценивание его деятельности, позитивный финал после каждого занятия. Ситуацию успеха легко.

Фотоотчет «Рассказ о том, как Никита испытал радость успеха»Фотоотчет «Рассказ о том, как Никита испытал радость успеха» из опыта работы, с детьми старшего дошкольного возраста17 ноября. День динозавров на МААМ. Уважаемые коллеги и гости мой странички, я хочу.

Планирование воспитательной работы на первый день сентября с детьми средней группы 4–5 лет Планирование воспитательной деятельности воспитателя с детьми средней группы на 1-ый день сентября. При планировании своей работы использую.

Создание ситуации успехаСоздание ситуации успеха Быть педагогом в детском саду так же многогранно и сложно, как всякое искусство. В зависимости от обстоятельств нам приходится выступать.

Фотоотчет о VII фестивале юных талантов «Секрет успеха»Фотоотчет о VII фестивале юных талантов «Секрет успеха» В этом году у нас в городе прошел традиционный VII фестиваль юных талантов «Секрет успеха». Организатором был Центр дополнительного образования.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Слагаемые успеха воспитательной работы
Опубликовано: 3 февраля 2020 в 16:32
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Слагаемые успеха воспитательной работы» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Хижняк в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД