Татьяна Хижняк
Слагаемые успеха воспитательной работы
▼ Скачать + Заказать документы
«… - Твердо верьте: все дети рождаются быть успешными.
Единственное, в чем они нуждаются, это в вере в них….»
М. Коллинз «Кодекс учителя»
Важнейшим открытием педагогики второй половины XX века следует считать внедрение в практику воспитания – принципа воспитания успехом. Успех рождает дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ребёнка. Это залог положительного отношения к воспитанию, учению, школе, науке, труду. Таким образом, ситуация успеха становится фактором развития личности.
Публикация «Слагаемые успеха воспитательной работы» размещена в разделах
Одним из важнейших принципов работы с подростками, стала опора на положительные качества. Ведущий метод воспитательной деятельности – создание «ситуации успеха». Успех должен быть доступен каждому ребенку. Если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех в жизни.
Созданию ситуации успеха уделялось внимание всегда, в разные времена. Новатор-педагог В. Ф. Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа с детьми была эффективной, должен сработать "эффект соленого огурца". Главное создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой "рассол"? Что взять за его основу?
Работая с подростками с девиантным поведением, я убедилась, насколько важным для них, чтобы выйти из трудной жизненной ситуации и встроиться в жизнь социума, является создание ситуации успеха. Доктор педагогических наук А. С. Белкин утверждает, что если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его светлое будущее. Организуя воспитательную работу, я большое внимание уделяю проблеме духовного становления личности и личному примеру. Считаю, что мои воспитанницы должны быть хорошими людьми: добрыми, отзывчивыми, милосердными, ответственными, справедливыми. Немаловажную роль при этом играет личность воспитателя. Как заметил немецкий педагог-демократ А. Дистервег, «самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель». Воспитатель, где бы он ни был, всегда должен помнить: он ответственен за сказанное слово и совершенное действие. Подростки чутко чувствуют фальшь и несправедливость.
Только умелый и компетентный подход к организации воспитательной работы, учет требований времени, а также интересов, умений, способностей и особенностей воспитуемых дадут желаемый результат. А результат воспитатель может увидеть не сразу, но он обязательно будет положительным.
Ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности.
Как определяется психолого-педагогический механизм ситуации успеха?
Следует различать понятия «успех» и «ситуация успеха».
Ситуация – это объединение условий, которые создают успех.
Успех – результат воздействия этой ситуации.
При создании ситуации успеха следует иметь в виду, что
• одноразовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое состояние и самочувствие ребенка;
• может стать пусковым механизмом дальнейшего развития ребенка как личности;
• даст возможность почувствовать веру в собственные силы;
• появляется желание достичь лучших результатов;
• возникает чувство внутреннего благополучия, которое влияет на отношение к окружающему миру и людям.
Нужно помнить:
• Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности.
• Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
• Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.
• Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.
• Если ребёнок растёт в ситуации принятия, он учится принимать других.
• Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым.
• Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.
• Если ребёнок живёт в понимании, и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Создание ситуации успеха - инициирование проявления физических и духовных сил личности, максимальное развитие ее способностей.
Алгоритм создания «ситуации успеха».
Педагогически оправдано создание для воспитанницы ситуации успеха – субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата (все целиком или какой-то части) самостоятельно выполненной деятельности.
Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и невербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.
1. Снятие страха.
Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.
“Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”.
“Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения”.
“Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”.
2. Авансирование успешного результата.
Помогает педагогу выразить свою твердую убежденность в том, что его воспитанник обязательно справится с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в своих силах и возможностях.
“У вас обязательно получится”.
“Я даже не сомневаюсь в успешном результате”.
3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности.
Помогает ребенку избежать поражения.
Достигается путем намека, пожелания.
“Возможно, лучше всего начать с…. ”
“Выполняя работу, не забудьте о…. ”
4. Внесение мотива.
Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.
“Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…”
5. Персональная исключительность.
Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.
“Только ты и мог бы….”
“Только тебе я и могу доверить…”
“Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…”
6. Мобилизация активности или педагогическое внушение.
Побуждает к выполнению конкретных действий.
“Нам уже не терпится начать работу…”
“Так хочется поскорее увидеть…”
7. Высокая оценка детали.
Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.
“Тебе особенно удалось то объяснение”.
“Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”.
Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность.
В заключении хотелось бы сказать, что я формирую в коллективе воспитанниц микроклимат сотрудничества и взаимопомощи. Это стало стилем моей работы в стенах образовательной организации, а у воспитанниц от успеха рождается вдохновение, появляется интерес к выступлениям и они с большим желанием участвуют в различных мероприятиях.
Проживая ситуацию успеха, подросток обретает достоинство. В признании его человеческих и индивидуальных качеств он обнаруживает, что он чего-то стоит как человек. К тому же ситуация успеха порождает удовлетворенность жизнью на данный момент. Ситуация успеха, реализуя воспитательные задачи, является основой для формирования положительных эмоций к предстоящей деятельности, обеспечивает условия успешного выполнения задания, делая этот процесс эмоционально привлекательным для подростка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов/С. С. Кашлев. – Мн. : Выш. шк., 2002.
2. Щуркова Н. Е. Педагогические технологии. М., 1992.
3. Азаров Ю. П. Педагогика любви и свободы. М., 1994.
4. Стефановская Т. А. Классный руководитель. Иркутск, 2004