Ольга Севостьянова
Консультация для родителей «Скоро в школу. Как помочь ребенку стать учеником»
Поступление в школу - не только важная ступенька в жизни ребенка, но и событие для всей семьи.
Основные вопросы, над которыми стоит подумать родителям будущего школьника, можно сформулировать следующим образом:
1. Что такое «готовность к школе» и есть ли она у Вашего ребенка?
2. Какие особенности развития могут негативно повлиять на успешность обучения и адаптации к школе? Что нужно сделать, чтобы по возможности их сгладить?
3. Куда обратиться, если необходим профессиональный совет по особенностям развития и обучения ребенка?
Публикация «Консультация для родителей „Скоро в школу, Как помочь ребенку стать учеником“» размещена в разделах
Многие родители считают, что готовность к обучению сводится к умению читать и считать. А что подразумевают под понятием психологическая готовность к школьному обучению специалисты?
Самый очевидный компонент готовности к школьному обучению - уровень умственного развития ребенка. Умственная готовность к школьному обучению предполагает прежде всего наличие у ребенка достаточного круга знаний и представлений об окружающем его мире, способность наблюдать, анализировать и понимать причинно-следственные связи в нем, обобщать понятия и выделять существенные стороны предметов и явлений, сравнивать их между собой - то есть умение интересоваться, думать и понимать. Психологи называют это познавательной активностью, именно она лежит в основе познавательных интересов и познавательной деятельности, без которых любое учение становится скучной, бессмысленной обязанностью. Познавательная активность очень важна и в дошкольном возрасте, именно она позволяет «почемучке» и экспериментатору дошкольнику приобрести знания о том, что его окружает. Эти знания станут фундаментом, на котором будет строиться здание школьного обучения, а связующим материалом окажется желание думать и понимать, узнавать новое.
В тесной связи с умственным идет и речевое развитие ребенка. Уровень овладения родной речью сильно влияет на успешность обучения. К сожалению, не только родители, но иногда и педагоги под развитием речи понимают только правильность произношения звуков. Правильность произношения звуков, несомненно, важна - не только ради «красоты» речи. Неправильное произношение очень часто - почти всегда - связано с недостаточным различением звуков и их сочетаний на слух, с неумением правильно выделять звуки в слове. Этот недостаток часто оказывается причиной большого количества ошибок в письменных работах: ребенок «пишет, как слышит», а слышит неточно, нечетко, не различая сходные по звучанию звуки. Однако развитие речи не определяется только наличием или отсутствием дефектов произношения. Важно и то, насколько богат словарный запас ребенка, владеет ли он правильным изменением (согласованием) слов в словосочетаниях, не ошибается ли в воспроизведении слов из 3-4-5 слогов, понимает ли и использует ли предлоги, в том числе и сложные («между», «из-под», «из-за», «через»).
Особого внимания заслуживает способность ребенка рассказывать, описывать, пересказывать, то есть составлять текст-монолог: может ли он составлять развернутые предложения, состоящие из четырех и более слов, использует ли сложные предложения, состоящие из нескольких частей, объединяя их союзами «так как», «поэтому», «потому что», присутствуют ли в его рассказе прилагательные, наречия и причастия, правильно ли он согласует слова в предложениях. Если его рассказ скуден и непоследователен, предложения состоят только из подлежащего и сказуемого, он допускает грамматические ошибки, не может передать суть описываемого события, школьные требования вызовут у него большие трудности.
Кроме системы знаний об окружающем мире, природе, обществе, ребенок перед школой должен владеть специальными представлениями, которые помогут ему усвоить школьный материал, и элементарными учебными навыками. Правильно подготовленный к школе ребенок должен различать пространственное расположение предметов и уметь обозначать его словами (сверху, снизу, справа, слева, за, перед и т. д., определять величину и соотношение предметов, используя понятия «больше», «меньше», «ниже», «выше», «узкий», «широкий», «короткий», «длинный», «часть», «целое», знать основные геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг, овал, прямоугольник, уметь их назвать и изобразить, различать и правильно проводить горизонтальные, вертикальные, наклонные линии.
В 5-6 лет у ребенка формируются предпосылки учебной деятельности: умение принять учебное задание, анализировать его условия и целенаправленно выполнять 10-15 минут, удерживая инструкцию и не отвлекаясь на случайные стимулы и ассоциации. Он уже может планировать свои действия и с удовольствием это делает, способен по словесному указанию запомнить и выполнить 3-4 последовательных действия.
Большое значение имеет также умственная работоспособность - время, которое ребенок способен быть сосредоточенным на умственной деятельности. Если через 5-7 минут он уже «сыт по горло», отвлекается, ищет любые предлоги, чтобы убежать от занятия - трудности на школьных уроках обеспечены. Не менее важны здоровье и физическая выносливость, точные, координированные движения кистей и пальцев: ведь предстоит по нескольку часов в день с небольшими перерывами сидеть, смотреть, слушать, думать, писать, рисовать.
Школьные успехи зависят также от того, насколько ребенок готов к роли ученика - ведь бывает и так, что вполне способный справиться со школьными заданиями первоклашка не понимает ситуацию, в которой он очутился и не может найти в ней свое место. Он не понимает, зачем надо выполнять «скучные» задания, не умеет вести себя так, как это принято в школе, не находит общего языка со сверстниками, не способен адекватно оценить свою работу, не прикладывает усилий для преодоления трудностей. В таком случае даже хорошие умственные возможности ребенка не избавят его от неприятностей: низкий уровень достижений, конфликты с учителем и сверстниками, непонимание и неприятие школьной ситуации будут препятствовать его успешному вхождению в школьную жизнь.
«Но мы не психологи, - могут сказать многие родители, - как нам определить, насколько ребенок готов к школе? И что делать, чтобы правильно подготовить его?».
Говорите с ним побольше: обо всех событиях, которые он пережил в течение дня, о просмотренных мультиках, прочитанных вслух книжках. Это позволит Вам составить представление и о его словарном запасе, и о правильности и распространенности речевых конструкций, и о способности выделять главное, понимать причинно-следственные связи. Порисуйте или полепите вместе, описывая в словах, что и как изображаете, и Вам станет очевидным, насколько ребенок усвоил пространственные представления, понятия величины и соотношения, насколько точны и координированы движения его пальцев. Поиграйте в слова, называя по очереди слова на какую-либо букву или на последнюю букву предыдущего слова, и Вы сможете оценить не только его словарный запас, но способность выделять звуки в словах, и умственную работоспособность, и заинтересованность в умственной деятельности. Предложите другую игру - «в загадки» : Вы перечисляете предметы мебели, а ребенок «отгадывает» обобщающее слово, например, «мебель», или наоборот, Вы называете обобщающее слово, а ребенок перечисляет предметы, которые оно объединяет. Степень трудности можно варьировать - от элементарных (одежда, еда) до требующих определенного кругозора (например, дикие звери южных стран или насекомые). Можно поиграть в сравнения (например, что общего и чем отличаются кукла и девочка, мячик и арбуз, троллейбус и трамвай) - Вам станет очевидной способность ребенка анализировать и выделять существенные признаки. Поиграйте в «умного робота» : Вы даете ребенку инструкцию, состоящую из 3-4 последовательных действий, а он ее выполняет - так вы сможете оценить, насколько он может сосредоточиться и контролировать свою деятельность, удерживая в голове последовательный план.
Важные критерии, на которые следует обратить внимание: насколько ребенку интересна такая деятельность, как быстро он устает и теряет интерес, как оценивает собственные достижения (адекватно полученным результатам, безразлично, видит ли свои промахи, не слишком ли тревожен и обеспокоен неудачами). Если вам трудно оценить успешность Вашего ребенка, не поленитесь поговорить и поиграть с несколькими его друзьями-сверстниками - у Вас появится материал для сравнения.
Заниматься со своим ребенком не всегда легко и просто иногда доброжелательность, спокойствие, выдержка даются нелегко. Нужно научиться не огорчать его своим неудовольствием и не сердиться за непонимание и неумение. В то же время никто лучше Вас не знает своего ребенка, может найти к нему подход. И ничье мнение и ничья поддержка не важны для него в такой степени, как Ваши.
Занятия должны быть короткими (10-20 минут в зависимости от интереса и усердия ребенка) и регулярными (каждый день или 3-4 раза в неделю - только так можно обеспечить непрерывность обучения). Никогда не переходите к следующему заданию, если предыдущее не выполнено: надо дать ребенку получить удовлетворение от достигнутого, и только потом переходить к чему-то новому. Цель должна быть новой и интересной, всегда чуть-чуть сложнее, чем уже освоенное, но достижимой для ребенка (иногда с небольшой Вашей помощью). Помните, что неудачи снижают интерес к новому, затрудняя дальнейшее обучение.
Чем целесообразно заниматься? В пять лет - рисовать, раскрашивать, лепить, строить из конструктора (не только как получится, но и по образцу, по замыслу, нанизывать бусы, складывать мозаики, головоломки, разучивать стихи и «чистоговорки» … С пяти с половиной - шести лет помимо перечисленного стоит уделить внимание чтению, счету, прописям. Существует много вполне доступных вспомогательных средств для развития мышления, координации движений, умения целенаправленно трудиться - всевозможные конструкторы, мозаики, раскраски, пособия - «обучалки», не забывайте про пластилин и краски с бумагой, а за год до поступления в школу поищите в продаже специальные тетрадки для подготовки руки к письму со всевозможными штриховками и обводками.
Когда надо начинать готовиться к школе? Никогда не рано и лучше поздно, чем никогда. И не только на специальных занятиях. Обучать можно буквально с рождения. Ваши совместные с малышом игры, пример и помощь в действиях с предметами в самом раннем возрасте, внимание к бесконечным «почему?», сказки и совместные игры с ребенком постарше, привлечение его к бытовым делам и самообслуживанию, интерес к его занятиям, разговоры о том, что происходит вокруг, обсуждение прочитанного и увиденного - все это обучение, которое ведет за собой развитие ребенка. Дошкольник любознателен, он легко запоминает то, что вызвало интерес - старайтесь удовлетворить его любопытство, расширяя при этом круг представлений, обучая анализировать, выделять сходство и различие, замечать связь между причиной и следствием. Он повсюду сует свой нос, хочет попробовать все сделать сам - не ограничивайте его стремление к деятельности (в рамках его безопасности, конечно же, не удивляйтесь желанию разобрать новую игрушку (лучше помогите потом собрать опять, не прогоняйте с кухни, когда он хочет с Вами вместе месить тесто и лепить пирожки. Все это поможет сделать его голову думающей, а пальцы сильными и точными. И помните, что лучше всего он усвоит то, что будет казаться ему важным и интересным, а важным и интересным будет ему казаться то, что с удовольствием делают близкие и важные для него люди - мама и папа. Поэтому если вы хотите научить его чему-нибудь, прежде всего это должно вызывать интерес и удовольствие у Вас.
Очень важным является умение ребенка сосредоточенно работать, не отвлекаясь от конечной цели своей деятельности. В значительной мере это качество связано с воспитанием - если ребенок под руководством взрослого освоил действия с разными предметами, рисование, конструкторы, пластилин, то и в учебных занятиях он показывает умение сосредотачиваться, целенаправленно выполняя предложенное задание.
Но бывают случаи, когда повышенная отвлекаемость и быстрое утомление от умственной нагрузки обусловлены особенностями нервной системы ребенка. Врачи в таких случаях говорят о минимальной мозговой дисфункции - несбалансированности основных мозговых процессов. Самыми частыми ее проявлениями бывают избыток двигательной активности, неустойчивое внимание, недостаточная целенаправленность в действиях, повышенная утомляемость. И при подготовке к школе, и при школьном обучении такие дети требуют особого внимания.
Гиперактивные дети нередко бывают раздражительными и вспыльчивыми, быстро огорчаются и интенсивно переживают свои огорчения. Импульсивность поступков (“сначала сделает, а потом подумает”) приводит к тому, что ребенок часто попадает в ситуации, опасные для него, например, бежит по улице, не глядя на приближающийся транспорт. В состоянии возбуждения гиперактивный ребенок может сломать попавший ему в руки предмет, разорвать или смять тетрадь и т. п. Неумение управлять своим поведением затрудняет игры со сверстниками.
Такой ребенок вызывает беспокойство и раздражение взрослых, нередко считающих, что он не хочет сосредоточенно работать, не хочет подчиняться дисциплинарным требованиям. Беда ребенка заключается в том, что он не “не хочет”, а не может вести себя соответственно школьным правилам поведения из-за специфических нарушений функционирования мозговых систем. Такому ребенку очень трудно на чем-то сконцентрироваться, последовательно и целенаправленно что-либо выполнять. Естественно, что учебная деятельность, требующая, прежде всего сосредоточенности, целенаправленности и самоконтроля, оказывается для него особенно трудной.
Если не понимать трудности, которые испытывает гиперактивный ребенок в общении и обучении, если бесконечно ругать его, «воспитывая» правильное поведение, у него легко формируется и фиксируется негативная самооценка, возникают протестные реакции. Эти вторичные расстройства сильно осложняют жизнь ребенка и его близких.
Как помочь гиперактивному ребенку? В основе этого состояния, как правило, лежит более или менее выраженная дисфункция нервной системы. Поэтому каждый ребенок с проявлениями гиперактивности должен быть проконсультирован врачом (неврологом или психоневрологом, при необходимости ему назначают медикаментозное лечение. Но таблетками не исчерпываются возможности помощи. Очень многое зависит от того, как поведут себя родители, какую воспитательную стратегию они изберут, как подготовят ребенка к школьной жизни.
Воспитание гиперактивного ребенка требует от родителей немалых усилий, а главное - твердости и последовательности. Такой ребенок остро нуждается в четкой организации своей жизни - такая организация должна не подавлять его активность, а призвана помочь в усвоении правил поведения, знаний и навыков. Прежде всего это ясные границы, определяющие допустимое поведение. У ребенка нельзя “идти на поводу” - это приведет только к усилению хаоса. В то же время нельзя требовать от него того, что ему не под силу - это закономерно приведет к непослушанию, протесту, а самое неприятное - к отношению к самому себе как плохому, непослушному. Правила, предлагаемые ребенку, должны быть простыми, ясными, насколько это возможно, немногочисленными. Необходимым является также четкий режим дня. Гиперактивные дети часто страдают так называемой дизритмией - у них с трудом устанавливается суточный биоритм, они плохо засыпают, тяжело просыпаются утром, уровень активности в течение дня может непредсказуемо колебаться. Режим дня способствует налаживанию внутреннего ритма, однако для этого он должен быть постоянным, а не осуществляться от случая к случаю.
Гиперактивных детей следует обязательно готовить к школе. Но «готовить» - значит не только учить читать и писать. Гиперактивного ребенка, как и любого другого, надо научить учиться - слушать, выполнять определенные инструкции, быть внимательным и последовательным, помочь ему освоить правила поведения в школе. Именно это гиперактивным детям дается труднее всего. Занятия с ребенком следует строить так, чтобы его деятельность оказывалась успешной, а поставленная цель - достигнутой. Очень важно, чтобы ребенку было интересно то, что он делает, понятно, что это, зачем, что предполагается получить в результате. Свободное творчество в любой деятельности - прекрасное занятие, однако гиперактивного ребенка необходимо научить также делать что-то по образцу, повторять при необходимости уже проделанные действия, получать результат, соответствующий поставленной цели, оценивать его.
Речевое развитие ребенка - важнейшая база школьного обучения. Большинство информации на уроках он будет получать в речевой форме, качество ответов учителю (а, следовательно, и оценки, и ощущение собственной успешности или неуспешности) также зависят от того, насколько ребенок может облечь в связные слова свои знания и мысли. Обучение чтению невозможно без представления о звуках, из которых состоит слово, умения слышать и выделять в слове отдельные звуки и соотносить их с изображением - буквами. Без этого также нельзя научиться грамотно писать, как и без владения грамматическим строем родной речи.
Задержка речевого развития может быть следствием особенностей, имеющихся в развитии ребенка (например, мозговой дисфункции, или недостатка внимания к ребенку (когда взрослые не считают разговоры с малышом важным делом) Особенно неблагоприятно сочетание этих двух факторов: если ребенок «неречистый», поздно начал говорить, большую часть времени молчит или объясняется междометиями, а взрослых это не только не беспокоит, но и вполне устраивает - не отвлекает по пустякам, не мешает смотреть телевизор… Недостатки речи влекут за собой серьезные проблемы: ограничивают общение, затрудняют понимание и усвоение словесной информации, нарушают освоение чтения и письма.
Недостатки звукопроизношения могут наблюдаются у детей с нормальным речевым развитием - его формирование заканчивается к 5-5,5 годам. К этому возрасту ребенок должен научиться правильно произносить все звуки, не путать их между собой и правильно использовать в своей речи. Но - независимо от возраста - если ребенок искажает какие-то звуки, упорно заменяет одни звуки, которые уже умеет произносить, другими, необходимо обратиться к логопеду. Замены и смешения звуков, особенно близких по звучанию и способу произнесения, могут быть признаком того, что ребенок плохо различает их на слух. Этот дефект не всегда сопровождается неправильным произнесением звука, но создает колоссальные трудности при освоении письма. Поэтому консультация логопеда желательна перед началом школьного обучения (лучше всего за год, даже если «вроде все в порядке», и совершенно обязательна, если ребенок неправильно произносит или путает звуки.
Консультация логопеда необходима и в тех случаях, когда у ребенка смазанная, невнятная, грамматически неправильная речь, бедный словарный запас, скудный объем знаний об окружающем мире, он не умеет пересказывать простые тексты или рассказывать истории, путается во временных понятиях, с трудом улавливает причинно-следственные связи в явлениях окружающего мира или литературных сюжетах. Это означает, что у него есть проблемы, которые надо преодолеть с помощью специалистов как можно раньше, пока они не стали препятствием для его развития и успешного обучения. Квалифицированно проанализировать эти проблемы и решить вопрос о направленности коррекционных занятий может только логопед. Но Ваша задача - не только обратить внимание на тревожащие особенности речи ребенка и обратиться к логопеду за консультацией, но и стать участником коррекционного процесса. Побольше разговаривать с ребенком, рассказывать, читать вслух, внимательно выслушивать его, помогать в составлении предложений и связных рассказов, совместно выполнять «домашние задания», предложенные логопедом - вполне посильное участие сделает логопедические занятия более эффективными, а преодоление речевых недостатков более быстрым.
А вот если ваш ребенок имеет недостатки речевого развития (если он поздно заговорил, если он не может пересказать сказку или мультфильм, использует мало слов и примитивные предложения, неправильно произносит и слышит какие-то звуки, то ему будет нелегко в любой школе. Для успешного овладения чтением и письмом такой ребенок обязательно нуждается в дополнительной индивидуальной работе с логопедом, систематической и регулярной. Для того, чтобы общая нагрузка не оказалась чрезмерной, он нуждается в менее интенсивной программе и щадящем режиме.
Наведите порядок в игрушках: любимые оставьте (ведь игровое детство не заканчивается первого сентября, и ребенок еще долго будет с радостью возвращаться к ним, а ненужные, неинтересные, невостребованные уберите куда-нибудь, чтобы они не занимали место и не создавали беспорядок. Научите его поддерживать порядок на своем рабочем месте, выделив специальные места для всех необходимых предметов (карандашей и ручек, точилок, ластиков, тетрадок и прочих важных мелочей школьной жизни).