Эльзара Радченко
Конспект интегрированной НОД по нравственному воспитанию с элементами театрализации в старшей группе «Сказочный калейдоскоп»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированной НОД по нравственному воспитанию и театрализованной минутки в старшей группе
Тема: «Сказочный калейдоскоп»
Публикация «Конспект интегрированной НОД по нравственному воспитанию с элементами театрализации в старшей группе „Сказочный калейдоскоп“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Сценарии по сказкам
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
Цель: формирование культуры на основе нравственных ценностей, показывающая первые нравственные правила жизни : послушание – трудолюбие – любовь (забота, милосердие). В игровой форме уточнить и закрепить у детей понятия добра и зла, желание «делать хорошо» и не «делать плохо», идти дорогою добра, поступать хорошо.
Задачи: нравственное развитие и воспитание детей, и приобщение их к духовным ценностям, моральным нормам для жизни личности, семьи, общества; творческого развития; любовь к семье, Родине, природе. Развивать милосердие, сострадание, послушание родителям, доброе отношение к окружающему миру, дружелюбие, взаимопомощь, ответственность и забота. Умение воспринимать качества и свойства предметов, побуждать детей к рассматриванию окружающего мира с позиции красоты и добра; умение отвечать на вопросы: «почему? для чего? как? откуда?». Воспитание интереса и любви к малой Родине на основе ознакомления с народными сказками, совершенствовать грамматический строй речи; дальнейшего развития интереса к художественной литературе и чтению, развитие связной речи, обще речевых навыков; развивать речевые умения при пересказывании литературного произведения по ролям, выразительно производя диалоги действующих лиц; развитие эмоциональной отзывчивости, эмпатии; развивать зрительное восприятие, внимание, память, координацию речи с движениями; развивать координацию движений «глаз – рука. Побуждать детей к высказыванию собственной точки зрения на обсуждаемую тему. Помочь раскрыть проявление нравственных качеств через мимику, интонацию. Развивать способность слышать и воспроизводить красоту звуковой картины мира воспитывать творческую самостоятельность, навыки дружелюбного общения.
Средства: наглядные иллюстрации к стихотворению «Что такое хорошо и что такое плохо», цветные круги синего и жёлтого цвета, наглядные иллюстрации неба и облаков, музыкальные композиции.
Предварительная работа: беседы о добродетели, заучивание пословиц о доброте, чтение художественного слова – рассказов, стихотворений об этике, прослушивание музыкальных произведений, этические беседы; игры: «Вспомни сказки», «Четвёртый лишний»; чтение сказок народов мира; обыгрывание, словарная работа на обогащение и активизацию словаря в совместной деятельности педагога с детьми (беседы, словесные игры, рассматривание картин и т. д.); вырезание силуэтов и контурное рисование животных (медведь, белка, заяц, просмотр мультипликационных фильмов: «Сказки народов Мира»; повторение пальчиковой гимнастики: «Солнце, ветер, луна»;
Индивидуальная работа:
• развивать у Насти Ч. умение высказывать свои предположения, делать простые выводы;
Методы:
• наглядные (иллюстрации, «картина художника»);
• словесные (художественное слово, вопросы);
• практические (игры);
Материал:
• иллюстрации к сказке; «картина художника»; шапочки с национальным орнаментом; ваза; конструктор; * контуры персонажей сказок; клей – карандаш; салфетки; клеёнки; аудиозапись.
Оборудование: магнитная доска;
Технические средства: магнитофон.
Ход образовательной деятельности:
В: Входите, ребята. Воспитатель – Ребята обратите внимание, какой сегодня прекрасный день, какое у нас хорошее настроение! Как много гостей пришло к нам в группу. Давайте с ними поздороваемся.
Приветствие — дети обращаются к гостям:
Скажем «здравствуйте» руками!
Скажем «здравствуйте» глазами!
Скажем «здравствуйте» мы ртом,
Станет радостно кругом (Входят дети, здороваются, размещаются по желанию).
Ребята посмотрите друг другу в глаза, подарите друг другу улыбки, чтобы на душе было радостно и спокойно.
- Ребята, скажите, пожалуйста, как называется страна, в которой мы живём?
- И мы с вами? (Россияне).
- Но Россия очень большая страна, а мы живём? (на Дальнем Востоке России).
- Дальний Восток – это наша малая Родина.
Первыми коренными жителями Дальнего Востока были народы Севера. И у русских людей и у народов Севера одна большая Родина – Россия и одна малая Родина – Дальний Восток, на территории которого они вместе проживают. Русские люди и люди Севера всегда были очень дружны (иллюстрация Г. Павлишина на доске или проекция на экран, или раскрытая книга с иллюстрацией «Дружба народов», а объединяет наши братские народы — богатое устное народное творчество – фольклор.
- Вот скажите, что любят больше всего слушать и читать дети всех народов?
- Правильно, сказки! Сказки народов Севера – это душа народа, его мудрость. Это не только любимое развлечение, но и своего рода школа жизни для детей.
Звучит музыка народов Севера.
Чтение стихотворения:
Тайга окружила далёкое стойбище,
В нём милый народ с названием орочи!
Со своим непонятным родным языком,
И сказками добрыми, мудрыми обо всём.
Сегодня, мы с вами побеседуем по сказкам народов Севера, перескажем сказки по ролям, постараемся правильно оценить поступки главных героев, выскажем собственную точку зрения об их нравственных качествах, вспомним народные пословицы и поговорки, сделаем в подарок малышам коллаж по сказкам народов Севера.
Дети садятся на стульчики.
- Сказки, каких народов Севера, вы знаете?
Ответы детей: эскимосские сказки, эвенские сказки, удэгейские сказки, мансийские сказки, нанайские сказки, орочские сказки, ненецкие сказки, нивхские сказки, ительменские сказки.
- Правильно, молодцы. Послушайте загадку об одной из этих сказок :
Старик со старухой бедно жили,
О судьбе своей тужили.
Чудо жизнь их изменило –
В чум богатство привалило.
Старухе мало показалось,
Жадной стала и сердитой,
А в итоге ей досталось
тоже самое, что было.
- В какой сказке народа севера старик со старухой жили бедно, и к ним привалило богатство? (в сказке народов Севера «Птичка – Невеличка»).
- Почему птичка — невеличка выполняла их желания? (пожалела).
- По какой причине птичка – невеличка не стала выполнять последнюю просьбу? (захотели стать хозяевами всего леса).
-Что не давало покоя старухе? (жадность).
Давайте вспомним подходящие пословицы и поговорки:
«Позаришься на чужое — потеряешь своё».
«Дай с ноготок – попросит с локоток».
«Только ума на деньги не купишь».
«Добро неси, а платы не проси».
- Какую русскую сказку напоминает нам сказка народов Севера «Птичка – Невеличка»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина).
- Что же делать? Ведь опять у старика и старухи нет ни дров, ни еды, ни товаров? Я вам скажу по секрету. Добрый художник придумал продолжение этой грустной сказки (показ «картины художника»). Посмотрите, кого послала птичка – невеличка старику и старухе на радость. Давайте вместе сочиним продолжение истории.
Дети придумывают продолжение сказки с хорошим концом.
- А вы хотите встретиться с птичкой – невеличкой. (Дети встают свободно).
Этюд «Встреча с Птичкой – Невеличкой».
Давайте встанем в круг и представим себе всё, о чём я буду говорить.
Какая она, Птичка – Невеличка? Хоть бы одним глазком посмотреть на неё. Я поднимаю руки к голубому небу и зову: «Эй, Птичка – Невеличка, прилети ко мне, покажись!». Я подхожу к Птичке – Невеличке и протягиваю к ней руки. Она прыгает в мои раскрытые ладони и ласково смотрит на меня. Удивительно, но она раскрывает клювик, как будто улыбается мне, а её глаза светятся от счастья. Я поднимаю птичку над головою и кружусь вместе с ней в ритме медленного вальса.
Я делаю глубокий вдох и медленный выдох. (Эту фразу нужно повторить три раза).
Дышится легко, ровно, глубоко.
Птичка просит меня отпустить её в небо. Я раскрываю ладони, и она грациозно прыгает на веточку дерева и улетает. Дышится легко, ровно, глубоко. (Дети садятся).
Сказочная математика
- Сколько раз Птичка – Невеличка выполняла просьбы старика и старухи? (3)
- Какую по счёту просьбу Птичка – Невеличка не стала выполнять? (4)
- Сколько сказок о птицах вы знаете? (6)
Вопрос – ответ: «Узнай сказку».
- А какие сказки народов Севера вы ещё знаете? (На доске закреплены иллюстрации к сказкам или проекция иллюстраций на экран, иллюстрация к сказке, которую назвали, убирается).
Ответы детей:
1. Сказка народа Севера «Кукушка».
- Почему мать превратилась в кукушку?
Вспомним крылатые — народные слова:
«При солнышке тепло, при матери добро»;
«Родителей почитать, свою жизнь сохранять».
Это очень грустная сказка, давайте снимем напряжение.
Игра «Камень – верёвочка».
На слово «камень» — дети сильно напрягают тело, на слово «верёвочка» — полностью расслабляют его. И так чередуют несколько раз до снятия напряжения.
2. Сказка народа Севера «Как медведь и бурундук дружить перестали».
- И почему – же звери перестали дружить?
Вспомним крылатые слова:
«Чужая дружба глаза колет».
3. Сказка народа Севера «Отчего у зайца уши длинные».
- Зачем заяц попросил рога?
Вспомним крылатые слова:
«Трусливому сердцу и большие рога не помогут».
4. Сказка народа Севера : «Айога».
- Почему Айога превратилась в гуся?
Вспомним крылатые слова:
«Труд кормит, а лень портит».
«Кто трудиться не готов, нет тому и пирогов»,
«Кто не работает, тот не ест».
5. Сказка народа Севера «Два солнца».
- Кого спас охотник?
Вспомним крылатые слова:
«Добро неси, а плату не проси».
Хотите, поиграем в любимую игру детей Севера?
Пальчиковая игра: «Солнце, ветер, луна» (как вариант).
Ведущий называет фигуру и показывает её. Дети повторяют. Темп убыстряется. Затем ведущий говорит одно, а показывает другое. Дети должны правильно показать названную фигуру. Игра развивает внимание.
Или как вариант: подвижная игра народов Севера – «Солнце» («Хейро»).
6. Сказка народа Севера : «Почему у сороки длинный хвост».
- Так почему – же у сороки длинный хвост?
Вспомним крылатые слова:
«Не всегда говори, что знаешь, но всегда знай, что говоришь».
7. Сказка народа Севера : «Как ворон и сова друг друга покрасили».
- Как трудился ворон, а как сова?
Вспомним крылатые слова:
«Поспешишь – всех насмешишь».
«Работал спустя рукава».
«На добро добром отвечай».
8. Сказка народа Севера : «Мыргы».
- В чём подвиг героя?
Вспомним крылатые слова:
«Не напрасно героев восхваляют».
9. Сказка народа Севера : «Как лягушка зелёной стала».
- И почему же лягушка позеленела?
Вспомним крылатые слова:
«Как стал сыт, так узнал и стыд».
- Сказки можно рассказать, а можно сказку показать.
Посмотрите на иллюстрации, что это за сказка? (Гуси-лебеди). Расскажите о чем она. (Рассказ детей).
- Как вы думаете, почему печка, яблоня и река помогали Аленушке и Иванушке? ( Подводим детей к ответу: потому что сестра с братом им помогали). А смогли бы спаситесь братец с сестрой, если бы не помогли печке, реке и яблоне? (ответы).
- Правильно, это значит, что сказка нас учит помогать друг другу. Это называется взаимопомощь, когда мы помогаем друг другу. Вспомните, когда вы помогаете друг другу (Одеваемся на прогулку, спускаемся по лестнице и другое). Вам приятно когда вам оказывают помощь? А вам приятно кому то помогать? (Ответы детей).
Физкультминутка «Помощники».
Помогать люблю я другу
Ну – ка топаем по кругу (шагаем по кругу)
Помогу собрать игрушки (наклоны вниз)
Куклы, мебель, погремушки
Завязать шнурки и шапку (прыгаем по кругу)
И попрыгать, как лошадка.
Маме тоже помогаю (пружинки)
Отдыхать ей не мешаю.
Помогу помыть посуду (имитация руками мытья посуды)
И капризничать не буду
Вот такой помощник я (хлопки в ладоши)
Как и все мои друзья.
Драматизация ненецкой сказки : «Лепёшки».
Жили в тундре ворона, куропатка и мышка. Захотелось им однажды лепёшек поесть. Мышка спрашивает:
- Кто муку покупать пойдёт?
Ворона говорит:
- Я не пойду. У меня горло болит, я сегодня много каркала.
- И я не пойду, - говорит куропатка. - Я сегодня гулять ходила, ноги промочила.
- Ну, так я пойду, - сказала мышка.
Пошла и принесла муки. Потом спрашивает:
- Кто тесто месить будет?
- Я не буду, - говорит ворона. - Не хочу мои чёрные перья белой мукой пачкать.
- И я не буду, - говорит куропатка. - Не хочу мои острые коготки о тесто тупить.
- Ну так я тесто замешу, - сказала мышка.
Взяла она чашку, налила в неё воды, насыпала туда муки, немного посолила. Вымесила тесто и положила его на доску. Потом спросила:
- Кто будет лепёшки печь?
- Я не буду, - говорит ворона. - У меня от огня глаза станут красными, как у куропатки.
- Я не буду, - говорит куропатка. - Мои белые перышки станут от копоти чёрными, как у вороны.
- Ну, так я сама испеку лепёшки,- сказала мышка.
Развела она огонь. Испекла лепёшки.
- А кто, - спрашивает, - будет лепёшки есть?
- Я буду, - говорит ворона.
- Я буду, - говорит куропатка.
- Нет уж, - сказала мышка. - Когда я работала, вы только смотрели. Теперь смотрите, как я есть буду!
И съела все лепёшки.
Воспитатель : Молодцы, ребята, здорово сказку озвучили. Давайте теперь друг другу похлопаем! Потопаем! (Повторяем 3 – 4 раза, дети должны быть внимательны и ориентироваться на слова взрослого). А теперь и похлопаем, и потопаем.
- Ребята, как вы считаете, почему мышка не угостила лепёшками ворона и куропатку?
Давайте вспомним подходящие крылатые слова:
«Кто трудиться не готов, нет тому и пирогов».
Как говорил русский поэт В. Маяковский: «Сказка сказкой, а вы сделайте из неё вывод».
Основная идея, мысль сказок народов Севера – на земле, на нашей малой Родине – Дальнем Востоке не должно быть места страданиям, зло и обман должны быть наказаны.
- Чему учат нас сказки народов Севера?
Воспитатель подводит детей к личностным характеристикам главных героев сказок.
Ответы детей: Нельзя быть: хитрым, завистливым, злым, бессердечным, вредным, непослушным, невоспитанным, ленивым, жадным, недовольным. Нельзя обманывать, дразнить, обзывать.
• Ребята, давайте поможем героям сказок и подарим им ценности – драгоценности. Дети кладут в красивую вазу разноцветные цветочки (цветной конструктор) и называют человеческие ценности: доброта, любовь, трудолюбие, дружелюбие, миролюбие, заботливость, сочувствие, правдивость, честность, отзывчивость, благородство, взаимопомощь, доброжелательность, совесть, щедрость
-Давайте ещё подарим милосердие и сострадание.
Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.
Знаете, ребята, сострадание, заботливость, сочувствие, дружелюбие, любовь творят чудеса и превращают даже очень злого зверя в очень доброго, доброго.
Инсценировка сценки из сказки народов Севера : «Медведь и бурундук». Сказочный дизайн : коллективная работа.
Звучит аудиозапись мелодии народов Севера.
- Ребята, предлагаю вам сделать коллаж – наклеить на эту картину художника героев из прочитанных сказок народов Севера. Дети наклеивают героев сказок на картину. Молодцы! У вас всё получилось! Мы и дальше будем продолжать читать сказки народов Севера и добавлять героев в наш коллаж. И перед нами откроется сказочный мир мудрости народов Севера.
А потом мы пойдём в гости к малышам покажем сказки народов Севера и подарим наш коллаж.
Сказочный сюрприз :
Вносится и дарится сувенир.
Итог занятия:
- Дети, о чём мы сегодня с вами говорили?
Дети: О нашей малой Родине, о народах Севера и сказках народов Севера.
- Какой герой, из какой сказки вам больше всего понравился и почему?