Асадчая Татьяна
Сказкотерапия: особенности реализации с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сказкотерапия : особенности реализации с детьми дошкольного возраста
Сказка — это самый любимый детьми жанр. И любовь эта, по мнению Бюллера, объясняется доступностью сказки для восприятия детей, для продолжения разных форм активности на ее основе. Восприятием сказки детьми, его особенностями интересовались такие видные ученые, как А. В. Запорожец, Б. М. Теплов, Д. Б. Эльконин, Т. А. Репина, Л. П. Стрелкова и др.
Темочки:
Выдающийся психоаналитик, детский психолог и психиатр Бруно Бетельхейм в книге «Польза и значение детской сказки» обобщил свой опыт использования сказки как средства психотерапевтического воздействия на ребенка. Он работал с детьми, имеющими нарушения в общении и поведении. С помощью сказки Б. Бетельхейм попытался развить у ребенка чувство собственной важности и незаменимости, удовлетворенности тем, что он делает. По мнению этого исследователя, терапевтической сказкой может быть только народная сказка, так как она является сгустком человеческой мудрости, результатом работы человеческого сознания и подсознания.
Сказкотерапия — это созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому (клиенту) своей особой сказки. Это процесс познания в наиболее созвучной душе сказочной форме (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева). В. Я. Пропп, занимавшийся исследованием этого жанра, составил модель (схему) волшебной сказки : волшебная сказка предполагает беду вначале и счастливый конец; в волшебной сказке есть помощники и вредители; в процессе развития сюжета происходит трансформация героя; из слабого и «маленького» в сильного и значимого; обычно главный герой совершает путешествие в иное царство; где действуют другие закономерности; трансформируется только главный герой; герой всегда один (несмотря на друзей и помощников); часто побеждает тот, кого в начале сказки считали дураком и лентяем; минимальный срок достижения цели измеряется в изношенных сапогах.
Функция — это поступок действующего лица, определяемый с точки зрения его значимости для хода действия в сказке. Так, Баба Яга, дающая волшебный клубок Ивану-Царевичу, Фея, наряжающая Золушку на бал, выполняют одну и ту же функцию— дарителя. Вот как сформулировал В. Я. Пропп свои выводы: постоянными, устойчивыми элементами сказок служат функции действующих лиц, независимо от того, кем они выполняются Они образуют составные части сказок; число функций, известных волшебной сказке, ограничено; последовательность функций всегда одинакова.
Существует много направлений психотерапии, и во всех отмечается огромная роль сказки в развитии личности, но видят это влияние по-разному. Бихевиоралъная система считает сказку описанием всевозможных форм поведения. Сказка, в рамках этой концепции, имеет моралистическую ценность. Она демонстрирует поведение героя и следствие этого поведения. Например, в сказке «Колобок» мораль такова: «Не отходи от мамы ни на шаг, а то может случиться непоправимое». Следовательно, сказка обучает ребенка правильному поведению в неизвестных для него обстоятельствах.
Транзактный анализ обращает основное внимание на ролевые взаимодействия в сказках. Каждый персонаж показывает нам определенную роль, которую человек может играть или берет в основу жизненного сценария. В повседневной жизни легко найти аналоги любых персонажей «из истории Золушки, от самой Золушки и ее близких до бестолкового Принца и Короля, далее до усатого кучера, который так и не сказал ни слова, а жизнь свою начал крысой. Встречаются в жизни "примериватели" туфелек, которые тычут пальцем в небо, а могут попасть в самую точку» (Э. Берн). То есть у каждого, с точки зрения этой концепции есть и своя роль, и своя сказка, «Психотерапевт обычно, слушая пациента, соображает, какая же волшебная сказка свяжет воедино рас сказанные им события. Но гораздо проще бывает попросить самого пациента изложить саму историю в форме сказки» (Э. Берн).
В юнгианском анализе герои сказки выступают как субличности части «Я» одного человека. Все, что происходит в сказке, можно представить как внутренний процесс.
Эмоциональный анализ сказок в отечественной психологии видится его создателям как испытательная площадка для «трудных эмоций». Сказка несет в себе внушение моделей поведения, убеждений, жизненных сценариев (Л. А. Абрамян, А. В. Запорожец, Л. П. Стрелкова и др.).
Направления сказкотерапии : 1) интерпретация сказок как направление работы; 2) решение сказочных задач как форма сказкотерапии способствует развитию дивергентного мышления и воображения. Сказкотерапия как метод коррекции страхов и тревожности. Многие исследователи называют сказку «слоеным пирогом смыслов», в котором каждый выбирает тот слой, смысл которого более созвучен мироощущению на данный момент и который жет дать ответ на внутренний вопрос. Т. Шишова в книге «Страхи — это серьезно» (М., 1997) предлагает целые серии сказок для решения конкретной проблемы ребенка. И. Медведева подчеркивает, что сказка обеспечивает ситуацию безопасности: ребенок отделяет свое «Я» от ситуации и образов, насыщенных отрицательным эмоциональным содержанием. «Происходит угашение» отрицательного разряда, заключенного в воспоминаниях о ситуации, в которой ребенок переживал страдание. Важна вербализация внутренней проблемы ребенка, чему способствует доверительное обсуждение в группе причин возникновения проблемной ситуации.