Наталья Шереметьева
Сказкотерапия. Коррекция фобического состояния ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекция фобичного состояния
детской психики.
Занятие 1
Возрастная категория-5-10 лет
Цель: Продолжить знакомство с чувством страха; найти способы борьбы со страхами, создание позитивного настроения, научить элементам техники выразительных движений.
Научить детей руководить своим настроением; познакомить с «трансформированием» негатива в позитив как способ реагирования на ситуацию, установить позитивное эмоциональное настроение в детском коллективе.
Добрый день! Дети хотите в путешествие в страну сказки, и поиграть в интересные игры?
Упражнение «Не боюсь»
Темочки:
Цель: научить способам бороться со страхами.
Психолог: Давайте вспомним то что мы боимся. Дети, давайте попробуем сделать это так: сожмите кулачки, напрягите руки и все тело, а потом расслабитесь и дружно скажем: «Убегай от меня страх - я ничего не боюсь»…. (повторить 2-3 раза)
Игра «Создаем хорошее настроение» (автор Л. Козина)
Цель: Создание позитивной психологической атмосферы в группе.
Психолог и дети ходят по комнате и пожимают друг другу руки. Что бы настроение было хорошим- нужно здороваться с каждым, в право в лево поворачивается каждый друг к другу и улыбаться.
(автор Т. Зинкевич-Евстигнеева)
Цель: Продолжить знакомство с чувством страха; поиск путей в борьбе со страхами; развитие умения сопереживать и сочувствовать другим; развитие позитивного настроения.
Как то один раз Чебурашка, провел своих друзей а потом один остался дома. Он поужинал, помылся и хотел лечь спать. Но когда прикоснулся ручки дверей, которые вели в спальню, то испытал тревогу и ему показалась что в спальне кто-то есть.
Этот кто –то прячется в темноте и его не видно. Чебурашка не знал, что ему делать: спрятаться от неизвестного, или попробовать подружиться. Чебурашка решил позвонить Крокодилу Гене.
-Алло,- ответил Крокодил Гена.
-Гена, мне срочно надо твоя помощью наверно Шапокляк подклала в мою спальню бомбу. Я чувствую, как от туда слышны звуки: тик-так, тик-так.
-Чебурашка, а ты не забыл, что у тебя в спальне стоит большой будильник, это он наверно издаёт такие звуки.
-Ой, Гена,может это не бомба, но точно что то не безопасное, приезжай быстрей.
Гена приехал, и они вместе подошли к дверям в спальню. Открыли осторожно двери- все было тихо. Серавно это еще больше перепугало Чебурашку, он решил что кто то неизвестный спрятался и ждет момента, что бы причинить ему вред.
Послушай, Чебурашка,-сказал Гена, когда я был маленький то
Я тоже боялся темных комнат. Мне казалось, что там кто-то прячется. Как я не старался я не мог увидеть этого незнакомого потому что еще больше боялся. Все известно, что ты чего то или кого-то не знаешь, то начинаешь бояться.
-Знаешь Гена, я не хочу никого видеть и не скем знакомится. Если б этот кто-то был бы добрым и хотел со мной дружить, то вышел бы со своей норы.
-Чебурашка, этот кто-то не есть настоящим добрым, не злым, его просто не существует.
-А кто ж тогда издает такие звуки, которых я боюсь.
-Получается, Чебурашка, наш дом тоже умеет говорить, или он живет своей жизнью. Просто звуки, которые он издает-очень тихие. А днем мы говорим, что что-то делаем и поэтому, про это рассказывает нам наш дом. Когда наступает вечер, все стихает, тогда мы чувствуем, как скрипит пол, как гудит ветер за окном, как тикает будильник. Дом, в котором мы живем – хочет рассказать свою сказку.
Ничего себе сказочка, когда боишься войти в спальню,- выкрикнул Чебурашка.
Когда ты чего - то не знаешь или не можешь объяснить – тогда начинаешь бояться.
Выдумаешь себе бомбы и чудовищь. Знаешь когда я ложусь спать, то слушаю сказку, которые рассказует мне мой дом.
Есть там истории про приключения и про путешествия.
-Серавно боюсь выходить в темную комнату,- сказал Чебурашка. - Я тебя научу заклинанию. Когда заходишь в темную комнату, то обведи вокруг себя пальчиком в воздухе круг и скажи: «Охраняй меня, волшебный круг – мне знакомое все вокруг!»
-Спасибо тебе, Гена. Спокойной ночи.
Когда Гена пошол,Чебурашка погладил рукой стены, двери. «Неужели дом каждой ночи рассказывает мне сказки?-подумал Чебурашка. - Ждет меня, когда я гуляю с друзьями, согревает меня, когда холодно на улице. А я и не знал что мой дом также хороший и надежный друг». Чебурашка зашёл в спальню, начертил в воздухе вокруг себя и сказал заклинания : «Охраняй меня, волшебный круг-мне знакомое все вокруг!» Потом лег в кровать, закрыл глаза, и дом начал нашёптывать ему сказочные исторые,которые потом превращались в волшебные и интересные сны.
Беседа:
- правда-ли что у Чебурашки была в комнате бомба?
- в спальне кто-то прятался?
-почему мы вечером и ночью слышим удивительные звуки?
-что необходимо сказать, что-бы не боятся темноты?
Упражнение конкурс «Трусишки»
Цель: Научить некоторым элементам техники выразительных движений, тренировать умение выражать свои эмоции в мимике.
Инструкция. Дети и психолог садятся в круг. Психолог начинает рассказывать про свои страхи, про то что боится. Потом психолог передает эстафету рядом сидящему ребенку по кругу. По очереди все дети говорят про свои страхи. В конце дети и психолог встают взявшись за руки, проговаривают все вместе:
Страх-страх-страшилка,
Брысь, брысь котись!
На смех-смех-смешинку
Пре-тво-рись!
Упражнение Релаксация
Цель: Научить детей приёмам саморасслабления.
Инструкция: Усядьтесь поудобнее, создайте тишину.
Можно проводить под музыку.
Солнечный зайчик заглянул к тебе в глазки. Закройте их. Он побежал дальше и дальше по вашему личику. Легонько погладьте его ладошками, вот он перебрался к вам на волосы, щечку,носик,ротик а потом опять вернулся на щечку. Погладьте лучик аккуратно, что-бы не спугнуть его. А теперь лучик побежал дальше-помохайте ему ручкой!
Сказка про храброго крабика
Для учащихся 5-10 лет
Цель: Преодоление и коррекция страха, неуверенности, умение постоять за себя.
Добрый день! Дети хотите в путешествие в страну сказки, и поиграть в интересные игры?
Глубоко на самом дне моря, жил маленький крабик. Он жил в домике и всего боялся. Только он набирался смелости выйти и тут подплывает большая рыба, и он сразу спрячется назад в домик. Над ним все смеялись, а крабик переживал. Но один раз его сестричка пропала и ему пришлось перебороть свой страх и выйти из домика на поиски сестренки.
Ползет крабик по морскому дну и всего боится. Боится каждого шороха и вдруг видит, как его маленькая сестричка играется с большущей зубастой рыбой. Крабик перепугался, что рыба хочет его сестричку съесть и спрятался в водорослях. Но вдруг сзади
- Кто это?
-Не бойся! Это я! Твоя сестра. Что ты делаешь в водорослях?
- я перепугался этой большой рыбы и спрятался. А Почему ты с ней играешь? Она ж может тебя съесть!
- Не бойся! Это дельфин! Он не ест крабов. Давай завтра поиграем вместе, и ты увидишь, что он добрый.
На следующий день крабик вместе с сестричкой отправились играться с дельфином. Играли они долго и весело. С того времени крабик перестал бояться рыб и больше не прятался в свой домик.
Вопросы к сказке
Правильно сделала сестра, познакомивши крабика с дельфином?
Как вы думаете, почему крабик раньше боялся больших рыб?
Как еще можно было помочь крабику перебороть свой страх?