Галина Лушина
Конспект образовательной деятельности «Состояния воды вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная деятельность на тему
«Состояния воды вокруг нас»
Старшая группа
Направления развития.
Познавательное развитие
Развитие речи.
Чтение художественной литературы
Опытно-экспериментальная деятельность
Физическая культура
Задачи
1. Познакомить детей с новыми свойствами воды : прозрачная, холодная, горячая; в жаркую погоду вода испаряется в виде пара; оседает на траве в виде росы.
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Состояния воды вокруг нас“» размещена в разделах
2. Закрепить понятие того, что такой привычный объект, как вода, имеет много неизвестного и интересного.
3. Познакомить детей с термометром, уточнить из каких частей состоит термометр и как им пользоваться.
4. Продолжать развивать осознанное отношение к явлениям природы.
5. Продолжать расширять кругозор, развивать наблюдательность.
6. Продолжать воспитывать умение детей аккуратно выполнять задания, проводить опыты.
7. Продолжать воспитывать дружеские отношения, умение договариваться о совместной работе.
Индивидуальная работа
1. Оказать словесную поддержку в выполнении опытов Кириллу М, Наташе К., Насте П.
2. Помочь в выполнении опытов Наташе К.
Методы и приёмы
Сюрпризный момент, вопросы к детям, художественное слово, уточнение, поощрение, беседа, обсуждение,
проведение опытов, создание проблемных ситуаций, действия детей, музыкальное сопровождение.
Предварительная работа
1. Чтение художественной литературы.
2. Во время гигиенических процедур обратить внимание детей на то, что вода бывает холодная и горячая. С горячей водой надо быть очень осторожными, т. к. можно получить ожог.
3. За неделю до занятия воспитатель вместе с детьми наливает равное количество воды в 3 стакана и делают отметки уровня воды. Один стакан ставим на полочку, второй – на батарею, третий – закрываем крышкой и оставляем при комнатной температуре.
Материал
1. Клеёнка на стол.
2. По два стакана на стол: один с водой, другой с молоком.
3. Ложка.
4. Термометр.
5. Ленточки разного цвета.
6. Плоские обручи разного цвета.
7. Банка.
8. Термос с горячей водой.
9. Иллюстрации с изображением росы, тумана.
Ход ОД.
Воспитатель. На прошлом занятии дети мы с вами узнали, что вода - это жидкость; у неё нет формы, но она принимает форму того сосуда, в котором находится. Также мы узнали, как нужно вести себя во время купания на воде. Давайте вспомним эти правила (выставляю картинку).
Дети. Купаться идти нужно только со взрослыми. Не купаться в незнакомых местах. Во время купания не хватать друг друга за руки и за ноги. Купаться можно только в специально оборудованных местах.
Воспитатель. Молодцы. Правильно дети. А сегодня на занятии мы с вами познакомимся с новыми свойствами воды. Но прислушайтесь к нам кто – то идёт.
Звучит кассета. Слышится спокойное журчание воды. Входит Водяной.
Водяной. Здравствуйте дети! Вы меня узнали?
Дети. Да, ты водяной.
Водяной. Молодцы! Вспомнили меня. И я тоже очень рад вас всех сегодня видеть! А что сегодня нового мы узнаем о воде?
Воспитатель. А сегодня мы с вами определим, какого цвета вода.
Водяной. Зачем определять? Я знаю всё о воде! Вода белая.
Воспитатель. А вы, дети, как считаете.
Дети. Вода белая. Вода прозрачная.
Воспитатель. А чтобы дать правильный ответ, давайте проведём опыт.
Опыт № 1.
Перед детьми стоят по два одинаковых стакана: в одном – вода, в другом – молоко. Дети опускают чайные ложечки в стаканы.
Дети. В стакане с водой ложка видна, а в стакане с молоком – нет.
Воспитатель. О чём это говорит?
Дети. Значит вода - прозрачная, а молоко нет. Оно белое.
Воспитатель. Теперь рассмотрим ещё одно свойство воды – у воды есть температура.
Водяной. Как это? Вода разве может заболеть? Разве у неё может быть температура?
Воспитатель. Температура бывает не только у больного. Вот я сегодня совершенно здорова, но, если подержу под мышкой термометр, он покажет температуру моего тела. Температура есть и у воды. Какая? Проведём следующий опыт.
Опыт № 2.
Наливаем в один стакан холодной воды, а в другой – тёплой. Предлагаю детям потрогать воду пальцем.
Воспитатель. Одинакова ли вода?
Дети. Нет.
Воспитатель. Чем она отличается?
Дети. В одном стакане вода холодная, в другом – тёплая. Но может быть ещё и горячая
Воспитатель. Значит, вода может быть тёплой, холодной и горячей – в зависимости от температуры. А измеряют её при помощи термометра. Главная его часть – крохотный пузырёк с тоненькой трубкой. В трубке – прозрачная, голубоватая или розоватая жидкость. А подкрашена она для того, чтобы было видно её движение по трубке. Давайте опустим термометр в стакан и попробуем измерить температуру воды. Для этого нужно дождаться пока столбик термометра остановится. Такая и будет у воды температура. А теперь давайте немного отдохнём и поиграем в игру «Дождик, лей веселей!»
Подвижная игра «Дождик, лей веселей!»
Дети выходят на середину комнаты, берут в руки ленточки разного цвета и слушают, как звучит дождик.
На строки 1 – 6 все взмахивают руками.
Дождик, лей веселей!
Тёплых капель не жалей
Для лесов, для полей
И для маленьких детей,
И для пап, и для мам.
Кап – кап! Кап – кап!
На строки 7 – 11 двигаются подскоками по группе.
Воспитатель в это время раскладывает на полу четыре обруча разного цвета.
Будет, будет лето
В радугу одето.
Жаркое солнце
Яркого цвета,
Яркого красивого,
Жёлтого и синего,
Зелёного и красного,
И любого разного!
По окончанию стихотворения дети собираются у обруча того цвета, какого цвета ленточки у них в раках. Игра проводится ещё раз.
Воспитатель. Молодцы! Ни разу не ошиблись! А теперь продолжим дальше!
Водяной. А со мной вот какой случай произошел летом. Я решил порисовать красками. Налил воды в баночку, достал кисточку, бумагу, краски. Только устроился около окошка – друзья мои рыбки, в футбол играть начали. И я всё бросил и убежал к ним. Играли мы целый день, а вечером я снова устроился у окна, чтобы порисовать. Посмотрел, а воды в баночке нет. Может быть, вы мне подскажите, куда она делась? Пропала? Исчезла?
Дети. Никуда вода не пропала. Она просто испарилась.
Воспитатель. Верно дети! А что значит: испарилась?
Дети. Вода превратилась в пар и улетучилась из баночки.
Воспитатель. Верно, превратилась в пар, и улетучилась из баночки Водяного. Пар - это мельчайшие капельки воды, невидимые невооружённым глазом, всегда есть в комнате. Давайте проверим: можно ли их поймать.
Опыт № 3.
Беру холодную банку и ставлю её на сухую тарелочку. Дети наблюдают за тем, что происходит. Поверхность баночки запотевает, т. е. покрывается мелкими капельками воды. Они становятся всё тяжелее и в конце концов сползают на тарелочку.
Воспитатель. Дети, что произошло?
Дети. Пар, находящийся в воздухе, соприкасаясь с холодной банкой, превращается в капельки воды.
Водяной. Вот мы и поймали воду, которая летала в воздухе в виде пара.
Воспитатель. Вы, наверное, замечали, что ранним летним утром, когда вы идёте в детский сад, трава без дождя бывает мокрой. Влага, которая днём «живёт» в воздухе, оседает на траву и на землю, когда солнышко скроется. Как вы думаете, как называется эта вода?
Дети. Это роса.
Воспитатель. Правильно, это роса. Посмотрите, как она блестит на солнце и переливается разноцветными блестками? Красота!
А теперь попробуйте отгадать загадки.
Утром бусы засверкали, всю траву собой застлали.
А пошли искать их днём – ищем, ищем не найдём.
Дети. Роса.
Воспитатель. Правильно, молодцы! И ещё одна загадка.
Он белёсый и сырой опустился над землёй.
Словно облако упало, и домов невидно стало.
Над рекою он плывёт, а с рассветом пропадёт.
Дети. Туман.
Воспитатель. Правильно дети! Это туман. И в нём тоже есть капельки воды. К сожалению, мы не можем провести сейчас опыт с туманом, но летом, когда будет на улице туман мы с вами обязательно попробуем доказать, что в нём есть капельки воды. А сейчас мы проведём ещё один опыт.
Опыт № 4.
Открываю термос с горячей водой. Из него идет пар.
Воспитатель. Что вы видите?
Дети. Пар.
Держу над паром зеркальце – на нём выступают капельки воды. Их показываю детям.
Воспитатель. Итак, мы узнали ещё об одном состоянии воды – паре. А теперь посмотрим, от чего зависит испарение воды. Помните, за неделю до занятия мы с вами налили в три одинаковых стакана равное количество воды и сделали отметки уровня воды. Один стакан поставили на полочку, второй – на батарею, третий – закрыли крышкой и оставили при комнатной температуре. Теперь давайте посмотрим, изменилось ли количество воды?
Дети. Изменилось.
Воспитатель. Куда она исчезла?
Дети. Частицы воды поднялись в воздух, испарились.
Воспитатель. А где испарение происходит быстрее – в тёплом или холодном месте?
Дети. В теплом месте частицы воды активнее поднимаются с поверхности воды.
Воспитатель. А почему вода испаряется хуже, если ёмкость закрыта?
Дети. Частицы воды не могут «вылететь» из закрытого сосуда.
Водяной. Значит испарение воды зависит от разных условий, в том числе от температуры.
Воспитатель. Правильно. Вы уже знаете, что вода – это жидкость. Она не имеет формы. Но она принимает форму того сосуда, в который её налили. Это свойство всех жидкостей при нормальных условиях.
Водяной. А что такое нормальные условия?
Дети. Не жарко и не холодно. Пусть так и будет: ни жары, ни мороза. Нормально.
Водяной. Ой, ребята. Спасибо Вам за то, что вы познакомили меня с новыми свойствами воды. А теперь мне пора домой. До свидания.
Звучит запись шума воды. Водяной уходит.
Воспитатель. А мы с вами вспомним, какие свойства имеет вода.
Дети. Вода – это жидкость, она не имеет формы, но принимает форму того сосуда, в который её наливают. Вода – прозрачная, и у неё есть температура, которую можно определить с помощью термометра. Вода испаряется в виде пара, выпадает в виде росы и тумана. Испарение воды зависит от определё нных условий: чем теплее, тем активнее испарение; чем холоднее, тем медленнее испарение.
Воспитатель. А давайте вспомним правила поведения на водоёме.
Дети называют.
Воспитатель. Молодцы (называю самых активных детей). А кому было что-то непонятно на занятии? Когда занятие закончится, подойдите ко мне и мы с вами ещё побеседуем. На этом наше занятие окончено. Спасибо!