Людмила Макарова
Семинар-практикум «Коррекция речи ребенка через работу внешних анализаторов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: смотивировать коллег на использование представленного материала в образовательном процессе.
Задачи:
- закрепить знания и умения педагогов в вопросах коррекции речи детей;
- пополнить педагогическую копилку коллег новым приемами работы с дошкольниками;
- активизировать взаимодействие педагогов ДОУ с учителем логопедом;
- применить доступные методические пособия.
Оборудование:
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
Магнитаная доска, магниты, картинки, логопедический альбом, бусы, веревочки, зубные щетки, мешочек с фасолью,
Ход семинара- практикума :
Игра «Приветствие-пожелание» для сотрудников.
Работа начинается с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день во время семинара. Участники становятся в круг и бросают мяч тому, кому хотят чего-то пожелать и одновременно говорят пожелание на сегодняшний день.
Вступление
Речь детей развивается постепенно в результате речевого общения. В формировании речи принимают участие различные анализаторы : зрительный, слуховой, тактильный и др. Своевременная активизация анализаторов способствует скорейшей автоматизации поставленных логопедом звуков.
Во время автоматизации необходимо добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи : в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи. Доступнее всего это происходит в игре, игровых упражнениях – ведущем виде деятельности детей-дошкольников. Максимально действенные приемы автоматизации звуков, те во время, которых задействованы сразу несколько анализаторов ребенка. Начнем говорить о работе зрительного анализатора, посмотрим, как работает «зрительный» метод.
Основная часть
Игра «Звуковые лабиринты». Позволяет добиваться четкого долгого произношения изолированного звука. Используются звуковые дорожки из логопедического альбома.
Игра «В магазин за подарками». С помощью этой игры можно автоматизировать необходимый звук в начале слова, в середине и в конце. Разыгрывается сценка похода в магазин с корзинкой. Педагогам предлагается автоматизация определенного звука. Цель взрослых положить в корзину только те картинки в названии, которых заданный звук находится в начале слова и т. д.
Так же можно пойти от обратного и применить игры с закрытыми глазами. Например: «Мешочек с фасолью». Произносим словесный материал с закрытыми глазами, концентрируя своё внимание на артикуляции, на фонематическом слухе. Можно произносить материал ребёнку в тот момент, когда он закрывает глаза
Если говорить о «слуховом методе», который непосредственно активизирует слуховой анализатор ребенка, то здесь количество дидактических игр просто запредельное. Сыграем в игру «Что случилось?». Взрослый раскладывает перед ребенком картинки и начинает называть слова, в которых опускает первый звук. Ребенок должен найти это слово по картинкам и назвать его. Например, (з)амок, (к)ошка, (м)ашина, (п)латье, (в)агон и т. д.
Не стоит недооценивать важность «тактильно-мышечного» метода при работе с анализаторами. Его действие особенно продуктивно в тандеме с развитием мелкой моторики. Давайте посмотрим несколько вариантов освоения данного метода:
В данном случае хороши непросто пальчиковые игры, но игры с элементами массажа рук. Пальчиковая игра «Это маленький паук» Помимо движений в игре принимает участие шестигранный карандаш (для массажа ладошек).
В современной коррекции речи детей все популярней становится метод «биоэнергопластики». Это произнесение словесного материала с использованием движений рук. Какие упражнения применимы в данном случае? Давайте рассмотрим эти варианты:
Упражнения «Все узлы переберу», Ритмический перехват развивает чувство ритма и координацию движений, формирует пространственное представление (слева направо, формирует синхронность выполнения движения и слова. Завязываем на веревочке 8-16 узелков и натягиваем ее горизонтально. На каждый слог (слово) ребенок хватается за узелок. «Гладь мои ладошки, еж». Помимо проговаривания слов в игре принимает участие зубная щетка (для массажа ладошек).
Подведение итогов. Рефлексия.