Екатерина Дудникова
Обследование состояния звукопроизношения у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедическое обследование проводится не позже чем в 4 года.
Очень важно своевременно и полно обследовать речь ребенка, имеющего отклонения в произношении.
1. При логопедическом обследовании детей с дислалией нужно прежде всего детально изучить строение и подвижность органов артикуляционного аппарата.
2. Затем тщательно обследовать состояние звукопроизношения.
3. Кроме того, важно выяснить состояние фонематического восприятия.
Обследование строения и подвижности органов артикуляционного аппарата
Публикация «Обследование состояния звукопроизношения у детей» размещена в разделах
Обследование артикуляционного аппарата начинается с проверки строения всех его органов: губ, языка, зубов, челюстей, нёба.
При этом логопед отмечает, нет ли дефектов в их строении, соответствует ли оно норме.
Обследование звукопроизношения
В результате этого обследования должно быть выявлено умение ребенка произносить тот или иной звук изолированно и использовать его в самостоятельной речи.
При этом следует отмечать недостатки звукопроизношения : замену, смешение, искажение или отсутствие отдельных звуков — при изолированном произнесении, в словах, во фразах.
Кроме того, важно выяснить, как ребенок произносит слова разной слоговой структуры (например, пирамида, милиционер, сковородка, имеется ли перестановка или выпадение звуков и слогов.
Обследование слоговой структуры слова
Иногда, помимо нарушений в произношении фонем, у детей наблюдаются особые трудности в произношении многосложных слов и слов со стечением согласных.
Например, ребенок говорит «мицаней» или «милицилинел» вместо милиционер; «игнутыный» или «ингулисний» вместо игрушечный и т. п.
Нарушения слоговой структуры слова чаще всего проявляются в перестановке, в пропуске, добавлении звуков или слогов.
Поэтому необходимо проверять, как ребенок произносит слова различной слоговой структуры—со стечением согласных в начале, середине и конце слова, многосложные слова и слова, состоящие из сходных звуков.
Обследование фонематического восприятия
После проверки состояния произношения звуков необходимо выяснить, как ребенок воспринимает их на слух, как различает.
Особенно это относится к звукам, сходным по артикуляции или близким по звучанию.
Следует проверять различение всех коррелирующих фонем из групп свистящих и шипящих (са-ша, за-жа, са-за и т. д., звонких и глухих (да-та па-ба, и т. д., сонорных (ра-ла, ри-ли и т. д, мягких и твердых (са-ся, ла-ля и т. д.).
С этой целью логопед предлагает ребенку повторять вслед за ним различные оппозиционные слоги, например: са-ша, ша-са, ач-ащ, са-ца, ра-ла, ша-жа и т. д.