Надежда Левина
Сказкотерапия как средство профилактики и коррекции детских страхов
▼ Скачать + Заказать документы
Сказкотерапия как средство профилактики и коррекции детских страхов.
В каждом возрасте дети чего-то боятся: двухлетние малыши — злую Бабу-Ягу, дошкольники — оставаться одни дома, в начальных классах — принести из школы двойку и не оправдать ожиданий, подростки — публичного осмеяния и непризнания. С одной стороны, всё это кажется закономерным, потому что со временем исчезает. С другой, всегда есть риск, что детские страхи перерастут в патологическую фобию и отрицательно скажутся на психическом развитии. Поэтому так важно понять, почему они возникают и что делать родителям, чтобы они прошли бесследно и никак не влияли на будущую жизнь ребёнка.
Публикация «Сказкотерапия как средство профилактики и коррекции детских страхов» размещена в разделах
Сказки удовлетворяют у детей очень важные психологические потребности:
Быть самостоятельным - они учат его при помощи героев сказки принимать самостоятельно решения, делать выбор, полагаться на себя и свои силы.
Быть активным - персонаж любой сказки всегда в поиске действий, он куда-то идет, что-то ищет, кому-то помогает, с кем-то борется. То есть он учит ребенка проявлять себя и свою активность в любой ситуации.
Потребность в социализации - учат находить общий язык с другими людьми, проявлять внимание, сочувствие и сострадание. Выбирать адекватные способы.
В своей работе мы при помощи сказки в игровой манере помогаем избавиться детям от страхов, побороть боязнь, стать уверенными и самостоятельными. Представьте себе, ваш малыш не может заснуть в своей кроватке, вам достаточно будет рассказать ему сказку «Как кроватка искала себе хозяйку» и проблема будет решена.
Известный сказкотерапевт Зинкевич-Евстигнеева Т. Д считает, что вся концепция сказкотерапии строится на пяти видах сказок :
Художественные («Репка», «Теремок»);
Дидактические («Как зайка стал смелым»);
Психокоррекционные («Непослушная Маша»);
Медитативные («Розовый сон»);
Психотерапевтические («Капелька»).
Эффективность воздействия метода сказкотерапии на детей старшего дошкольного возраста в процессе профилактики, коррекции и преодоления детских страхов определяется совокупностью следующих педагогических условий:
1) Диалогическое взаимодействие воспитателя, детей дошкольного возраста и их родителей.
2) Организация игрового пространства. Снижению тревожности детей способствует наличие комфортной, доброжелательной атмосферы, отказ со стороны воспитателя от высказывания неприятных оценок и критики в адрес ребенка.
3) Создание эмоционально-творческой среды, стимулирующей снижение тревожности детей.
4) Систематический показ личного примера креативного подхода к разрешению проблем, наличие возможностей для упражнения и практики
В процессе занятий мы заметили, что, если на осознаваемом уровне ребенок может и не принять сказку, все равно, положительный эффект от этого метода имеется, хотя бы на подсознательном уровне. При этом было отмечено, что «одна и та же сказка по-разному влияет на каждого ребенка, каждый находит в ней что-то свое, интересное ему, созвучное его проблемам»
Занятия в детском саду сказкотерапией могут включать в себя как известные сказки, так и придуманные воспитателем или родителями. Главный герой в таких сюжетах очень похож на конкретного ребенка. Со стороны поступки лучше видно, и малыш с легкостью сможет соотнести себя с героем. Важно преодолеть все препятствия в сказке, чтобы и в действительности ребенок увидел выход из сложившихся ситуаций. В качестве авторов могут выступать и сами дети. Детская сказка показательна, она раскрывает переживания малышей, которые они стесняются обсуждать со взрослыми или о которых родители даже и не подозревали.
У каждой группы сказок есть своя возрастная детская аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно человеческими персонажами: принцами, царевнами, солдатами и ему нравятся сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Методом сказкотерапии можно работать с малышами от 3-х лет. Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева читает, что сказку, как лекарство, можно применять с 4-х летнего возраста, потому что результативным средством воздействия сказкотерапия становится только тогда, когда человек четко осознает отличие сказки и выдумки от жизни и реальности. А у ребенка это осознание начинается как раз на рубеже 4-х лет.
Сказкотерапией в детском саду достаточно заниматься один раз в неделю в группах по 10-12 человек. Важно правильно определить состав, чтобы в игре участвовали дети с разными чертами характера. Все начинается с ритуала, например, приветствие с предметом (в дальнейшем этот момент может проходить как "детский совет") : дети образуют круг и передают друг другу колокольчик или клубочек, называя свое имя. Дальше – возможно несколько сценариев.
Во-первых: занятия сказкотерапией могут проходить в виде разыгрывания некой сказки, своего рода спектакля. Следует заранее подготовить декорации, костюмы, подобрать мелодии, подходящие по сюжету – все это будет способствовать положительному эффекту. Педагог озвучивает сказку, а ребенок может вообразить себя любым из персонажей, пережить все перипетии сюжета, эмоционально отзываясь на них. И когда ребенок возвращается в реальный мир, то чувствует себя более уверенным в своих силах. Он уже может справиться и с самим собой, и с жизненными трудностями.
Во-вторых, занятия в детском саду сказкотерапией в форме чтения или обсуждения самой сказки. Важно дать возможность каждому ребенку высказаться, при этом на занятии должна царить полная свобода мысли – любое мнение имеет право на существование и не должно осуждаться. Вначале следует вспомнить, чему научились в прошлый раз. Затем перейти к чтению новой сказки или ее разыгрыванию, обсудить, найти точки соприкосновения с реальной жизнью и в итоге – обобщить полученный на занятии опыт. Завершить занятие можно релаксационной паузой, в ходе которой дети с закрытыми глазами слушают педагога и представляют то, о чем он говорит.
Варианты работы со сказкой
Рисование
Предложите малышу нарисовать тот или те моменты, которые вызывают у него страх, тревогу. Это вдвойне полезно и поможет ему освободиться от беспокоящих чувств и мыслей. А во-вторых, рисунок может стать поводом для разговора. Кто изображен? Что персонажи думают, делают? Почему? Что будет дальше? Можно сделать страх дружелюбным. Предложите ребенку развеселить свой страх, сделать его добрым, смешным. Пусть он дорисует в своих рисунках, банты, шарики и т. д.
Лучшее оружие против страха – смех, нарядите страшного монстра в смешную одежду или поставьте его на роликовые коньки, а можно и разукрасить его в яркие цвета. И тогда он уже будет не таким ужасным. Если персонаж на рисунке продолжает вызывать у ребенка ужас, предложите уничтожить его. Пусть он разорвет на мелкие кусочки, посадит в клетку, запрет на замок в коробке или сделает из него причудливую снежинку. Главное важен результат: был страх - и нет его.
Можно сочинить с ребенком сказку.
Для того чтобы любая история обрела нужную волшебную силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее сочинения.
1. Она должна отображать страх ребенка, (зайка боится оставаться один в темной норке).
2. Предлагать тот опыт, услышав который ребенок смог бы найти выход из сложившейся ситуации (мама подарила ему волшебный фонарик или на помощь приходит любимая игрушка). Если ребенок не в состоянии сделать выбор самостоятельно, то можно предложить ему свои варианты решения проблемы.
3. Придумывая сказку вместе с малышом, старайтесь придерживаться определенной последовательности:
Начало сказки, встреча с героями различными и любимыми персонажами или животными, игрушками.
Затем герой сказки встречается с тем страхом, которого боится малыш.
Персонаж показывает ребенку различные способы борьбы с проблемой
Победа, конец сказки, страха нет, жизнь налаживается. В конце сказки можно для окончательного избавления от страха, можно придумать с ребенком противострашное заклинание.
Метод сказкотерапии в детском саду хорош тем, что позволяют в канву рассказа педагога вплести логопедические и физкультурные упражнения, методы релаксации под музыку. Если дети устали, то нужно плавно перевести их внимание в другое русло: попросить их сделать рисунки к наиболее понравившимся отрывкам из сказки, вылепить из пластилина героев.
В борьбе с детскими страхами родителям дошколят поможет книга сказкотерапевта Р. М. Ткач «Сказкотерапия детских проблем». Там вы найдете следующие сказки в борьбе с ночными страхами : «Мой друг-дракон», «Полезная боюська» «Волшебный фонарь».
Страхи прививок и врачей - «Отважный флай», «Звездочет в поисках капризули», «Волшебная палочка».
Страх расставания с мамой - «Как кенгуренок стал большим», «Сказка о подсолнечном семечке», «Белочка-припевочка».
Боязнь самостоятельности - Тревожность и боязливость «Сказка о вороненке», «Случай в лесу».
Страх темноты, повышенная тревожность, ночные кошмары - «Смелое ухо», «Смелый гномик», «Медвежонок и Баба - Яга», «Слоненок, который боялся темноты».
А еще можно придумать талисман для бесстрашия – талисман, который дает силу и защищает от страха.
Чтобы он был работающим для ребенка, его нужно сделать своими руками. При изготовлении могут быть использованы бусинки, камешки, пуговки, бумага, лоскутки ткани, фантики, природный материал – все, что окажется под рукой. Пусть малыш на свое усмотрения или носит его на шее, в кармане или под подушкой, главное – чтобы он выполнял свою защитную функцию и дарил спокойствие и уверенность ребенку.