Соколова Рена
Сказкотерапия как средство формирования развития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Цель : выявить и изучить особенности воспитательной роли сказки в эмоциональном развитии детей.
Задачи:
Выявить значение сказки в системе воспитания детей.
Приобщать детей к сказкам, увлечь интересными сюжетами.
Обогащать чувства детей, воображение и речь.
Публикация «Сказкотерапия как средство формирования развития речи дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.
Актуальность:
Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через сказки ребёнок не только развивает свою речь, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира «по законам красоты».
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:
• добиться усвоения программы по развитию выразительности речи у детей дошкольного возраста;
• систематизировать знания детей о диалогической форме речи;
• обеспечить развитие умения пересказывать ;
• обеспечить развитие умения составлять свои образные рассказы из личного опыта;
• повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
• развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
• сплотить детский коллектив.
Работа будет складываться следующим образом:
1. Слушание и проигрывание коротких сказок и стихотворений раскрывают перед детьми разные нравственные категории и моральные понятия. Дети эмоционально переживают содержание сказки, а затем творчески отображают через героев сказки, происходящие в ней события. Данный метод даёт мне возможность тонко воздействовать на личность старшего дошкольника, побуждать его к размышлению, выбору собственной позиции. Детьми дошкольного возраста разыгрывались такие сказки, как «Курочка ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок».
2. Игры и упражнения, направленные на повышение значимости и уникальности каждого ребёнка. Например, предлагаю детям провести необычный «Конкурс хвастунов». Объясняю, что выиграет тот, кто лучше всех будет хвастаться но, не своими достоинствами, а успехами своего соседа справа. Предлагаю детям посмотреть внимательно на своего соседа справа, подумать, какой он? Что он умеет делать лучше всего? После того как все похвастались, мы выбрали победителя и обсудили, кому, что понравилось больше – хвастаться о соседе или слушать, как о нём самом рассказывают.
3. Метод сказкотерапия использую для развития творческой инициативы, умения преодолевать детские страхи, для снижения тревожности и агрессивности, накопления положительного опыта общения в коллективе сверстников. Например, при знакомстве с эмоцией «страх», рассказав сказку-страшилку «Белый рояль», спросила у детей, было ли её страшно слушать и почему? Для выяснения причин детских страхов, предлагала детям нарисовать свой собственный Страх. Дети рисовали змей, собак, пауков, светящуюся тыкву к празднику Хеллуин и т. д., затем я предложила разорвать рисунки на мелкие кусочки, вложить их в воздушный шарик и отпустить его на улицу, представив, что туда уходит Страх.
4. В своей работе широко использую сказочную куклотерапию в виде башмачков, варежковые, пальчиковые, теневые, веревочные, плоскостные. Куклы в сказкотерапии – это реальное воплощение образов, она основана на процессах идентификации ребенка с любимым героем сказки, мультфильма.
5. Для развития умения владеть собой в проблемных или травмирующих ситуациях использую театральные этюды, в которых ребёнок проигрывает роли слабых, напуганных, робких, смелых и уверенных: «Угадай и изобрази эмоцию», «Вредное колечко», «Смелый мальчик», «Змей Горыныч», «В тёмной норе».
6. Метод обратной связи или (рефлексия, который направлен на отражение эмоционального отношения детей к произошедшему событию в театральной группе через рисование, составление рассказов, высказывание своих впечатлений.
Успешность овладения детьми дошкольного возраста выразительностью речи и творческой инициативой во многом зависит от заинтересованности родителей. Повысить интерес родителей к театрализованной деятельности помогли театральные встречи, где родители были активными участниками и партнёрами по исполнению ролей в спектаклях, изготовлению костюмов для детей.