Нечаева Виктория
Сказкотерапия и песочная терапия как эффективные методы развития речи
▼ Скачать + Заказать документы
Сказкотерапия и песочная терапия как эффективные методы развития речи
b]"Сказкотерапия и песочная терапия как эффективные методы развития речи. "[/b] «Песочные истории»
3 игры в педагогической песочнице:
Игра: «Песчаный пляж»
Темочки:
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Цели использования: развитие тактильной чувствительности; регуляция мышечного напряжения.
Форма проведения: индивидуальная или групповая.
Ребенку предлагают представить, что он находится на берегу моря (реки): «Ты на берегу моря. Чудесный летний день, мягкий песок. Вокруг все спокойно и тихо, ты дышишь ровно и легко. Над тобой голубое небо, теплое солнце. Волны мягко подкатываются к ногам, ласково гладят их и все тело. (пауза - поглаживание ребенка). Гладят. (имя). Ты ощущаешь приятную свежесть морской воды на лице, на спине, на животе, на руках и ногах. Во всем теле чувствуется легкость, ты дышишь легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным. Потрогай песок - он прохладный и сыпучий. Закрой глаза, на глубоком вдохе набери в руки песок и как можно сильнее сожми пальцы в кулак. Удерживая песок, задержи дыхание, а затем на выдохе потихоньку высыпай песок. Теперь аккуратно стряхни его с ладоней. (Упражнение повторяется.) А теперь потянись и на счет «три» открой глаза. Ты полон сил и энергии.
Игра: «Обитатели песчаного пляжа»
Цели использования: знакомство детей с основными эмоциями;
Форма проведения: Индивидуальная или групповая.
Детям предлагается нарисовать песком на световом столе животное, выражающие разные эмоции (радость, злость, испуг, обиду, удивление). Потом каждый из них по очереди рассказывает: Кого он нарисовал; какое настроение у нарисованного животного; что оно чувствует; что с ним случилось и почему; что можно ему посоветовать.
Игра «Необычные узоры»
Цели использования: развитие воображения; развитие мелкой моторики.
Форма проведения: Индивидуальная
Ребенку предлагаем нарисовать песком на световом столе сказочный узор, а затем вместе с ним обсуждаем, его последовательность фигур, цвета.
3 игры на световом столе:
Игра «Создай рисунок»
Работаем с разноцветными счетными палочками, камешками, стеклянными фигурками:
Ребенку отмечается начало работы затем задаём узор
Например: 2 палочки вверх, 2 палочки вправо, 1 палочка вниз, 2палочки влево и т. д.
Квадрат, круг, сердечко. Красный камешек, зелёный и т. д.
Ребёнок воплощает узор, выполняя последовательность в свободной форме, линия змейка и т. д.
Игра «Волшебные отпечатки лап»
Цель: развитие тактильной чувствительности.
«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
«Кроказябра» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).
Дидактические игры-упражнения:
Игра «Узоры на песке»
Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностях.
Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения, простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.
Узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.
3 игры с кинетическим песком:
Игра «Кто спрятался в песке»
Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса. Предварительно необходимо познакомить ребенка с животными, обитающими под землей.
Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка, а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).
Вариант: все действия осуществлять с закрытыми глазами — искать в песке пальцы друг друга, пожимать их (кроты здороваются ласково или с силой пожимают друг другу лапки).
Игра «Огород»
Цель: ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, речи, мелкой моторики.
Предлагаем детям сформировать из песка грядки. Затем делаем лунки лопаточкой или палочкой. «Сажаем» в получившиеся лунки «семена» (цветные камешки, стеклянные фигурки, цветочки). Поливаем, «выращиваем» растения заменяя фигурки семян на фигурки растений и впоследствии плодов. Игра призвана имитировать алгоритм работы в огороде, знакомить с окружающим миром, развивать воображение и мелкую моторику, работу с инструментом.
Игра: «Песочный пекарь»
Цель: развитие мышления, речи, мелкой моторики, воображения.
Готовим еду. Можно готовить различные угощения для игрушек, раздавать по тарелочкам, «разливать» по чашкам, нарезать игрушечным ножичком тортики, созданные из кинетического песка, кормить гостей.
Учимся пользоваться ножом. Из песка формируем кондитерские изделия, который предлагаем ребёнку разрезать с помощью пластмассового ножа. После того, как ребёнок разрежет тортик, посчитайте, сколько кусочков у вас получилось.