Людмила Костенко
Сказкотерапевтический тренинг «Принципы сказочных решений»
▼ Скачать + Заказать документы
«Принципы сказочных решений»
Ход тренинга
Слово ведущего: «Чего только нет в наших сказках : волшебный цветок растет красота невиданной и неслыханной; яблоко наливное по тарелочке катится; жар птица слезы льет …
Каждое слово в сказке заветное.
Публикация «Сказкотерапевтический тренинг „Принципы сказочных решений“» размещена в разделах
По своей природе сказка родственна игре : она погружает нас в атмосферу вымысла. Через сказку в глубоком детстве мы овладевали родным языком, познавали его красоту и лаконичность. Язык сказок – яркий, выразительный, насыщенный образными выражениями. Например, лес в сказках не просто лес, а дремучий, непролазный, непроходимый.
Через сказку мы знакомимся с культурой и историческим опытом своего народа, получаем первые представления о том, как жили в стародавние времена люди.
Сказки – это особый вид искусства. Собирать и исследовать сказки В. П. Аникин указывал: «Сказки – своего рода нравственный кодекс народа, их герои – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека».
В каждой сказке живет душа.
Сказка очень и очень информативна.
Сказа пробуждает творческие силы человека.
Сказка несет свободу.
Сказку можно сравнивать с музыкальным инструментом, на котором хотя бы чуть – чуть умеет играть любой человек. И сегодня мы постараемся это умение усовершенствовать».
Вход в сказку : Сегодня мы собрались с вами не случайно. Давайте познакомимся с вами поближе.
Упражнение 1. «Знакомство»
Примечание. Упражнение на «Знакомство» проводится с мячом.
Инструкция. Участники передают мяч по кругу. Каждый передает мяч и получая мяч, представляется, называет свое ими отчество.
Упражнение 2. «Вход в сказку»
Примечание. Вход в «Сказочную страну» происходит под сопровождением сказочной музыки.
Инструкция. «Давайте мы с вами встанем под волшебный зонтик и закроем глаза (зазвучит волшебная музыка). Когда перестанет звучать музыка, мы откроем глаза и окажемся в нашей «Сказочной стране».
Упражнение 3. «Сказочные персонаж»
Инструкция. Каждому участнику, предлагается выбрать какой – либо из сказочных персонажей, представить себя им и продемонстрировать другим участникам при помощи вербальных и невербальных средств. Остальные должны отгадать, какой сказочный персонаж был показан.
Упражнение 4. «Старая сказка на новый лад».
Инструкция. Работа по группам. Участники сочиняют сказку на новый лад – главные герои хорошо известных сказок остаются прежними, но меняются некоторые условия: проблема, время, место действий, размер, характер героев. Время выполнения – 7 минут. Далее проводится обсуждение.
Сказочная физкультминутка
Слушай, сказочный народ,
Собирайся на сход.
Поскорее в строй вставайте
И за мной скорей шагайте.
Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!
И ножками топ, топ!
Упражнение 5. «Сказочное решение».
Слово ведущего: «Практически в каждой сказке есть определенные проблемы, и есть их решения. Давайте составим картотеку таких решений. Для этого предлагаю взять гипотетическую проблему и придумать для неё решение. Например, боязнь темноты у маленьких детей.
Инструкция. Участники разбиваются на 3 -4 группы. Группы придумывают продолжение сказочных сюжетов, после чего проходит обсуждение.
Схемы сказочных сюжетов :
• «В самое пекло; узнавание; границы: «Зайчик боялся темноты, встретил друга котенка, и пошли они вместе в ночной лес…»
• «Противоположность; любовь; постепенное привыкание; отвлечение» : «Крот боялся света. Влюбился в бабочку…»
• «Обида, злость; против кого – то» : «Мама оставила мальчика – трусишку одного дома ночью. Он обиделся, оделся и пошел все рассказывать бабушке, которая жила на другом конце города…»
• «Внезапность; вытеснение других страхов» : «Аленушка боялось темноты. Осталась ночь дома с братом Иванушкой. Иванушка заболел….»
Сказочная физкультминутка
Слушай, сказочный народ,
Собирайся на сход.
Поскорее в строй вставайте
И за мной скорей шагайте.
Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!
И ножками топ, топ!
Упражнение 6. «Узнай сказки»
Чтение сказки.
В некотором царстве, в некотором государстве жила – была Царевна Лягушка. Вот как – то села она на серого волка и поехала искать перышка Финиста Ясна Сокола. Устал волк, хочет передохнуть, а она ему и говорит: «Не садись на пенек, не ешь пирожок!». А волк рассердился и говорит: «Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам!». Испугалась Лягушка, ударилась оземь и в полночь превратилась в тыкву. Увидел ее Черномор и утащил к себе в замок.
(7 сказок : «Царевна – Лягушка», «Финис Ясный Сокол», «Иван царевич и Серый волк», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Золушка», «Руслан и Людмила»).
Участники отгадывают сказки.
Заключительное слово: «Наше занятие подошло к концу. Расскажите, что вам понравилось и запомнилось».
Выход из сказки
Примечание. Выход происходит под сопровождением сказочной музыки.
Инструкция. «Давайте мы с вами встанем под волшебный зонтик и закроем глаза (зазвучит волшебная музыка). Когда перестанет звучать музыка, мы откроем глаза и вернемся назад».