Маргарита Газизова
Сказкотерапевтическая песочница для дошкольников
▼ Скачать +Заказ
В последнее время все чаще специалисты педагоги, воспитатели, логопеды прибегают к использованию песочной терапии. И это не случайно, ведь взаимодействуя с песком, развивается фантазия, тактильная чувствительность ребенка. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком и водой. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка и воды, ребенок освобождается от напряжения.
Публикация «Сказкотерапевтическая песочница для дошкольников» размещена в разделах
Игра в песок, особенно для малышей является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии. С детьми младших групп можно использовать игры с песком в качестве писихопрофилактического средства в период их адаптации к жизни в детском саду. В дошкольных группах педагог через игру с ребенком в песочнице может ненавязчиво сообщить ему нормы и правила поведения в группе. Воспитатель естественным путем может осуществить психолого-педагогическую коррекцию поведения ребенка и обучить его социально приемлемым способам нервной разрядки.
К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!». Игра ребенка с песком известна с давних времен и представляет собой один из наиболее излюбленных детьми видов творческой активности. Использование методов песочной терапии в работе с детьми, является самым доступным и естественным способом развития и самотерапии. Песок имеет замечательное свойство «заземлять» негативную энергию, стабилизировать эмоциональное состояние.
Мы рассматриваем песочницу как посредника в установлении контакта с ребенком. Особенно в ситуациях, когда психолог не знает, с чего начать, как установить контакт, он может предложить вместе построить в песочнице сказочную страну.
Играя в песок, создавая свой мир, свою сказку, ребенок независимо от возраста чувствует себя настоящим волшебником. Ибо создается мир, подвластный ему, герои играют роли, какие он захочет, события приходят к развязке, необходимой ему.
Игры в песочнице позволяют преодолеть комплекс «плохого художника». Не все хорошо рисуют, но каждый может создать художественную композицию, выразив свои чувства в картине из песка при помощи готовых фигурок.
Игра в песочнице не имеет методических ограничений, только общечеловеческие. Ставка делается на таинство взаимоотношений между ребенком и специалистом.
Песочная картина позволяет глубоко постичь внутренний мир другого. Причем, главное в процессе постижения, не когнитивный анализ символизма и расположения фигурок, а интуитивно-эмоциональное ощущение, которое возникает у специалиста, разглядывающего композицию в песочнице. В этот момент зритель (специалист, участник группы, член семьи автора песочной картины) соприкасается с ритмом, ценностями, мироощущением и трепетом души автора песочной композиции. Более того, зритель становится свидетелем уникального таинства внутренних изменений, когда автор картины что-либо меняет в композиции.
Сказочная инструкция, наделяющая ребенка ролью Волшебника, позволяет не только перенести в песочницу свое эмоциональное состояние, но и найти созидательные пути его изменения. Ибо статус Волшебника предполагает наличие дополнительных возможностей.
На первых двух-трех занятиях ребенку не показывают весь набор игрушек, он должен освоить достаточно широкий спектр простых манипуляций с песком с помощью рук, лопатки, кисточки. Желательно, чтобы ребенок принес из дома одну из своих любимых игрушек (высотой не более 10–15 см, она должна хорошо обрабатываться, но ребенок может и выбрать игрушку из предложенных взрослым. Она становится посредником для ребенка в играх с песком.
Структура используемых в работе игр-занятий подбиралась с учетом возрастных особенностей детей, исходя из целей и задач, и рассчитана она на детей разного возраста. В ходе работы задания можно усложнять или упрощать в зависимости от проблем и успехов детей.
Структура:
- Введение в тему (демонстрация песочницы, коллекции фигурок);
- Знакомство с правилами игр на песке;
- Формулировка темы, инструкции к играм;
- Содержание игры - занятия;
- Итог, ритуал выхода.
Подбирая материал, мы ориентировались на оптимальное сочетание игр и упражнений. Создаваемый благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует обеспечению социальной успешности дошкольников, развитию их познавательных способностей и формированию предпосылок учебной деятельности.
Применяются и такие формы работы с детьми, как:
1. Сюжетные игры – «Построим дорожку серому волку (дом, заборчик)», «Норки для мышки». Освоив простую постройку, даем усложнение с использованием бросового материала (палочки, травка, дощечки, платочки и т. д.).
2. Игры-забавы – «Откопай сюрприз для колобка», «Спрячь ты, а Машенька будет искать», «Необыкновенные следы».
3. Инсценирование: «Девочка чумазая», «Испечем пирожки».
4. Рассказывание сказок – лепим героев или рисуем на песке палочкой сказку и сопровождаем рассказом.
5. Читаем на песке – предварительно лепим формочки животных или предметов, а потом показываем детям и читаем стихотворение, например, из цикла А. Барто «Игрушки».
6. Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок набираем в ладошку или насыпаем в кулечек с отрезанным уголком и рисуем по готовому контуру картинку.
7. Конструирование – используем метод «наплыва» (полужидкий песок выливается постепенно в определенную форму «Замок из песка»).
8. Устраиваются дни погружения, например, «День песка»; тематические праздники: «Праздник песка», «Праздник новых формочек» и т. д.
Итак, обсуждая сказкотерапевтическую песочную терапию, с одной стороны, мы имеет дело с прекрасной развивающей средой. С другой стороны, мы работаем с явлением «переноса», «проекции» внутреннего мира. Все это делает возможным использование сказкотерапевтическои песочной терапии в четырех аспектах:
аспект проективной психодиагностики;
аспект психокоррекции и психотерапии;
аспект психопрофилактики;
аспект обучения.
Все четыре аспекта проявляются как в индивидуальных занятиях, так и групповых, без ограничения возраста.