Елена Анатольевна
Сказка ложь, да в ней намек… Чему учат сказки
▼ Скачать + Заказать документы
Народная сказка — это элемент устного национального творчества. Придумывая поучительные истории, наши предки не просто развлекали своих детей, они вкладывали в эти лаконичные, остроумные сюжеты мудрость, опыт, знания — все то, что хотелось им сохранить и передать, с помощью чего вразумить и воспитать. Переходя из уст в уста, сюжеты менялись, оттачивались, герои русских сказок «учились» у рассказчиков уму разуму, впитывали информацию. И что бы невероятного ни происходило в сказке, в этом всегда была доля истины. Это учебник жизни, переданный нам в наследство нашими предками. К сожалению, в погоне за модными тенденциями многие забывают о том, чему учат русские народные сказки.
Публикация «Сказка ложь, да в ней намек… Чему учат сказки» размещена в разделах
Как выбрать сказку для рассказывания
Когда мы говорим о рассказывании и даже о разыгрывании сказки, то имеем ввиду только народные произведения, которые изначально создавались для устного исполнения, то есть «рассказывались». Авторские сказки как всякое литературное (письменное) произведение, детям читаются. Исключения составляют только авторские докучные сказки.
Народные сказки делятся на следующие группы: о животных, волшебные, бытовые, авантюрно – новеллистические, докучные. Среди них только сказки о животных и докучные могут быть без сомнения предложены детям. Остальные группы сказок требуют внимательного к ним отношения: предварительного прочтения и анализа.
Сказка должна соответствовать возрасту ребенка, быть небольшой по объему, интересной по содержанию, динамичной и яркой.
Раннему возрасту адресованы кумулятивные сказки : «Репка», «Колобок», «Теремок», «Лиса и заяц» ( варианты названий: «Лубяная и ледяная избушка», «Лиса, заяц и петух», «Коза с козлятами», «За лапоток – курочку, за курочку – гусочку», а также «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Кот, петух и лиса», «Курочка ряба».
Как рассказывать сказки
Для рассказывания сказку необязательно учить наизусть. Достаточно несколько раз, не торопясь, осмысленно прочитать её. Рассказывая сказку, необходимо голосом, мимикой, жестами изображать происходящее, но при этом не переигрывать, соблюдать меру. Помните о том, что сказочник – это веселый, обаятельный человек, умеющий расположить к себе слушателей, заинтересовать и даже заинтриговать их. Сказочник должен владеть аудиторией, даже если его «аудитория» - собственный ребенок.
Большую роль в рассказывании сказки играет интонация, усиление и ослабление голоса. Сказка всегда рассказывается от первого лица, так, как будто рассказчик сам был участником происходящего. Значит, взрослому, прежде чем рассказывать сказку ребенку, надо представить себе то, о чем он будет говорить, «нарисовать» в своём воображении сказочные картины. Это оживит рассказ, сделает его ярким, впечатляющим.
Старайтесь передать характер героев. В сказке вы не найдете ни портретных описаний героя, ни указаний на возраст, ни, тем более, подробных характеристик. Более того, в сказках о животных, например, звери являются носителями одного постоянного признака или одной особенности характера: лиса хитра, волк глуп, медведь неуклюж. Поэтому характер героя и все оттенки его улавливаются, понимаются с помощью тех действий, тех поступков, которые он совершает, тех речей, которые произносит, тех диалогов, в которые вступает.