Ольга Залецило
Проект по развитию речи «Сказка ложь, а в ней намек…»
▼ Скачать + Заказать документы
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА
Тема проекта : «Сказка-ложь, а в ней намек…»
Автор: Залецило О. С.
Объект исследования: волшебная сказка
Дидактические цели проекта :
• сформировать понятие «волшебная сказка»;
• формировать умение анализировать сказку;
подвести детей к осознанию общности признаков и структуры волшебных сказок.
Методическая задача:
Публикация «Проект по развитию речи „Сказка ложь, а в ней намек…“» размещена в разделах
• учить применять современные технологии в процессе проведения эксперимента, в процессе обработки и усвоения полученной информации детьми (SMARTдоска, компьютер, аудиоплеер, фотоаппарат)
Основополагающий вопрос:
Почему в нашей жизни есть вымысел и реальность?
Учебные вопросы:
1. Все ли волшебные сказки имеют одинаковую структуру?
2. Какие волшебные предметы и герои «живут» в сказках, какова их роль в сказках?
3. Чему учит сказка?
4. Где «живет» сказка?
Краткая аннотация проекта
Народное творчество всегда вызывает большой интерес у детей младшего школьного возраста. При чтении сказок у детей возникает множество вопросов историческо-культурного, этимологического, литературоведческого, краеведческого плана. Исследование сказки мы начали с изучения особенностей строения и выявления общих признаков волшебной сказки посредством использования электронной книги. После чего дети приступили к самостоятельному анализу сказок в группе, используя при работе разные носители информации (Эл. книга, видео, аудио). Творческая работа каждой группы сопровождалась презентациями, выставками рисунков, инсценированием сказок. В итоге своей исследовательской работы дети пришли к выводу об общности структуры и признаков волшебной сказки. Активная творческая деятельность повысила уровень литературоведческих знаний и умений, повысила интерес детей к предмету литературное чтение. В ходе эксперимента сделан вывод, что использование технических средств на уроках литературы эффективен только в совокупности.
Ход проекта
Ссылка Видео 1
Как вы видите, у детей возникает много вопросов на уроках литературного чтения. Так и родился наш проект : «Сказка – ложь, а в ней намек…»
Слайд 1
Тема: «Сказка – ложь, а в ней намек…»
Слайд 2
Объектом нашего исследования стала сказка, да не простая, а волшебная…
Слайд 3
Наш проект предполагает использование современных технологий, в связи с этим класс был поделен на 3 группы по 4 человека.
1 гр. работала с аудиокнигой;
2 гр. – с электронной книгой;
3 гр. использовала в работе видеоматериалы.
Нас интересовали следующие вопросы:
• Какие структурные особенности имеет В. С. ?
• В чем заключается волшебство в сказке?
• Чему учит сказка?
• Где в современном мире прячется сказка?
Слайд 4
Какие структурные особенности имеет В. С. ?
А как устроена волшебная сказка, мы рассмотрим на примере презентации группы детей, которая работала с электронной книгой. Презентация была бинарной.
Слайд 5
Итак, мы в гостях у сказки «Гуси – лебеди». Дети по цепочке читают сказку. Один ученик фиксирует в тексте ключевые моменты, второй - на луче выстраивает структуру сказки…
В сказке есть зачин, он может быть традиционный («жили-были, в некотором царстве, за морями за лесами…») и нетрадиционный; завязка, развитие действий, где герой проходит испытания; кульминация – добро побеждает зло; концовка – традиционная («вот и сказке конец, я там был - мёд, пиво пил.») и нетрадиционная.
Работая с электронной книгой, дети не только прослеживают сюжет сказки, но и раскрывают образ героя. Сначала девочка была непослушной, безответственной, но, преодолевая препятствия, характер героя изменяется, совершенствуется, становится лучше.
Слайд 6
Выстраивая сюжетную линию, мы получили структуру В. С.
Перед нами встала задача, проверить все ли В. С. имеют одинаковую структуру. Перечитывая и разбирая другие В. С., мы пришли к выводу, что эта структура прослеживается во всех сказках
Ссылка Бланк анализа
Слайд 7
А еще мы заметили, что структура сказки может усложняться. Доказали дети это, работая со сказкой «Царевна – лягушка».
Героями сказки являются два персонажа: Василиса – Премудрая и Иван – Царевич, которые поочередно проходили три испытания. Василиса – Премудрая испекла хлеб, ткала ковер, приехала на бал, где царевич на радостях сжигает кожу лягушки – это кульминацией, которая переплетается с завязкой действий на вторую часть сказки, где испытания проходит Иван – Царевич: дойти до избушки Бабы-Яги, пройти испытания Бабы-Яги, найти и убить Кощея. Смерть Кощея является кульминацией в сказке.
Иван – Царевич спасает Василису – Премудрую - концовка.
Слайд 8
В чем скрыто волшебство в сказке?
При анализе сказок, мы обнаружили отличительные особенности волшебных сказок, бытовых и сказках о животных.
Слайд 9
Волшебство скрыто в героях, предметах и действиях, которые происходят с героями.
Одному из самых ярких героев - Кощею, мы посветили ВЕБ-сайт, где рассмотрели образ Кощея в сказках, в творчестве и литературе; рассказали о Родине Кощея.
Легенда o Кощее Бессмертном:
Кощей Бессмертный - в славянском народном эпосе злой волшебник, похожий на скелет, олицетворявший разрушительные силы смерти, холода и тьмы. Кощей Бессмертный играет ту же роль скупого хранителя сокровищ и опасного похитителя красавиц, что и Змей Горыныч. Они одинаково враждебны сказочным героям и свободно заменяют друг друга, так что в одной и той же сказке в одном варианте действующим лицом выводится Змей, а в другом — Кощей Бессмертный. Смерть Кощея сокрыта так далеко, что его называют Бессмертным. Например: на море-океане, на острове Буяне есть зеленый дуб, под тем дубом зарыт железный сундук, в том сундуке заяц, в зайце утка, а в утке яйцо; стоит только раздавить то яйцо — и Кощей Бессмертный мгновенно умирает. Иногда в яйцо заключается игла, а смерть Кощея находится на кончике иглы. То же рассказывают и про Змея : существует остров, на острове камень, в камне заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце желток, в желтке каменек — это и есть Змеиная смерть; надо только добыть каменек и бросить им в Змея!
Кощей Бессмертный — герой многих сказок. Он сторожит подземное царство, где спрятаны бесчисленные сокровища и томятся в неволе пленники. Обычно Кощей Бессмертный тщательно охраняет тайну нахождения своей смерти, но все же герой — Иван-царевич или младший сын — со своими помощниками (обычно это медведь, волк, коршун, щука) убивает Кощея и освобождает красавицу-царевну.
Родина Кощея
Тверская область родина Кощея Бессмертного. Согласно легенде, сказочный персонаж обитал в Старицких пещерах. Именно там местный сапожник однажды повстречал чудище с горящими глазами, каким и предстает в русских сказках Кощей Бессмертный. А старуха с клюкой, изображенная на гербе древнего города Старицы, по мнению ряда краеведов, и есть та самая Баба-Яга, которая помогала Ивану Царевичу победить Кощея.
Старицкие пещеры - это бывшие каменоломни, где добывался известняк, из которого построены многие древние храмы Белокаменной, а также Тверской, Московской и ряда других областей. Протяженность пещер составляет более 30 км. Они известны постоянным микроклиматом и целебными свойствами.
Образ Кощея в творчестве и литературе
Кощей Бессмертный
Почему Кощей Бессмертный
Прожил десять тысяч лет?
Потому что был бездетный.
И детей не любит. Нет!
Эти дочки и сыночки -
Хуже нету заморочки:
То корми их, то играй.
Хоть ложись и помирай!
Почему Кощей Бессмертный
Просто сказочно богат?
Потому что он бездетный
И к тому же - не женат.
Эти дочки и сыночки
Деньги вытащат из бочки:
То конфеты, то наряд -
Вмиг папашу разорят!
Эти дочки и сыночки
С сундука сорвут замочки:
Доберутся до яйца -
Чик иглу. И нет отца!
Довести способны дети
И Бессмертного до смерти.
Почему Кощей Бессмертный -
Всемогущий властелин?
Сундучок его заветный
Не найдут ни дочь, ни сын.
Андрей Усачев
Кощей Бессмертный.
Сколько б люди ни болтали,
Знаю я, как дважды два:
Честь да совесть и так дале -
Это все одни слова.
У кого деньга да сила -
Тому и честь.
Может, это некрасиво,
Но это есть.
Дайте мне красу-девицу!
Дайте царскую казну!
Дайте рыбку!
Дайте птицу!
Не дадите - сам возьму!
И не жадный, и не злой я,
А вот такой:
Как увижу что чужое,
Так сам не свой!
Брага пенится,
Ножик точится!
Уж я сколько пировал,
А все хочется!
Ссылка ВЕБ-сайт
Перечитывая множество сказок, на пути детей встречались различные волшебные предметы. Ребята решили составить картотеку волшебных предметов.
Ссылка Картотека
Слайд 10
Чему учит сказка?
Ссылка
В чем же скрыт намек сказки, какой она дает нам урок?
Учит дружбе, смелости, отваге, послушанию, патриотизму, раскрывает образ положительного героя …
Издавна народ сочинял сказки для того, чтобы создать модель идеального мира, где добро побеждает зло.
Слайд 11
Где живет сказка?
Мы предлагаем вам навестить Деда мороза, Бабу-Ягу и Снегурочку.
Слайд 12
Выводы.
В результате нашей исследовательской работы
- вывели понятие «волшебная сказка»;
- вывели общность её структуры и признаков;
- подвели итоги работы каждой группы детей по анализу В. С. по заданному плану;
- самостоятельная работа детей позволяет более полно и быстро усваивать учебный материал на уроках литературного чтения.
Наблюдая за работой детей, я сделала сравнительный анализ по усвоению учебного материала детьми при использовании аудиокниги, электронной книге и видео.
Ссылка Таблица
После моих наблюдений можно сделать вывод, что использование одного источника на уроке Л. Ч. неэффективно. В наше время современный ребенок не может ограничиваться только одной книгой при работе с текстом. Надо прикреплять и другие источники, для того чтобы работа на уроке имела высокий результат. Именно использование разных носителей текста сделают процесс обучения интересным, более точным и динамичным, тем более, современная школа позволяет расширить границы учебного процесса.
Слайд 13
Литература
Слайд 14
После самостоятельного исследования структуры и особенностей В. С., ребята смогли вжиться в образ героев и инсценировать сказку «Царевна – лягушка».
Ссылка Видео 2
«Вот и сказке конец,
А кто слушал молодец!»