Приложение МААМ

Проект по развитию речи «Сказка ложь, а в ней намек…»

Ольга Залецило
Проект по развитию речи «Сказка ложь, а в ней намек…»
▼ Скачать + Заказать документы

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА

Тема проекта : «Сказка-ложь, а в ней намек…»

Автор: Залецило О. С.

Объект исследования: волшебная сказка

Дидактические цели проекта :

• сформировать понятие «волшебная сказка»;

• формировать умение анализировать сказку;

подвести детей к осознанию общности признаков и структуры волшебных сказок.

Методическая задача:

Публикация «Проект по развитию речи „Сказка ложь, а в ней намек…“» размещена в разделах

• учить применять современные технологии в процессе проведения эксперимента, в процессе обработки и усвоения полученной информации детьми (SMARTдоска, компьютер, аудиоплеер, фотоаппарат)

Основополагающий вопрос:

Почему в нашей жизни есть вымысел и реальность?

Учебные вопросы:

1. Все ли волшебные сказки имеют одинаковую структуру?

2. Какие волшебные предметы и герои «живут» в сказках, какова их роль в сказках?

3. Чему учит сказка?

4. Где «живет» сказка?

Краткая аннотация проекта

Народное творчество всегда вызывает большой интерес у детей младшего школьного возраста. При чтении сказок у детей возникает множество вопросов историческо-культурного, этимологического, литературоведческого, краеведческого плана. Исследование сказки мы начали с изучения особенностей строения и выявления общих признаков волшебной сказки посредством использования электронной книги. После чего дети приступили к самостоятельному анализу сказок в группе, используя при работе разные носители информации (Эл. книга, видео, аудио). Творческая работа каждой группы сопровождалась презентациями, выставками рисунков, инсценированием сказок. В итоге своей исследовательской работы дети пришли к выводу об общности структуры и признаков волшебной сказки. Активная творческая деятельность повысила уровень литературоведческих знаний и умений, повысила интерес детей к предмету литературное чтение. В ходе эксперимента сделан вывод, что использование технических средств на уроках литературы эффективен только в совокупности.

Ход проекта

Ссылка Видео 1

Как вы видите, у детей возникает много вопросов на уроках литературного чтения. Так и родился наш проект : «Сказка – ложь, а в ней намек…»

Слайд 1

Тема: «Сказка – ложь, а в ней намек…»

Слайд 2

Объектом нашего исследования стала сказка, да не простая, а волшебная…

Слайд 3

Наш проект предполагает использование современных технологий, в связи с этим класс был поделен на 3 группы по 4 человека.

1 гр. работала с аудиокнигой;

2 гр. – с электронной книгой;

3 гр. использовала в работе видеоматериалы.

Нас интересовали следующие вопросы:

• Какие структурные особенности имеет В. С. ?

• В чем заключается волшебство в сказке?

• Чему учит сказка?

• Где в современном мире прячется сказка?

Слайд 4

Какие структурные особенности имеет В. С. ?

А как устроена волшебная сказка, мы рассмотрим на примере презентации группы детей, которая работала с электронной книгой. Презентация была бинарной.

Слайд 5

Итак, мы в гостях у сказки «Гуси – лебеди». Дети по цепочке читают сказку. Один ученик фиксирует в тексте ключевые моменты, второй - на луче выстраивает структуру сказки…

В сказке есть зачин, он может быть традиционный («жили-были, в некотором царстве, за морями за лесами…») и нетрадиционный; завязка, развитие действий, где герой проходит испытания; кульминация – добро побеждает зло; концовка – традиционная («вот и сказке конец, я там был - мёд, пиво пил.») и нетрадиционная.

Работая с электронной книгой, дети не только прослеживают сюжет сказки, но и раскрывают образ героя. Сначала девочка была непослушной, безответственной, но, преодолевая препятствия, характер героя изменяется, совершенствуется, становится лучше.

Слайд 6

Выстраивая сюжетную линию, мы получили структуру В. С.

Перед нами встала задача, проверить все ли В. С. имеют одинаковую структуру. Перечитывая и разбирая другие В. С., мы пришли к выводу, что эта структура прослеживается во всех сказках

Ссылка Бланк анализа

Слайд 7

А еще мы заметили, что структура сказки может усложняться. Доказали дети это, работая со сказкой «Царевна – лягушка».

Героями сказки являются два персонажа: Василиса – Премудрая и Иван – Царевич, которые поочередно проходили три испытания. Василиса – Премудрая испекла хлеб, ткала ковер, приехала на бал, где царевич на радостях сжигает кожу лягушки – это кульминацией, которая переплетается с завязкой действий на вторую часть сказки, где испытания проходит Иван – Царевич: дойти до избушки Бабы-Яги, пройти испытания Бабы-Яги, найти и убить Кощея. Смерть Кощея является кульминацией в сказке.

Иван – Царевич спасает Василису – Премудрую - концовка.

Слайд 8

В чем скрыто волшебство в сказке?

При анализе сказок, мы обнаружили отличительные особенности волшебных сказок, бытовых и сказках о животных.

Слайд 9

Волшебство скрыто в героях, предметах и действиях, которые происходят с героями.

Одному из самых ярких героев - Кощею, мы посветили ВЕБ-сайт, где рассмотрели образ Кощея в сказках, в творчестве и литературе; рассказали о Родине Кощея.

Легенда o Кощее Бессмертном:

Кощей Бессмертный - в славянском народном эпосе злой волшебник, похожий на скелет, олицетворявший разрушительные силы смерти, холода и тьмы. Кощей Бессмертный играет ту же роль скупого хранителя сокровищ и опасного похитителя красавиц, что и Змей Горыныч. Они одинаково враждебны сказочным героям и свободно заменяют друг друга, так что в одной и той же сказке в одном варианте действующим лицом выводится Змей, а в другом — Кощей Бессмертный. Смерть Кощея сокрыта так далеко, что его называют Бессмертным. Например: на море-океане, на острове Буяне есть зеленый дуб, под тем дубом зарыт железный сундук, в том сундуке заяц, в зайце утка, а в утке яйцо; стоит только раздавить то яйцо — и Кощей Бессмертный мгновенно умирает. Иногда в яйцо заключается игла, а смерть Кощея находится на кончике иглы. То же рассказывают и про Змея : существует остров, на острове камень, в камне заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце желток, в желтке каменек — это и есть Змеиная смерть; надо только добыть каменек и бросить им в Змея!

Кощей Бессмертный — герой многих сказок. Он сторожит подземное царство, где спрятаны бесчисленные сокровища и томятся в неволе пленники. Обычно Кощей Бессмертный тщательно охраняет тайну нахождения своей смерти, но все же герой — Иван-царевич или младший сын — со своими помощниками (обычно это медведь, волк, коршун, щука) убивает Кощея и освобождает красавицу-царевну.

Родина Кощея

Тверская область родина Кощея Бессмертного. Согласно легенде, сказочный персонаж обитал в Старицких пещерах. Именно там местный сапожник однажды повстречал чудище с горящими глазами, каким и предстает в русских сказках Кощей Бессмертный. А старуха с клюкой, изображенная на гербе древнего города Старицы, по мнению ряда краеведов, и есть та самая Баба-Яга, которая помогала Ивану Царевичу победить Кощея.

Старицкие пещеры - это бывшие каменоломни, где добывался известняк, из которого построены многие древние храмы Белокаменной, а также Тверской, Московской и ряда других областей. Протяженность пещер составляет более 30 км. Они известны постоянным микроклиматом и целебными свойствами.

Образ Кощея в творчестве и литературе

Кощей Бессмертный

Почему Кощей Бессмертный

Прожил десять тысяч лет?

Потому что был бездетный.

И детей не любит. Нет!

Эти дочки и сыночки -

Хуже нету заморочки:

То корми их, то играй.

Хоть ложись и помирай!

Почему Кощей Бессмертный

Просто сказочно богат?

Потому что он бездетный

И к тому же - не женат.

Эти дочки и сыночки

Деньги вытащат из бочки:

То конфеты, то наряд -

Вмиг папашу разорят!

Эти дочки и сыночки

С сундука сорвут замочки:

Доберутся до яйца -

Чик иглу. И нет отца!

Довести способны дети

И Бессмертного до смерти.

Почему Кощей Бессмертный -

Всемогущий властелин?

Сундучок его заветный

Не найдут ни дочь, ни сын.

Андрей Усачев

Кощей Бессмертный.

Сколько б люди ни болтали,

Знаю я, как дважды два:

Честь да совесть и так дале -

Это все одни слова.

У кого деньга да сила -

Тому и честь.

Может, это некрасиво,

Но это есть.

Дайте мне красу-девицу!

Дайте царскую казну!

Дайте рыбку!

Дайте птицу!

Не дадите - сам возьму!

И не жадный, и не злой я,

А вот такой:

Как увижу что чужое,

Так сам не свой!

Брага пенится,

Ножик точится!

Уж я сколько пировал,

А все хочется!

Ссылка ВЕБ-сайт

Перечитывая множество сказок, на пути детей встречались различные волшебные предметы. Ребята решили составить картотеку волшебных предметов.

Ссылка Картотека

Слайд 10

Чему учит сказка?

Ссылка

В чем же скрыт намек сказки, какой она дает нам урок?

Учит дружбе, смелости, отваге, послушанию, патриотизму, раскрывает образ положительного героя …

Издавна народ сочинял сказки для того, чтобы создать модель идеального мира, где добро побеждает зло.

Слайд 11

Где живет сказка?

Мы предлагаем вам навестить Деда мороза, Бабу-Ягу и Снегурочку.

Слайд 12

Выводы.

В результате нашей исследовательской работы

- вывели понятие «волшебная сказка»;

- вывели общность её структуры и признаков;

- подвели итоги работы каждой группы детей по анализу В. С. по заданному плану;

- самостоятельная работа детей позволяет более полно и быстро усваивать учебный материал на уроках литературного чтения.

Наблюдая за работой детей, я сделала сравнительный анализ по усвоению учебного материала детьми при использовании аудиокниги, электронной книге и видео.

Ссылка Таблица

После моих наблюдений можно сделать вывод, что использование одного источника на уроке Л. Ч. неэффективно. В наше время современный ребенок не может ограничиваться только одной книгой при работе с текстом. Надо прикреплять и другие источники, для того чтобы работа на уроке имела высокий результат. Именно использование разных носителей текста сделают процесс обучения интересным, более точным и динамичным, тем более, современная школа позволяет расширить границы учебного процесса.

Слайд 13

Литература

Слайд 14

После самостоятельного исследования структуры и особенностей В. С., ребята смогли вжиться в образ героев и инсценировать сказку «Царевна – лягушка».

Ссылка Видео 2

«Вот и сказке конец,

А кто слушал молодец!»

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Сценарий интеллектуального мероприятия для дошкольников Цель: развить инициативу, сообразительность, мышление. Задачи: - ввести детей в мир знаний, через сказочные элементы; - раскрыть и активизировать.

Презентация театрализованной деятельности «Сказка — ложь, да в ней намек!» «Великая цель образования – это не знания, а действия» (Герберт Спенсер) Коррекционная деятельность логопеда в целом направлена на создание.

Игры — викторины с родителями и детьми старшей группы «Сказка ложь, да в ней намек…» Сценарий игры - викторины с родителями и детьми старшей группы «Сказка ложь, да в ней намек…»Цель: обобщение знаний родителей о сказках,.

Интегрированное занятие в средней группе «Сказка ложь, да в ней намек» Цели: • узнавать знакомые образы русских народных сказок; Задачи: - развивать связную речь у детей; - продолжать формировать элементарные.

Консультация для родителей «Сказка ложь, да в ней намек…». Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Ребенка буквально захлестывает непрерывно увеличивающийся поток информации.

Консультация для родителей «Сказка ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок!»Консультация для родителей «Сказка ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок!» Из опыта работы в подготовительной группе. Есть такая страна Заветная, Необычная-Семицветная. Если в ней не бывали Раньше вы, знайте:.

Консультация для родителей «Сказка ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок» «Сказка – ложь, да в ней намек- добрым молодцам - урок» В последние десятилетия наметилась тенденция к тому, что хорошо знакомые старшему.

Сценарий занятия по безопасности для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Сказка — ложь, да в ней намек». Ход образовательной деятельности: I Организационный момент. (Дети проходят в зал и становятся полукругом). Воспитатель: давайте поздороваемся.

Сценарий мероприятия «Сказка ложь, да в ней намек» средняя группа Программное содержание: 1. Прививать детям понятия о ценности дружбы и единства, через произведение Л. Н. Толстого «Отец.

Урок литературного чтения в первом классе «Сказка ложь, да в ней намек…» Е. Чарушин Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Вачская средняя общеобразовательная школа ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по развитию речи «Сказка ложь, а в ней намек…»
Опубликовано: 11 ноября 2017 в 15:13
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по развитию речи «Сказка ложь, а в ней намек…»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Залецило (УИ 1343997) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД