Колегова Людмила
Консультация «Сказка как средство правового воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: В данной статье рассмотрены проблемы воспитания правовой культуры детей 5–7 лет. Обоснована актуальность исследуемой темы. Обобщен практический опыт использования фольклорного жанра «сказка» как средства воспитания старших дошкольников.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Права ребенка. Консультации для родителей
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Сказки. Консультации для родителей
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Ключевые слова: сказка, дошкольное детство, правовое воспитание, права ребёнка.
Будущее страны во многом зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстро меняющемся мире. В Конвенции ООН о правах ребенка говорится, что «образование ребенка должно быть направленно на подготовку его к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости».
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда осуществляется развитие личности ребенка. В этом возрасте ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей и педагогов. Подготовка ребенка к овладению правовой культурой является задачей всех социальных институтов воспитания : детского сада, школы, общественных объединений.
Правовое обучение и воспитание необходимо начинать в дошкольном возрасте, так как уже с первых шагов юного гражданина должны формироваться нравственно-правовые качества личности, эмоции и поведение. Все граждане должны знакомиться с законами нашего государства, чётко и ясно представлять свои права и обязанности и учиться защищать свои права.
Права детей сегодня стали «модной» темой. Работая в ДОУ наша задача, как воспитателя, формировать у детей основы правового сознания и такие качества личности, как любовь к родным и близким, доброжелательность к окружающим, способность к сопереживанию. Познакомить и донести до сознания детей содержание основного документа, защищающего права детей «Конвенция ООН о правах ребёнка» в доступной для них форме. При ознакомлении детей с правами и обязанностями необходимо опираться на статьи. Но тексты правовых документов сложны для детей. И поэтому, учитывая возрастные особенности старших дошкольников, они должны быть, переведены на язык доступный восприятию детей. Необходимо подобрать такой язык общения, который мог бы донести до каждого ребёнка суть, проникнуть в глубину его души. У детей своё мировосприятие, и язык взрослых для них порой оказывается чужд и не понятен. В таких ситуациях на помощь приходит обычный язык сказок, язык простой и в тоже время сложный по своей нравственной составляющей.
С самого раннего детства сказки входят в жизнь ребёнка и сопровождают их на протяжении всего дошкольного периода. Со сказки начинается знакомство детей с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Благодаря сказкам ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение добру и злу. Дети легко запоминают сказку. Это объясняется тем, что язык сказки доступен ребёнку, а в старшем дошкольном возрасте они не любят наставлений. Сказка не учит напрямую, она предлагает образы, которыми ребёнок наслаждается и незаметно для себя усваивает жизненно важную информацию. Сказка в конкретных образах раскрывает перед ребёнком идеалы справедливости, добра, честности, мужества и сострадания. Сказка помогает формировать у детей правильное отношение к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям. Сказки несут информацию о выработанной в обществе системе ценностей, в том числе и правовых, целую программу позитивных форм поведения. В них закладываются варианты правового воспитания. Прививаются понятия о том, что обязательно надо делать, что разрешено делать и что запрещено делать. Сохраняясь в памяти, сказки становятся неотъемлемой частью детского сознания, а самые элементарные и в то же время самые важные представления «о правах человека», отражённые в их содержании, закрепляются в сознании и определяют нормы поведения ребёнка.
Именно сказки я использовала в своей работе. Сказки являлись основным средством знакомства детей с правами. Во время работы у нас с детьми выработался чёткий план, по которому мы и знакомились с правами.
1. Знакомились с содержанием сказки.
2. Разбирали сюжет, давали характеристику главным героям.
3. Рассматривали картинки, на которых были изображены права детей.
4. Сопоставляли с сюжетом сказки и делали вывод о нарушении, каких прав говорится.
5. Творческая самостоятельная работа детей.
В России проблема защиты детей стояла и стоит чрезвычайно остро. Каждый ребёнок должен знать свои права и обязанности, чтобы с лёгкостью ими оперировать в нужной для него ситуации. А родители должны задуматься над тем, как защитить права своих детей в случае их нарушения.
Список литературы
1. Список использованной литературы:
2. Давыдова О. И. Об ответственности и правах ребёнка / О. И. Давыдова, С. М. Вялкова. – М. : Сфера, 2008. – 112 с.
3. Жукова Р. А. Правовое воспитание. Старшая и подготовительная группы Разработки занятий / Р. А. Жукова // Учитель. – Аст, 2006.
4. Зеленова Н. Г. Я – ребёнок, и я имею право / Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. – Скрипторий 2003, 2013. – 96 с.
5. Нищеева Н. И. Мои права. Дошкольникам о правах и обязанностях
6. Права детей в сказках народов мира. Российско-американский проект. – 2016. – С. 120 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://materinstvo.ru/art/9005
7. Шорыгина Т. А. Беседы о правах ребёнка : Методическое пособие для занятий с детьми 5–10 лет / Т. А. Шорыгина. – Сфера, 2014. – С. 144.