Алла Николаевна Пушкина
Сказка как средство формирования коммуникативной компетенции дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка как средство формирования коммуникативной компетенции дошкольников
Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.
Публикация «Сказка как средство формирования коммуникативной компетенции дошкольников» размещена в разделах
Счастье - когда ты умеешь быть понятным. Вся наша жизнь проходит в общении – с собой и людьми. От того, как мы умеем общаться, выражать свои просьбы и чувства, понимать чужие волеизъявления и реагировать на них, - зависит очень многое. Если мы умеем объясняться доходчиво - нам легче договариваться с близкими, с комфортом реализовывать свои планы и проекты, быть эффективными и успешными в обществе, ровно настолько, насколько нам нужно. А кому этого не хочется – в том числе детям? В чем же секрет успешного общения? На наш взгляд - в коммуникативных навыках, которые закладывают начала коммуникативной компетентности подрастающего человека.
Рассмотрим, что такое коммуникативная компетентность.
Петровская Л. А. определяет коммуникативную компетентность как совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения.
Емельянов Ю. Я. рассматривает это понятие как ситуативную адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными (речевыми и неречевыми) средствами социального поведения, а также выделяет меру коммуникативной компетентности - степень успешности задуманных актов влияния и используемых средств произвести впечатление на других.
Столяренко Л. Д. рассматривает понятие коммуникативной компетентности как систему внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.
Е. В. Сидоренко считает, что коммуникативная компетентность - совокупность коммуникативных способностей; адекватных коммуникативным задачам и достаточных для их решений коммуникативных умений и коммуникативных знаний.
Развитие коммуникативной компетентности - поэтапный процесс. Он включает в себя организацию коммуникации, развитие коммуникативных способностей и формирование коммуникативных умений. Предполагаемый результат - сформированность коммуникативной компетентности определенного уровня.
Таким образом, коммуникативная компетентность - это целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т. е. достигающему цели (эффективное) и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих сторон.
Конечно, большинство детей в ДОУ в коммуникативном отношении достаточно благополучны. Они способны налаживать контакты как со взрослыми, так и со сверстниками; умеют договариваться о совместных делах и играх; строят планы и пытаются их реализовывать; свободно выражают свои просьбы, делают сообщения, задают вопросы; в процессе общения используют различные коммуникативные средства - речевые, мимические, образно-жестовые. Их отличает живой интерес к собеседнику, которым для ребенка старшего дошкольного возраста становится сверстник.
Однако наблюдения показывают, что определенная часть дошкольников в разной степени испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельностью. Это обнаруживается при внимательном изучении системы взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в быту, партнерской ролевой игре, в ситуациях нерегламентированного общения. Трудности вхождения в детское сообщество, недостаточное умение учитывать в совместной деятельности деловые и игровые интересы партнера приводят к обеднению коммуникативного опыта ребенка, оказывают отрицательное влияние на характер и содержание ролевых игр, межличностных отношений, определяют его невысокий социальный статус в группе сверстников.
Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Она должна быть живой, яркой эмоциональной и выразительной. Требования к связному высказыванию детей дошкольного возраста предполагает владение лексикой, грамматикой, стилистикой, нормами звуковой культуры речи.
Исключительно важную роль в речевом, личностном, в том числе коммуникативном развитии ребенка играет детская литература, и особенно сказки. Дошкольный возраст - это возраст сказки. Сказка - самый любимый ребенком литературный жанр. Дети черпают из сказок множество удивительных познаний, первые представления о времени, пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. В сказках дети впервые испытывают, как бы на себе, храбрость, стойкость, добро, милосердие, зло, черствость, жестокость… Неудивительно, что ребенок и сам пытается сочинять.
Слушание и сочинение сказки, наряду с творческими играми, выполняет важнейшую роль в формировании вида внутренней психической активности — умения мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, без чего невозможна никакая творческая деятельность. В. А. Сухомлинский не представлял обучение не только без слушания, но и без создания сказки, по его словам, сказка – это радость мышления; создавая сказку, ребенок утверждает свою способность к творческому мышлению. Готовые сказки, как продукт детской деятельности, можно представить ребятишкам других групп, родителям. Изготовленная своими руками книжка - предмет гордости для ребят, подтверждение их успешности.
Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка. Театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.
Зачем же нужно учить ребенка сочинять и рассказывать сказки? Современный ребенок растет в очень реалистичном мире, в котором его интуитивные, часто невербализируемые представления, догадки остаются неразвитыми. Фантазию ребенка необходимо развивать с раннего возраста. Функция воображения человека состоит, прежде всего, в предсказании продуктов деятельности, в планировании предстоящих ситуаций. Развитие воображения тесно связано с развитием креативности, то есть способностью порождать необычные идеи, отклонения от традиционных схем мышления. Кроме этого, сочинение сказки помогает сформировать мотивацию познавательной деятельности, так как отвечает внутренней потребности ребенка дошкольного возраста. А, как и любая другая деятельность, деятельность мышления всегда вызвана какими – то потребностями личности.
Практика показывает, что дети чаще испытывают затруднения в выражении своих мыслей, не умеют говорить перед аудиторией. Овладение связными формами высказываний - процесс длительный, требующий умелого воздействия и руководства, ведь необходимо формировать способность не только связно и красиво высказываться, но и ориентироваться на слушателя. Сказка здесь приходит к нам на помощь. Ведь рассказывая сказку перед слушателями, «записывая» (рисуя) её на листе бумаги, ребенок учится связно и понятно выражать свои мысли.
В освоении детьми монологической речи очень эффективным является метод «сочинительства» (придумывания сказки). Сочинение сказки позволяет развивать процессы мышления у детей (анализ, синтез, обобщение, расширять активный и пассивный словарь ребенка, повышать свой статус среди сверстников.
Для овладения данным видом деятельности необходима целая система работы. Сочинение сказки предполагает такую организацию занятия, которая бы отличалась от других занятий. Для этого используются ритуалы «входа» в сказку, представляющие собой коллективное упражнение, неизменно повторяющееся на каждом занятии по сочинению сказки и помогающее настроить детей на совместную работу, содействующее групповому сплочению детей не только на данном занятии, но и в повседневной жизни группы. Это позволяет ребенку получить навыки позитивного коммуникативного общения, что содействует его дальнейшей социализации.
В работе используются следующие методы:
• Ритуал «вхождения» в сказку, использование куклы Иринки (или любого другого персонажа). Она приходит в гости к детям и приносит каждый раз различные вещи: разные картинки, предметы и т. д. Иринка рассказывает историю о том, как тот или иной предмет оказался у нее, и предлагает ребятам сочинить сказку об этом.
• придумывание «биографии» тому, или иному литературному герою. Это может послужить основой и для сюжета, и для «прорисовывания» характеров персонажей.
• сочинение своего варианта развития сюжета и финала сказки или рассказа. Проигрывая сюжет в разных плоскостях, углубляя своё видение произведения, ребенок учится понимать и чувствовать текст, развивает речь и память.
• метод «покадрового» рисования сказки. Для этого заранее заготавливается «кинолента», разбитая на отдельные кадры. В каждом кадре ребенок зарисовывает ключевые моменты сюжета, по которым позже можно воспроизвести всю сказку. Эта работа может осуществляться как индивидуально, так и коллективно, когда дети по цепочке сочиняют сказку. При этом дети учатся логично продолжать ход сюжета, учитывая предыдущее содержание.
Таким образом, перед педагогом дошкольного учреждения стоит серьезная задача создания условий для развития коммуникативной компетентности детей в этот ключевой для формирования личности период. И большую помощь в этом оказывает такой вид творчества, как сочинение собственных сказок.