караванова ирина
Сказка как способ обучения детей младшего дошкольного возраста основам безопасного поведения
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ «Детский сад №332 «Березка»
воспитатель
Караванова И. А.
младшая группа
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социального развития и воспитания дошкольников. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей. Одно из важных направлений социализации – обучение детей безопасному поведению в окружающей обстановке. Воспитание детей младшего дошкольного возраста стоит на том, что любое правило, которое вы хотите внедрить в сознание малыша, лучше всего передавать с помощью сказки. Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки. Поэтому темой моей работы стала «Сказка как способ обучения детей младшего дошкольного возраста основам безопасного поведения».
Публикация «Сказка как способ обучения детей младшего дошкольного возраста основам безопасного поведения» размещена в разделах
Обратимся к истории дошкольного образования. С середины XIX века в классической педагогике наряду с общими вопросами образования и воспитания детей значительное место стали занимать вопросы воспитания здорового образа жизни, гигиена труда, привития навыков санитарно-гигиенических навыков и навыков безопасного поведения. О. Дегтяренко, Н. Ковальковской, Э. Краснопольского и др. отмечалось, что детей дошкольного возраста необходимо знакомить с некоторыми вопросами техники безопасности в быту, включающими правила обращения с потенциально опасными предметами.
П. Лич и П. Статмэн в своих исследованиях отмечают, что преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что они любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем – то забываются, отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребенка этого возраста к логичности поможет взрослым обучить его правилам безопасности.
К. Д. Ушинский писал, что “образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей”.Детская психика устроена таким образом, что встреча с травмирующей ситуацией, даже рассказ о ней вызывает у ребёнка страх. Анатолий Иванович Белоусов и Александр Иванович Захаров указывают, что одновременно с появлением пугающих объекта или ситуации у детей возникает устойчивое аффективное напряжение. В последние годы проблема обеспечения безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста, находит своё отражение в методической литературе и образовательных программах, в том числе и в программах, которые реализует наше дошкольное учреждение – образовательной программой ОУ, написанной на основе программы Вераксы «От рождения до школы» и программой «Безопасность» (Н. Н. Авдеева, Н. Л. Князева,Р. Б,Стёркина). Задачи, решаемые этими программами, ориентированы в большей степени на старший дошкольный возраст. А ведь именно младший возраст является основой для всего последующего развития ребёнка. В этом возрасте ребёнок знакомиться с окружающим миром, что является основой для познавательного развития, приобретает первые навыки общения с незнакомыми детьми и взрослыми. Как же подготовить малыша к встрече с реальным, не всегда доброжелательным миром? Озадачившись этой проблемой, я пришла к выводу, что работу в данном направлении целесообразно вести через знакомство детей со сказкой.
Актуальность и востребованность этой проблемы определяются реальными потребностями отечественного дошкольного образования. На современном этапе назрела объективная необходимость более раннего информирования ребёнка о правилах безопасного поведения, освоения им соответствующих умений по основам безопасности жизнедеятельности, накопления ребёнком опыта безопасного поведения. Все мы выросли на старых добрых сказках. Сказки - это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Это только по форме сказки иносказательны, а содержание их - жизненный опыт многих поколений. Сказки многослойны, и один из слоёв - те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Через сказки ребёнок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через сказки ребёнок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у младших дошкольников начинается с создания и обогащения предметно-пространственная развивающей среды в группе. Организовывать ее так, чтобы детям было интересно и комфортно изучать окружающий их мир и чувствовать себя защищенным от различного рода неприятностей – вот главная задача. В группе создан «Уголок безопасности», в оснащении которого подобраны и разработаны дидактические игры и пособия по формированию у дошкольников основ безопасности.
Более эффективный способ воздействия на них – художественное слово. Оно активизирует детскую память, внимание, представления. С различными явлениями и ситуациями, которые выходят за границы их собственного опыта, дети знакомятся через загадки, стихотворения, поговорки, сказки. В группе создана библиотека с примерами из знакомых сказок и литературных произведений.
В сказках содержится опыт многих поколений, который учит малыша обращаться за помощью, не преступать запреты, не трусить и не сдаваться. В процессе инсценировки сказок ребенок должен усвоить, что уходить и разговаривать с незнакомцами нельзя, а в случае опасности нужно убегать. Чтобы детки лучше запоминали правила поведения, перед прочтением очередной сказки я определяю, какие полезные уроки ребенок может получить. Сказки лучше рассказывать, а не читать. Пересказ своими словами более доверительный и теплый. Обязательно выражаю свое отношение к поведению тех или иных героев. Я осуждаю их поступки героев или наоборот восхищаюсь. Задаю вопросы -вопрос подчеркивает главное, он заставляет ребенка задумываться. Для того чтобы сказка принесла наибольшую пользу малышу, со сказкой можно поиграть. Чтоб от сказок польза была, определены принципы работы со сказками :
Множествен-ность Понимание того, что одно и то же событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов. Наша задача: показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон. С одной стороны, это так, с другой стороны, иначе.
Связь с реальностью Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок Наша задача: кропотливо терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях.
Для удобства работы со сказкой в своей группе я, ввела ритуал «входа» в сказку. Коллективное упражнение: взявшись за руки в кругу, все смотрят на Колобка; а я произношу слова с приглашением в сказку «Сказка в гости к нам приди, что случилось покажи». И даже видя, что у меня в руках Колобок, дети убирают игрушки и встают в круг, или приносят мне Колобка и просят, чтобы он рассказал нам новую сказку.
В своей работе выделяю основные этапы работы с текстом:
Наименование этапа Содержание этапа
Подготовительный Выбор темы, постановка целей, подбор художественного материала, составление вопросов по теме.
Чтение (рассказывание) сказки Обеспечение выразительными средствами передачи текста.
Размышление над содержанием Восстановление событий, через вопросы по содержанию, проблемные вопросы, комментарий событий.
Подведение итогов Нахождение скрытых значений и жизненных уроков вместе с детьми.
Так как знакомство со сказкой у младших дошкольников начинается в семье и накопление ими эмоционально-чувственного опыта это длительная работа нам потребовалась помощь семьи. Одна из форм работы с родителями наличие у группы странички на официальном сайте ОУ, которая предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни группы, проводимых мероприятиях, новостях, по ОБЖ в частности. Выпуск газеты «Внимание опасность». Рекомендации по охране жизни и здоровья малышей. Так же родители привлекались к участию в наших праздниках, досугах. Была организована фотовыставка на тему: «Опасности дома» из опыта семейного воспитания. Так как программное содержание художественной литературы образовательной программы ОУ уже многим детям знакома, им их читают дома; и не во всех сказках можно найти подходящий жизненный урок, я стала сама составлять сказки – «Сказки – безопаски», такие как «Зайчик и спички», «Осторожно высоко и другие». Была создана картотека «Можно - нельзя», «Опасные предметы», Дидактические игры «Собери дорожный знак», «Мой друг светофор».
Благодаря целенаправленной, постепенно усложняющейся работе со сказками мои воспитанники усвоили важные «сказочные» истины:
-Умей обратиться за помощью.
-Когда дома один – «не выглядывай в окошко», не открывай дверь.
-Не доверяй чужим
-Знают что такое нельзя, и опасно
-Зови на помощь – и помощь придёт.
Именно сказка является наиболее целесообразным и эффективным способом формирования основ безопасного поведения. Дети посредством сказки показали более высокие результаты освоения образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» результаты перед вами. У каждой сказки своя мораль и не одна. Из каждой можно и нужно сделать важные выводы. По сказкам, как по лесенке, малыш идет во взрослую жизнь. И нужно вести своих деток от сказки к сказке, постепенно и поэтапно, усваивая правила безопасного поведения. Каждая сказка дополняет и расширяет предыдущую, освещает какую-то новую ситуацию или проблему, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни.