Ирина Быкова
Логопедическая консультация «Упражнения на преодоление недостатков темпа и ритма речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Упражнение 1
Ходьба на месте и по кругу в медленном темпе. Произносить слитно звуки, слоговые последовательности, затем слова (счет, дни недели) и фразы (чистоговорки, пословицы). На каждый шаг — слог.
а-у-а-у-а-у
ап-ап-ап-ап
От топота копыт пыль по полю летит.
Упражнение 2
Прыжки вправо — влево на правую и левую ногу. Произносить на выдохе.
упа-опа-ипа-апа
па-по-пу-пы
паф-поф-пуф-пыф
хоп-хоп-хоп-хоп
Упражнение 3
Медленное отхлопывание ритмического рисунка с выделением ударного слога громким хлопком.
та тат у та тат у
тат а та та та та та
Назовите по три (и более) слова, построенных на основе каждой ритмической модели.
Упражнение 4
Слитное произнесение слов и дирижирование в такт проговариванию. При этом рука движется на каждое слово от себя и к себе непрерывно и плавно.
август аист атом
яхонт ялик яма
умница улица узник
Упражнение 5
Отхлопывание ритма слов и предложений с одновременным произнесением. Каждый удар ладони приходится на гласный звук.
руки — рука замок — замок
горы — гора пироги — пироги
козы — коза ГВОЗДИКИ — гвоздики
совы — сова кружки — кружки
Мама пришла. Я бегу, бегу, бегу
Упражнение 6
Произнесите слова, выделяя ударный слог.
Доктор — доктора
Город.. .. . .
Сторож.. .. . .
Учитель.. .. . .
Вечер.. .. . .
Упражнение 7
Напевно, выразительно прочитать текст стихотворения под звучащую мелодию (мелодекламация).
Кружатся, кружатся снежинки,
Как белые перья ложатся в перинки
Перинки, подушки лежат на опушке.
И зайца следы – как петельки
Украсили эти постельки.
Руки совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижера в оркестре. Упражнение 8
Воспроизведение ритма считалки с движением руки (дирижированием) в такт.
Аты-баты — шли солдаты,
Аты-баты — на базар.
Аты-баты — что купили?
Аты-баты — самовар.
Аты-баты — сколько дали?
Аты-баты — три рубля.
Аты-баты — покажите,
Аты-баты — не хочу —
Аты-баты — спать хочу!
(Шуточная народная песенка)
Упражнение 9
Рассказывать потешки, считалки и дразнилки из игрового детского фольклора, сопровождая действия персонажей пантомимическим обыгрыванием. Выполнять движения синхронно тексту.
Баба сеяла горох — Ох!
Прыг-скок, прыг-скок! Ох!
Прыг-скок, прыг-скок! Ох! Упражнение 10
Произнесение стихов в процессе размеренной ходьбы.
С барабаном ходит ежик. Бум — бум — бум!
Целый день играет ежик. Бум — бум — бум!
С барабаном за плечами, Бум — бум — бум!
Ежик в сад забрел случайно, Бум — бум — бум!
Очень яблоки любил он, Бум — бум — бум!
Барабан в саду забыл он, Бум — бум — бум!
Ночью яблоки срывались, Бум — бум — бум!
И удары раздавались, Бум — бум — бум!
Зайцы здорово струхнули, Бум — бум — бум!
Глаз до зорьки не сомкнули, Бум — бум — бум! (Г. Виеру)
Упражнение 11. Ищем ритм
Прослушайте музыку вальса, определите, какой ритм у этого танца? (плавный, неторопливый). Передайте ритм вальса жестами, движениями (раз-два-три, раз-два-три).
Прослушайте марш, каков его ритм? (энергичный, отрывистый).
Промаршируйте в этом ритме под музыку (раз-два-три). Упражнение 12
Дети стоят парами по кругу: один ребенок — к кругу лицом, другой — спиной. Иитонированно произносят женские имена, хлопают в ладоши (хлопок на слог, а при произносении мужских имен топают правой ногой. Каждое имя может быть обозначено разными хлопками: в ладоши, по бедрам или по рукам друг друга.
Упражнение 13 «Игропластика»
Переход из положения сидя на пятках в упор стоя на коленях. Группировка в приседе и седе на пятках. Вертикальное равновесие на одной ноге с различными движениями рук. Речитатив:
На одной ноге постой-ка, Будто ты солдатик стойкий.
Ногу правую держи, Да смотри, не упади.
А теперь постой на левой, Если ты солдатик смелый!
Упражнени 14 “Хор лягушек”
Представьте, что вы лягушки. Вам поручили спеть песню “Чунга – чанга” на своём языке с помощью слов “ква – ква – ква”.
Таким образом, можно использовать подражание различным животным на любые детские песни.
Упражнение 15 “Игра в слова”.
У детей в руках музыкальные инструменты: бубны, кубики, палочки, маракасы, ложки. Взрослый называет слова, а дети отстукивают ритм слова:
Я найду слова везде и на небе и в воде,
На полу на потолке, на носу и на руке.
Вы не слышали такого, вы не слышали такого,
Не беда играем в слово, не беда играем в слова: Упражнение 16 “Отзовись, кого зову”.
Дети по очереди называют своё имя и простукивают его на палочках, или других ударных инструментах, чётко выделяя акцент на ударный слог.
Взрослый простукивает ритм имени ребёнка, а ребёнок должен узнать в нём своё имя и поднять руку, и простучать его, произнося в слух. Называть можно имена и в уменьшительной форме (Настенька, Витенька, и т. д.)
Литература
Поварова И. А., Коррекция заикания в играх и тренингах - СПб. : Питер, 2004
Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях: Кн. для логопеда/ И. Г. Выгодская, Е. Л. Пеллингер, Л. П. Успенская. –2-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1993.