Копач Светлана Владимировна
Сказка как метод экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в статье говорится об экологическом воспитании младших дошкольников, формах и методах ознакомления детей с окружающим миром.
Ключевые слова: дошкольное образование, младший дошкольный возраст, окружающий мир, экологическое воспитание.
Публикация «Сказка как метод экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В современных условиях роста экологических проблем, возникает проблема переосмысления педагогических подходов в теории и практике развития у подрастающего поколения экологического сознания и ответственности по отношению к природному окружению. В документе «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» (утверждено Президентом Российской Федерации 30.04.2012) отмечается значимость экологического образования и воспитания, уточняется необходимость формирования основ экологической культуры подрастающего поколения. На сегодняшний день образование в сфере экологии находится на стадии активной разработки методологии и реализации образовательных программ экологической направленности. В этой связи значимой выступает задача формирования бережного отношения к природе у детей, начиная с самого раннего периода детства – дошкольного и младшего школьного возраста.
Современные идеи экологического воспитания детей основаны на работах ученых, педагогов и методистов (Н. А. Рыжова, В. А. Ашикова, Н. Н. Кондратьева, В. Н. Кузнецова, С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева, И. С. Фрейдкин). Теоретико-практические подходы в ознакомлении детей с природой в большей степени основаны на явлениях живой природы, которая ориентирована на взаимозависимость растений и животных от окружающей среды. В этом ключе разработаны различные методы и активные формы работы, которые мотивируют детей к различным специфическим видам познавательной деятельности.
На формирование основ экологической культуры направлен непрерывный процесс обучения, воспитания и развития дошкольников и младших школьников, именуемый экологическим образованием, которое осуществляется с использованием различных интерактивных форм (занятия, элементарная поисковая деятельность, экологические праздники, квест-игры) и методов (наблюдение, экскурсии, рассматривание иллюстраций, целевые прогулки, экологические терренкуры, чтение художественной литературы, игра и др.).
Большую роль в развитии познавательного интереса детей имеет организация работы с художественной литературой (природоведческой, дидактической, медитативной, художественной сказкой, поэзией, которая включает в себя чтение сказок, беседы, мини-драматизации и театрализации. Л. П. Молодова отмечает, что «. сказка, рассказ, стихотворение, рисунок позволяет ребенку обобщить свои наблюдения в природе, получить реалистичное представление о ней, в то же время сопереживая живому. Смена эмоционально окрашенных наблюдений с системой научных знаний на чтение художественной литературы об увиденном, формирует у учащихся единство реального и гуманного видения живой природы» [5, с. 48].
Именно со сказок начинается знакомство ребенка с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Сказочные произведения воспитывают в детях культуру поведения и бережное отношение ко многим вещам, развивают познавательный интерес к природе.
Большую роль выполняет сказка природоведческого содержания, за которой в педагогике закрепилось понятие «экологическая сказка». Такие произведения написаны либо учеными-биологами, либо авторами с глубоким знанием природы: В. Бианки, Н. Сладковым и другими. В сказках этих авторов раскрывается биологическое разнообразие животного мира, взаимоотношения и особенности обитания. Авторы закладывают идею ответственности человека за сохранение природы, призывают маленького читателя беречь, защищать и изучать ее. Многогранность содержания экологических сказок заключается в том, что они дают необходимые детям знания о неживой природе и самым доступным образом рассказывают о минералах и горных породах. Зачастую в сказках драгоценные камни являются для добросердечных людей наградой, и наоборот, они пропадают у тех, кто не соблюдает нравственные или моральные законы, кто просто хочет достичь богатства [2, с. 81].
Например, в русской народной сказке «Морозко» старуха отправляет девочку-падчерицу в темный холодный лес за хворостом. Там она встречает Морозко и, несмотря на угрозу смерти, относится к нему с добротой и лаской. В итоге возвращается к отцу в деревню с подарками и сундуком драгоценных камней. Аналогичный сюжет и в сказках В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович», братьев Гримм «Госпожа Метелица».
По мнению ряда современных психологов, лучшим периодом для развития творчества является дошкольный и школьный возраст. Творчество выполняет важную роль в самой личности детей. Во время выполнения творческих заданий в ходе изучения сказок дети выступают не только объектами, но и субъектами – равноправными партнерами педагога в решении поставленных задач. Экологическое воспитание сопряжено с тем, что дети учатся видеть красоту и разнообразие природы в любых естественных проявлениях.
Исходя из общей цели экологического и нравственного воспитания, особенностей психического развития детей дошкольного школьного возраста, посредством сказок могут формироваться основы как нравственной, так и экологической культуры. Использование сказки способствует высоким результатам детского развития (познавательного, эмоционального, личностного, творческого).
Основной вывод проведенного исследования состоит в том, что применение и активное использование сказки в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста не только возможно, но и необходимо в силу эффективности этого средства воспитания подрастающего поколения.