Елена Чайковская
Системно-деятельностный подход в нравственном воспитании дошкольников средствами ознакомления с художественной литературой
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно пункту 3.2.5. ФГОС дошкольного образования следует, что построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (зона ближайшего развития каждого ребенка, через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей.
Публикация «Системно-деятельностный подход в нравственном воспитании дошкольников средствами ознакомления с художественной литературой» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видеотехника, электронные образовательные ресурсы, мультимедийные технологии, дающие готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабили интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. В. В. Путин, говорит о том, что «наша нация всегда была читающей нацией», однако в последние годы уровень интереса к чтению резко упал. Современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать.
А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии человека. Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно и ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т. к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.
Системно-деятельностный подход к воспитательно- образовательному процессу позволяет создать условия, в которых дети выступают активными участниками образовательной деятельности, учатся самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Именно знания и умения, которые ребенок получает не в готовом виде, а в ходе активного взаимодействия с окружающим миром, становятся для него бесценным опытом, определяющем его успешность на последующих этапах обучения.
В любом дошкольном учреждении, в том числе и в нашем имеются центры детского чтения.
Центры детского чтения
Именно в этом пространстве предлагается активно использовать приемы наглядного моделирования, в частности создание карты читателя, которые помогут вовлечь детей в новые виды деятельности и будут обеспечивать образное, наглядное представление информации, поддерживать познавательную деятельность учащихся, пробуждать интерес к книге.
Инициатором диалога с детьми выступает, как правило, воспитатель : он предлагает тему, направляет детей. Используя метод наглядного моделирования, предложить разные приёмы работы с текстами, чтобы выявить детское читательское восприятие художественного произведения и усилить деятельностый подход в работе с книгой.
Чем же привлекательно использование наглядного моделирования в уголке для чтения?
Формируя у детей восприятие, внимание, наблюдательность, мы развиваем познавательные процессы, что является предпосылкой развития мышления и воображения. Научить детей анализировать синтезировать, абстрагировать, сравнивать, обобщать, проводить простейшие аналогии – это значит, в немалой степени готовить их к успешному обучению. Для этого используются различные модели, схемы, мнемотаблицы, знаки, символы.