Марина Петрова
Конспект занятия по познавательному развитию «Измерение объёма»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Измерение объема».
Цель: Сформировать представления об измерении объемов с помощью мерки, зависимости результата измерения от выбора мерки.
• Познавательное развитие
задачи:
- сформировать представления об объеме (вместимости).
- сравнение сосудов по объему с помощью переливания
- закрепить понятия больше, меньше.
- развивать логическое мышление
- закрепить счетные умения в пределах 10
• Социально- коммуникативное развитие
задачи:
Темочки:
- формировать готовность детей работать в группах
- способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности собственных действий детей
• Речевое развитие
задачи:
- развитие связной речи
- умение выстроить диалог с воспитателем и другими детьми.
- обогащение словарного запаса.
• Художественно-эстетическое развитие
задачи:
-совершенствовать изобразительные навыки и умения.
Материалы к занятию :
Демонстрационный- тазик с водой, две кастрюли, стаканчики, кружка для демонстрации опытов. На доске две кастрюли и стаканчики для счета.
Ход занятия.
Введение в ситуацию.
Воспитатель сидит за столом и переливает воду из стакана в тазик с водой, затем из тазика в кастрюлю и т. д. Подходят дети и интересуются, что делает воспитатель. Воспитатель говорит, что она находится в затруднительном положении. У неё (воспитателя) и её подруги есть одинаковые стаканчики. Подруги живут в разных городах и часто разговаривают по телефону. Однажды они купили себе новые кастрюли и захотели узнать, в какой кастрюле можно больше сварить компота. Могут ли они это сделать, не приезжая друг к другу в гости?
Актуализация знаний.
Ведется обсуждение данной проблемы. Обычно дети предлагают наполнить одну кастрюлю и перелить в другую, сравнить по высоте и по диаметру дна, или другие предположения детей. Выясняем, что это не возможно, так как девочки живут в разных городах.
Затруднение в ситуации.
Если у детей возникнут затруднения, напоминаем, что у девочек есть одинаковые стаканчики. Это поможет им догадаться, что в этой ситуации надо узнать, сколько стаканчиков уместиться в кастрюле воспитателя и сколько в кастрюле подруги, а потом сравнить полученные цифры. Проведем эксперимент, у нас есть две кастрюли, измерим объем этих кастрюль. Если у нас получится, то мы решим спор.
Открытие нового знания.
Дети самостоятельно разбиваются на две группы. Они измеряют объем кастрюль. На доске прикреплены две кастрюли (из картона) и в коробочке стаканчики (из картона, они выливают стакан с водой и прикрепляют к кастрюле стаканчик и т. д. Затем каждая группа считает, сколько они вылили стаканчиков с водой. Например в первой кастрюле уместилось 5 стаканов, во второй 7. Объем (вместимость) первой кастрюли меньше, а второй больше, так как 7> 5.
Включение нового знания в систему знаний детей.
Ребят, я хочу проверить правильно ли вы измерили объем? Воспитатель берет кружку большей вместимостью, чем стакан и кастрюлю большего объема. Измеряет и у неё получается 4 кружки. (Получилось, что первая кастрюля больше второй). Почему получились разные ответы? Дети высказывают свои предположения. Они могут предположить, что причина разных ответов заключается в выборе разных мерок: стаканчик по объему меньше кружки. Проверяем, из кружки переливаем воду в стакан до краев, вода в кружке осталась, значит кружка по объему больше стаканчика (повторение изученного материала). Таким образом приходим к выводу: чем больше мерка, тем меньше результат измерения.
Осмысление (итог).
В процессе обсуждения приходим к выводу: что при сравнении предметов по объему, мерки, которыми измеряем объем должны быть одинаковыми. Ребята, для чего мы учились измерять объем? (для того чтобы помочь воспитателю определить в какой кастрюле можно больше сварить компота). Удалось нам помочь? (да). Как мы это сделали? (взяли одинаковые стаканчики, в какую кастрюлю больше поместилось воды, та и большее по объему).
Ребята вы помогли мне, спасибо! И еще одна девочка Ира нуждается в вашей помощи, поможем ей?
Работа в тетрадях. Задание №1,2