Наталья Обухова
Конспект занятия «Измерение»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Измерение
Интеграция образовательных областей: "Познание" (формирование элементарных математических навыков, "Музыка", "Физическая культура", "Коммуникация", "Художественное творчество", "Труд"
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, музыкальная.
Цель: Научить измерять сыпучие вещества
Задачи:
Публикация «Конспект занятия „Измерение“» размещена в разделах
Образовательные: учить детей измерять сыпучие вещества с помощью условной мерки; закреплять прямой и обратный счёт в пределах десяти, умение ориентироваться в пространстве, соотносить цифру с числом; изготовление пано с помощью фасоли.
Развивающие: развивать внимание, логическое мышление, сообразительность, активный словарь детей, мелкую и крупную моторику.
Воспитательные: воспитывать интерес и умение работать в коллективе.
Планируемые результаты: имеют представление об измерении сыпучих веществ с помощью условной мерки, соотносят количество предметов с цифрами, считают в прямом и обратном порядке, ориентируются в пространстве, самостоятельно изготавливают
Оборудование и материалы:
Для воспитателя: Наборное полотно в виде избушки на курьих ножках, два замка (один с цифрой, второй с точками, обозначающими число пять); ключи: четыре с цифрами, четыре с точками; грибы мухоморы, 6 штук; веники, 8 штук; крынки, 7 штук; две прозрачные миски, стакан, чашка, ложка; геометрические фигуры; бочонки с двумя клейкими полосками; мешочек с фасолью; цифры от 1 до 10.
Для детей: геометрические фигуры; фасоль.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
- Ребята, вы любите русские народные сказки? А какие народные сказки вы любите больше всего? Какие персонажи присутствуют в народных сказках? А что вы больше всего любите: слушать сказки или смотреть? А хотите побывать в сказке? Сказка не простая – математическая. Впереди нас ждут трудности, но, я думаю, вместе мы справимся.
II. Основная часть.
- За высокими горами, за дремучими лесами, где на неведомых дорожках следы невиданных зверей, избушка там на курьих ножках стоит без окон и дверей…
(Звучит музыка. Детям предлагают закрыть глаза и представить, что мы отправляемся в сказку.)
(Детям предлагается открыть глаза и обратить внимание, что перед ними болото)
- Перед нами болото, поэтому мы должны пройти только по кочкам, обратите внимание на кочки, они с цифрами. Давайте назовём их по порядку (дети называют цифры). Будем проходить осторожно, наступая на каждую кочку по порядку, чтобы не провалиться в болото (дети друг за другом проходят по кочкам).
- Посмотрите, перед нами две дороги. Что можно сказать о них, какие они? (широкая, узкая). По какой дороге мы пойдём в гости к сказке? (Дети предлагают варианты, проходят по широкой, перед ними камень).
- На нашем пути камень, на котором написано: «Прямо поёдёшь, домой попадёшь, налево пойдёшь, в сказку попадёшь!» (Дети определяют, где лево, поворачиваются налево и идут прямо, перед ними стоит избушка).
- А вот и избушка. Действительно без окон и дверей. Нам нужно её развернуть к себе передом, а к лесу задом. А как это сделать?
( Дети отвечают сказочными выражениями: «Стань к лесу задом, а к нам передом». Избушка не поворачивается).
- Избушка-то не поворачивается. А почему? А потому, что сказка-то математическая. И для того, чтобы развернуть избушку, нужно применить волшебный обратный счёт.
(Дети считают хором. Можно вызвать для счёта индивидуально. Избушка поворачивается).
- А дверь-то дубовая, а замки-то пудовые, с секретом. Не каждый ключик к замку подойдёт. Эти замки нужно открыть двумя ключами. Посмотрите, на одном замке что? (цифра, на другом (точки, в каком количестве? (пять). Ваша задача найти из предложенных ключей пару ключей, на одном их которых будет цифра 5, а на другом будет 5 точек. Этими ключами мы и откроем замки.
(Дети находят пару ключей, открывают замки, воспитатель открывает дверцы избушки, видна комната с убранством избушки Бабы-Яги).
- Посмотрите ребята, как уютно в избушке у Бабы-Яги. Всё на своё м месте: крынки с вареньем на полке, веники на крючках, мухоморы на верёвочке, а в углу мешок стоит. Интересно, что там?
(Дети рассматривают убранство в избушке, в это время воспитатель переодевается в Бабу-Ягу).
- Чую-чую, русским духом пахнет. Зачем пожаловали ко мне, детки? Помочь? Одна–то я не могу справиться, а тут вы. Видели мешок то в углу? Так вот, нужно узнать, сколько там фасоли, хватит мне на зиму или нет. Поможете бабушке? Тогда проходите, рассаживайтесь, а я пока мешок достану.
(Баба-Яга достаёт мешок, на столе стоит посуда: чашка, стакан, ложка, две прозрачные миски, высыпает фасоль в одну из мисок).
- Как узнать, сколько здесь фасоли? (Дать детям возможность высказаться).
- Правильно, можно взвесить, но у меня нет весов. Посчитать, но на это уйдёт много времени. Можно померить. Что для этого нужно? (стакан, ложка, чашка) Чем будет быстрее мерить? (стаканом).
- Обратите внимание, я насыпаю полный стакан фасоли, пересыпаю в пустую миску. Чтобы не сбиться со счёта, выкладываю на столе геометрические фигуры. Один стакан - одна фигура. Предлагаю вам также выкладывать по одной фигуре на каждый полный стакан фасоли. Сколько пересыпано стаканов фасоли, столько геометрических фигур будет у вас на столах. Таким образом, надо пересыпать всю фасоль из одной миски в другую.
- Сколько я пересыпала стаканов? Сколько фигур у вас на столе?
(Обратить внимание детей на то, что каждый стакан фасоли должен быть таким же полным, как и первый. И геометрическую фигуру надо положить только тогда, когда стакан пересыпан. В третий стакан специально насыпать фасоли меньше и, поднося его к миске, наблюдать за тем, положили дети геометрическую фигуру или нет. Обратить внимание на наполняемость стакана и напомнить ребятам, какой полноты был первый стакан. Только тогда, когда будет выполнено это правило, можно положить фигуру. После того, как будет измерена вся фасоль, отметить, сколько фасоли было в миске. Чтобы у детей не сформировалось неправильное представление о том, что фасоль можно измерять только стаканом, показать другие возможные условные мерки).
- Скажите мне, как можно назвать одним словом ложку, чашку, стакан, если мы ими меряем? (мерка).
- У меня Кощей был в гостях, считал мне тут всё, да цифры забыл расставить. Помогите всё пересчитать и наметить, чтобы я не забыла, сколько у меня всего.
(Дети пересчитывают грибы, крынки с вареньем, веники и находят цифры по количеству предметов, ставят цифры рядом с предметами).
- Молодцы детки. Ох, что-то я засиделась, надо размяться. Вставайте и повторяйте за мной.
В тёмном царстве есть избушка, (ходьба на месте)
Стоит задом наперёд. (повороты туловища)
В той избушке есть старушка (грозят пальцем)
Бабушка Яга живёт. (грозят пальцем другой руки)
Нос крючком, (показывают пальцем)
Глаза большие (показывают «очки»)
Словно угольки горят. (качают головой)
Ух, красивая какая (бег на месте)
Дыбом волосы стоят. (руки вверх). (Можно повторить два раза).
- Ух, взбодрилась и сразу вспомнила, у меня есть бочки для грибочков и капусты, да такие не красивые. Не поможете мне их украсить? На них есть волшебные полоски, на которые можно красиво выложить фасоль.
(Дети украшают бочонки фасолью, выкладывая её на липкую полоску в хаотичном порядке).
- Спасибо вам детки, помогли мне всё пересчитать, бочонки украсить, теперь капусту насолю да грибочки.
III. Итог занятия
- Только позабыла, чем мы мерили фасоль? (Дети называют предмет, которым мерили фасоль и перечисляют другие возможные варианты. Назвать одним словом – мерка).
- Ох, что-то я устала (зевает, вам пора домой, а мне спать. Идите по этой дороге - она короче и без препятствий. Не забудьте закрыть дверь, развернуть избушку. До свидания!
(Баба Яга уходит, выходит воспитатель, дети закрывают замки, разворачивают избушку волшебным обратным счётом).
- Тут и сказочке конец, а кто был в ней молодец!