Александра Трунова
Планирование взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Осень. Признаки осени.
Предметный словарь: осень, листья, листопад, дождь, заморозки, зонт, урожай, ягоды, грибы, ящик, мешок, корзина, ведро, лукошко, пора, плащ, куртка, сапоги, портфель, школа.
Глагольный словарь: шелестеть, кружиться, опадать, желтеть, краснеть, запасать, высыхать, собирать, менять, сушить, дуть засыпать.
Словарь признаков: холодный, осенний, ранний, поздний, золотой, красный, желтый, оранжевый, бордовый, дождливый, пасмурный, прохладный, поздний, разноцветный.
Словарь наречий: хмуро, дождливо, пасмурно, холодно, поздно, ярко, солнечно, ветрено.
Публикация «Планирование взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя» размещена в разделах
ПОНЕДЕЛЬНИК Упражнения для развития общей и мелкой моторики:
«Осенью»
Вдруг закрыли небо тучи,
Начал капать дождь колючий.
Долго будет дождик плакать,
Разведет повсюду слякоть.
Грязь и лужи на дороге,
Поднимай повыше ноги.
Поднимаемся на носочки, поднимаем вверх перекрещенные руки.
Совершаем прыжки на носочках, держа руки на поясе.
Приседаем, держа руки на поясе.
Идем по кругу с высоким подниманием колена.
Упражнения на развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания:
Вдох носом, вдох ртом;
«У берлоги»
Шли-шли, к мишкиной берлоге подошли. (Широко открыть рот, показать, как зевает медведь, ему осенью хочется спать. Раскрывать и закрывать рот).
Упражнения для развития лексико-грамматических категорий:
Чтение стихотворений об осени Ф. Тютчева, А. Толстого, А. Пушкина, П. Плещеева
Отгадывание и толкование загадок:
Растут – зеленеют,
Упадут – пожелтеют,
Полежат – почернеют.
Листья Дни стали короче,
Длинней стали ночи.
Урожай собирают.
Когда это бывает?
Осенью Меня часто зовут, дожидаются,
А приду – от меня укрываются.
Дождь
ВТОРНИК Упражнения для развития общей и мелкой моторики:
Упражнение «Осенью»
Упражнения на развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания:
Вдох носом, вдох ртом;
Краткий глубокий вдох носом и медленный выдох ртом;
«У берлоги»;
«Брусничка»
Посмотрите, как много здесь брусники! Соберите полную ладошку брусники (сделать ладони «лодочкой»). Попробуйте ягоды на вкус, хорошенько их прожуйте (имитировать жевание).
Упражнения для развития лексико-грамматических категорий:
1. Беседа по картине «Осень» и содержанию стихотворения А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало» с выделением характерных признаков осени.
СРЕДА Упражнения для развития общей и мелкой моторики:
Упражнение «Осенью»
Упражнения на развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания:
Краткий глубокий вдох носом и медленный выдох ртом;
Медленный глубокий вдох носом и краткий резкий выдох ртом;
«У берлоги»;
«Брусничка»
Упражнения для развития лексико-грамматических категорий:
«Подбирай, называй, запоминай». Назвать как можно больше слов-признаков; слов-действий.
Небо осенью (какое) – серое, хмурое, унылое (Солнце, ветер, дождь, листья).
Осенью листья (что делают) – краснеют, желтеют, вянут, сохнут, опадают, кружатся, шуршат, … (дождь, солнце, птицы, фермеры).
«Назови ласково» - солнце, туча, лист, дождь, ветер.
«Увидели, не увидели» (Закрепление счета до 5)
Дети под деревом увидели 1 листочек, 2 листочка, … 5 листочков или не увидели 3 листочка (лужа, туча, воробей)
ЧЕТВЕРГ Упражнения для развития общей и мелкой моторики:
Упражнение «Осенью»
Упражнения на развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания:
Краткий глубокий вдох носом и медленный выдох ртом;
Медленный глубокий вдох носом и краткий резкий выдох ртом;
Глубокий и медленный вдох и выдох узкой струей ртом;
«У берлоги»;
«Брусничка»
Упражнения для развития лексико-грамматических категорий:
Чтение рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» (стр165 «Хрестоматия для детей»).
ПЯТНИЦА Упражнения для развития общей и мелкой моторики:
Упражнение «Осенью»
Упражнения на развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания:
Краткий глубокий вдох носом и медленный выдох ртом;
Медленный глубокий вдох носом и краткий резкий выдох ртом;
Глубокий и медленный вдох и выдох узкой струей ртом;
«У берлоги»;
«Брусничка»
Упражнения для развития лексико-грамматических категорий:
«Наоборот» (подбор антонимов). Сравнение признаков лета и осени.
«Найди ошибку». Определи, чего не бывает осенью.
- Дети загорают, купаются, носят легкую одежду.
- Под ногами шуршат сухие разноцветные листья.
- Набухают почки, распускаются на деревьях листья.
- Люди собирают урожай овощей, фруктов.
- Дикие животные не делают запас корма.
Сад. Фрукты. Огород овощи
Предметный словарь: апельсин, ананас, банан, груша, вишня, черешня, лимон, слива, яблоко, яблоня, мандарин, фрукт, сад, кожура, косточка, дерево, варенье, мармелад, компот, повидло, джем, сок, садовник, витамины, здоровье.
овощи, капуста, картошка, свекла, редис, лук, чеснок, горох, фасоль, перец, баклажан, кабачок, морковь, огурец, помидор; грядка, рассада, теплица, посадка, урожай, огород, стручок, кочан, ботва.
Глагольный словарь: расти, зреть, созревать, цвести, плодоносить, наливаться, снять, сорвать, сажать, варить, резать, чистить, мыть, есть, ухаживать.
Словарь признаков: красивый, сочный, вкусный, нежный, сахарный, ароматный, румяный, кислый, сладкий, полезный, яблочный, вишневый, лимонный, зеленый, желтый, красный, фиолетовый, бордовый, сочный, круглый, продолговатый, крепкий, горький, сладкий, соленый, кислый, мелкий, крупный, зрелый, шершавый, хрустящий. ….
Словарь наречий: вкусно, кисло, сладко, много, мало.
ПОНЕДЕЛЬНИК Упражнения для развития общей и мелкой моторики:
«В сад за сливами»
Толстый палец и большой в сад за сливами пошел,
Указательный с порога указал ему дорогу.
Средний палец – самый меткий, он сбивает сливы с ветки.
Безымянный собирает, а мизинчик-господинчик
В землю косточки бросает. Поочередно загибать пальцы правой руки, а затем левой руки
Упражнения на развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания по 5-6 раз:
«Жуем твердую грушу»
«Щечки – яблочки»
«Яблоки и груши» Развитие жевательно-артикуляционных мышц
Ваши щечки круглые, как яблочки (надуть обе щеки)
Увидели очень большое яблоко – вдох носом – повернуть голову налево, выдох ртом с произношением звука О-о-о. (направо).
Упражнения для развития лексико-грамматических категорий:
Отгадывание и толкование загадок (заучивание по выбору) :
Родилась она зеленой
На цветущей белой кроне.
А потом росла, краснела.
Как созрела – посинела.
Слива Сидит дед, в сто шуб одет,
Кто его раздевает,
тот слезы проливает.
Лук Этот плод продолговатый,
Витаминами богатый.
Его варят, его сушат –
Называется он … груша.
Отгадай мою загадку:
Плод душистый, мягкий, сладкий,
Чуть изогнутый на вид.
Желтой кожурой покрыт.
Лакомство для обезьян,
Мы зовем его … банан Уродилась я на славу:
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи –
Меня в них ищи.
Капуста Он с оранжевою кожей,
Что на солнышко похожа,
А под кожурою – дольки.
Посчитаем, сколько?
Дольку каждому дадим,
Все по долечке съедим.
Апельсин
ВТОРНИК Упражнения для развития общей и мелкой моторики:
«В сад за сливами»
Упражнения на развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания:
«Жуем твердую грушу»
«Щечки – яблочки»
«Спрячем сливу за щеку»
«Яблоки и груши»
Надувать попеременно правую и левую щеку.
Упражнения для развития лексико-грамматических категорий:
Рассматривание и беседа по сюжетной картине «В саду»
Дидактические игры:
«Один – много»
«Большой – маленький»
«Веселый счет»
«Что снаружи, что внутри» (кожура, корочка, косточка, семечки)
СРЕДА Упражнения для развития общей и мелкой моторики:
«В сад за сливами»
«Компот»
Будем мы варить компот
Фруктов нужно много. Вот:
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим в кипяток.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.
Дети маршируют, образуют круг.
«крошат»
«рубят»
«отжимают»
«кладут»
«приседают»
хлопают в ладоши
Упражнения на развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания:
«Жуем твердую грушу»
«Щечки – яблочки»
«Спрячем сливу за щеку»
«Яблоки и груши»
«Круглая виноградинка»
Вытянуть губы вперед узкой трубочкой.
Упражнения для развития лексико-грамматических категорий:
«Поваренок» Расскажи, что надо сделать, чтобы приготовить компот? (фрукты моют, чистят, режут на дольки, варят). Сок? Пирог?
«Из чего – какой?» Сок (варенье, пирог, компот) из яблок – яблочный сок, яблочное варенье ….
(груши, сливы, апельсина, мандарина, винограда)
ЧЕТВЕРГ Упражнения для развития общей и мелкой моторики:
«В сад за сливами»
«Компот»
Упражнения на развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания:
«Жуем твердую грушу»
«Щечки – яблочки»
«Спрячем сливу за щеку»
«Яблоки и груши»
«Круглая виноградинка»
«Банан»
Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх, губы сомкнуты.
Упражнения для развития лексико-грамматических категорий:
Чтение Л. Толстой «Косточка»,
Чтение «Богатый урожай» (приложение)
ПЯТНИЦА Упражнения для развития общей и мелкой моторики:
«В сад за сливами»
«Компот»
Упражнения на развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания:
«Жуем твердую грушу»
«Щечки – яблочки»
«Спрячем сливу за щеку»
«Яблоки и груши»
«Круглая виноградинка»
«Банан»
Упражнения для развития лексико-грамматических категорий:
Дидактические игры:
«4-й лишний»
«Разрезные картинки»
«Найди по описанию»
Обведение предметов по контуру, рисование по клеточкам.