Татьяна Сайфурахманова
Технология Лэпбук как результат эффективного взаимодействия учителя логопеда и воспитателя логогруппы.
▼ Скачать + Заказать документы
Сайфурахманова Т. И., воспитатель Кислова Т. П., учитель-логопед, МДОУ «Детский сад № 7 г. Черемхово», Иркутская область
В современном обществе существует потребность в активных, деятельных людях, всесторонне развитых, способных к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию. Это мотивирует нас, педагогов, на активное применение различных педагогических технологий, которые развивают мотивацию дошкольников познавательной деятельности, повышают их интеллектуальный уровень, раскрывают творческие способности [7, 8]. Современному педагогу дошкольного образования необходимо работать в команде единомышленников – всех участников образовательного процесса, грамотно и качественно взаимодействовать с детьми и родителями в современных условиях реализации ФГОС ДО.
Публикация «Технология Лэпбук как результат эффективного взаимодействия учителя логопеда и воспитателя логогруппы,» размещена в разделах
Взаимодействие логопеда и воспитателя необходимо потому, что устранение дефектов речи требует комплексного подхода, поскольку речевые нарушения связаны с целым рядом причин как биологического, так и социального характера [6]. Так, совместно с логопедом воспитатель не только планирует занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, подготовке к грамоте и подготовке руки к письму, но и активно работают над организацией развивающего пространства кабинета и группы [9].
Мы рассматриваем предметно-развивающую среду как условие оптимального саморазвития личности, благодаря которой ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка [10]. И при этом насыщение окружающего пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы. Поэтому сегодня, говоря о развивающей игровой среде, употребляют выражение «интерактивная среда». Термин «интерактивность» происходит от английского слова, которое в переводе означает «взаимодействие». Учитывая то, что участниками взаимодействия являются взрослый – ребенок (дети); ребенок – ребенок, интерактивность среды раскрывает характер и степень взаимодействия между ними, формирует между ними обратную связь [3]. Благодаря этому интерактивная среда обеспечивает реализацию деятельности ребенка на уровне, актуальном в данный момент, и содержит потенциальную возможность дальнейшего развития деятельности, обеспечивая через механизм «зоны ближайшего развития», его дальнейшую перспективу.
Поэтому, при создании интерактивной предметно-развивающей среды важными являются дидактические игрушки и игровые пособия, направленные на развитие сенсомоторных координаций детей и формирование у них адекватных сенсорных эталонов и способов ориентировочных действий. С другой стороны, интерактивная игрушка и среда должна позволять себя менять, предоставляя возможность ребенку познакомиться с особенностями и свойствами предметов, проявить чувства удивления и радости открытий, способствуя развитию сообразительности и исследовательской деятельности, т. е. быть мобильными и трансформирующимися [1, 3].
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования [1] каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому». Перед педагогом стоит задача научить ребенка ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации.
Одной из новых форм организации образовательной деятельности, которая охватывает все образовательные области в соответствии с ФГОС ДО и способствует достижению поставленных целей путем объединения совместных усилий – использование технологии лэпбука.
Вашему вниманию представляем развивающие пособия – интерактивные папки - тематические лэпбуки. Технология лэпбук сама по себе универсальна [2, 4, 5]. Благодаря её использованию охвачены практически все образовательные области.
Методическое пособие "Космос"
Методическое пособие "Лего"
Методическое пособие "Животные"
Такие интерактивные пособия обладают множеством достоинств: информативностью, доступностью, эстетичностью, вариативностью, трансформируемостью, безопасностью, мобильностью, долговечностью, полифункциональностью [1].
Лэпбук удобен, практичен, многофункционален, легко перемещаем в пространстве. Его содержание может пополняться, изменяться силами детей и взрослых.
Всем известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено. Чтобы пройденный материал остался в памяти ребенка, чтобы он мог научиться пользоваться знаниями, которые получил по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по данному вопросу, к нам и приходят на помощь вот такие интерактивные пособия.
Сегодня у нас богатая педагогическая копилка лэпбуков : по Временам года, по темам: «Библиотека», «Лего – друг», «Журнал исследователя», «Животные холодных стран», «Мой сад - огород», представленный сегодня нами «Звук и буква Ж» и «Космос».
Интерактивные пособия в логопедической группе – это отличное решение для обучения дошкольников и поддержки детской инициативы, а также результат эффективного взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя логопедической группы.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)
2. Блохина Е., Лиханова Т. Лэпбук – «наколенная книга» // Обруч. 2015. № 4. С. 29–30.
3. Виноградова Н. А., Микляева Н. В. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада. Учебное пособие. М. : УЦ «Перспектива», 2011.
4. Габидуллина Е. В. Лэпбук и его возможности в развитии детей старшего дошкольного возраста//Пермский педагогический журнал, 2015, №7, с. 146-148.
5. Зяблицкая А. А., Парипса О. Б., Сорокина А. А., Щербакова Н. С. Применение лэпбука при автоматизации звуков у старших дошкольников//Логопед, 2016, № 7, с. 57-64.
6. Короткова Н. А., Глушкова Г. В., Мусиенко С. И. Предметно-пространственная среда детского сада: старший дошкольный возраст: пособие для воспитателей / Под редакцией Коротковой Н. А. - Москва : Линка-Пресс, 2010.
7. Миронцева С. М. Взаимодействие участников процесса коррекционно-речевого развития дошкольников. СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «Детство-Пресс», 2012.
8. Морозова В. В. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями дошкольных образовательных организаций. СПб. : Издательство “Детство-Пресс, 2014.
9. Шушкова Г. Н. Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета // Вопросы дошкольной педагогики, 2015, №3. с. 14-19.
10. Ясвин В. А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. М., 2000.