Ольга Матрошилова
«Использование коллажирования в работе учителя-логопеда на этапе автоматизации звуков с детьми старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование коллажирования в работе учителя-логопеда на этапе автоматизации звуков с детьми старшего дошкольного возраста.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в качестве основного целевого ориентира определяет успешную социализацию ребенка, его позитивное отношение к себе и окружающему миру. Человеку с чистой и грамотной речью, безусловно, проще установить вербальный контакт, партнерские отношения, добиваться поставленных целей.
Публикация «„Использование коллажирования в работе учителя-логопеда на этапе автоматизации звуков с детьми старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Коллаж
- Поделки. Мастерим с детьми
- Работа логопеда. Логопедия
- Старшая группа
- Темочки
Опыт работы в дошкольном образовательном учреждении показывает, что в коррекционной работе с детьми важно сохранить как традиционные подходы, так и новые направления логопедической теории и практики. Для логопедических детей характерны нарушения звукопроизношения, скудный словарный запас, выраженное отставание в формировании грамматического строя речи, недоразвитее фонематического слуха, несовершенство логического мышления. Также у дошкольников с речевыми нарушениями мы часто наблюдаем быструю утомляемость и неустойчивость внимания.
Выявленные факты (по анализу диагностики) показали, что с каждым годом растет число детей с нарушениями звукопроизношения.
В 2017году у 70% дошкольников старшей и подготовительной группы наблюдается нарушение звукопроизношения, в 2016 году 40%, в 2015 году 50%.
Целью моей работы является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у детей.
Длительный этап автоматизации уже поставленных звуков показал, что дети устают от повторения слов, скороговорок и стихов.
Поэтому наряду с общепринятыми приёмами, вполне обоснованно использование оригинальных творческих приемов, эффективность которых очевидна. Одним из таких приемов является использование коллажа.
Коллаж (фр. буквально – наклеивание) – это прием в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре.
Моим первым опытом в этом направлении были коллажи для автоматизации поставленных звуков. Использование данной техники помогло решить следующие задачи:
-закреплять правильное произношение звука на уровне слов, фраз, предложений в связной речи;
-формировать лексико-грамматические категории;
-развивать связную речь у детей;
- закреплять навыки фонематического анализа и синтеза;
-развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память.
Как правило, в процессе выполнения коллажа возникает постепенное включение в эту деятельность. И даже те участники, которые взялись выполнять задание по составлению коллажа с нежеланием, постепенно начинают увлекаться процессом и получать от него удовольствие.
Картинки с изображением предметов начинаем подбирать вместе с ребенком еще на этапе постановки звука. Картинки с изображением предметов, в названии которых нужный звук стоит в начале, в середине и в конце слова; в прямых, обратных слогах и со стечением согласных звуков. Желательно, чтобы в коллаже были отражены многие лексические темы. Можно подбирать не только цветные и красочные картинки, но и контурные, теневые изображения предметов разных размеров и форм. Коллаж может быть выполнен не только с одним ребенком в индивидуальной работе, но и с подгруппой детей. Все зависит от индивидуальных особенностей воспитанников.
Совместный процесс составления коллажа помогает ребнку расслабиться, создает атмосферу сотрудничества, сопричастности к чему-то важному. Он перестает быть неуспешным или ленивым, а становится творцом.
По мере появления на листе новых картинок автоматизируется поставленный звук, расширяется и уточняется словарный запас ребенка, уменьшается число аграмматизмов, а самое главное, повышается его познавательный интерес. Ребенок с большим удовольствием возвращается к своей работе снова и снова.
В ходе работы с коллажем, я одновременно решаю и другие коррекционно- развивающие задачи:
- Развиваю пространственные представления и умение различать основные направления (слева-справа, вверху-внизу и т. д.).
- Учу использовать в речи предлоги, обозначающие пространственное расположение предметов в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных.
- Закрепляю навыки образования и употребления относительных прилагательных.
- Автоматизирую поставленный звук на уровне слова, фразы, предложения.
С каждым последующим занятием увеличивается объём памяти, ребёнок припоминает картинки, которые были приклеены на предыдущих занятиях. Использование техники коллажирования способствует развитию зрительного восприятия, что немаловажно для профилактики оптико-пространственной дисграфии.
При работе с коллажом ребёнок чувствует уверенность в своих силах, быстрее включается в работу, лучше запоминает, удерживает образцы верного звукопроизношения, следовательно, быстрее и качественнее происходит автоматизация поставленных звуков.
Подводя итоги, можно сказать, что использование коллажа является эффективным средством коррекции и помогает достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи этот приём, не требуя особых усилий, оптимизирует процесс коррекции речи у детей. А также, на мой взгляд, помогает научить ребенка самовыражению, умению управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями, способствует развитию взаимопонимания между ребенком и взрослым.