Светлана Львова
Система воспитательной работы краеведческой направленности в школе
▼ Скачать + Заказать документы
«Краснохолмская СОШ №2 им. С. Забавина»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Краснохолмская сош № 2 им. С. Забавина»
Г. Красный Холм Тверская область
Система работы краеведческой направленности
2017-2018 учебный год
Руководитель краеведческой работы
учитель краеведения
Львова Светлана Юрьевна
2017-2018 учебный год
Содержание
I. Введение ___стр. 2
II.Цели и задачи краеведческой работы в школе___ стр. 3
III. Система краеведческой работы в школе
Публикация «Система воспитательной работы краеведческой направленности в школе» размещена в разделах
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
1. Содержание краеведческой работы ___стр. 4
2. Формы и методы краеведческой работы___стр. 4 - 6
3. Организация краеведческой работы в школе___стр. 6 - 8
IV. Краеведческий кружок___ стр. 9 - 12
V.Заключение ___ стр. 13
VI. Приложение___стр. 14
VII. Литература___ стр. 15
1. Введение.
Система краеведческой направленности в МБОУ «Краснохолмская сош № 2 им. С. Забавина» разработана на основе методических материалов, размещенных на педагогического опыта ТОИУУ помещен материалы, регионального тьютера образовательного округа №2, Заслуженного учителя РФ, заместителя председателя Тверского отделения Всероссийской общественной организации «Ассоциация учителей истории и обществознания» Любови Юрьевны Татаренко.
В наше сложное время мы все чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времен, осознаем необходимость изучения своих национальных корней, как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства.
Краеведение – одно из важнейших средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей.
Краеведческая работа расширяет кругозор ребят, знакомит их с хозяйственной жизнью России, Тверского края, родного района. Воспитывает любовь к малой родине, истории ее возникновения, гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего, воспитываются патриотизм, идеалы гуманизма и справедливости.
Школьное краеведение преследует учебно-воспитательные цели и осуществляется учащимися под руководством учителя. Поэтому первым условием успешной краеведческой работы в школе являются глубокие знания самим учителем истории своего края, владение методикой его изучения. Вторым условием успешной краеведческой работы является систематическое использование местного материала на уроках, постоянная внеклассная работа, перспективное ее планирование в масштабе класса, школы, района, региона. Третье условие – школьному краеведению во всех его звеньях необходима более глубокая научная основа.
Цель моей работы – показать систему краеведческой работы в школе, взаимосвязь ее разных направлений.
При этом решались следующие задачи:
• показать важность краеведческой работы в школе;
• охарактеризовать ее направления;
•показать варианты использования краеведческого материала во внеурочной деятельности;
• проанализировать исследовательскую работу по изучению истории родного края;
• выделить основные пути организации краеведческой работы;
• оценить результативность работы.
II. Цели и задачи краеведческой работы в школе :
-воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край и город, желающего сохранить его и принять активное участие в его развитии; создание условий для всестороннего развития личности.
Урочные и внеклассные занятия по историческому краеведению способствуют развитию у учащихся любви и уважения к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье.
Все это способствует воспитанию патриота своей страны, что сделать в наше непростое время сложно, но очень важно. Человек будет любить свой край, его историю, если будет знать его прошлое и настоящее. Одних громких призывов здесь мало. Важно заинтересовать ребят историей родного края, развить этот интерес, умело направлять желание знать больше.
Актуальность данной системы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную роль в нравственном, эстетическом, трудовом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Основные принципы, положенные в основу системы :
• принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
• принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
• научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
• систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении системы является ее культурная значимость, актуальность, воспитательная ценность.
III. Система краеведческой работы в школе
1. Содержание краеведческой работы
Краеведческая работа в школе должна строиться в комплексе и вестись по нескольким взаимосвязанным направлениям.
Направления краеведческой работы :
Краеведческие направления
№ Направление Вопросы теоретического изучения Практическая деятельность
1. Историческое
История родного края История Тверской области.
Сбор и оформление материалов.
История Краснохолмского района.
«Аллея памяти»
Подвиги героев Советского Союза Краснохолмского района Совместная деятельность с краеведческим музеем г. Красный Холм.
Выполнение поисковых заданий.
2. История православных памятников г. Красный Холм История краснохолмских памятников культурно-исторического прошлого. Встреча с краеведами
Экскурсии
3. Литературное
Тема родины в произведениях краснохолмских писателей. Творчество писателей Краснохолмского района.
Оформление альбома.
Краеведческие чтения.
4. Духовно-нравственное Составление родословного древа.
Народные обычаи, обряды.
Творчество знаменитых уроженцев района Запись воспоминаний старожилов.
Сбор и оформление материалов.
Презентации
5. География родного края.
Флора и фауна родного края География Краснохолмского района. Редкие растения и животные края.
Участие в экологических субботниках.
Расчистка родников.
6. Основы туризма Что должен знать и уметь юный турист.
Туристские маршруты Краснохолмского края. Походы по родному краю.
Участие в турслётах.
Только ведя работу по разным направлениям, можно добиться хороших результатов. Необходимо помнить, что предметом исторического краеведения являются общественные процессы в местном крае – жизнь людей в её развитии, во всех многообразных её проявлениях и результатах, в границах определё нной территории:
- духовная жизнь (взгляды, помыслы, идеалы);
- особенности культуры, быта, истории коренных жителей края;
- деятельность многих поколений жителей села, района, края, социально-экономические и политические отношения;
- судьбы конкретных людей, история семей.
История края, местные события и явления изучаются в единстве трё х временных измерений: прошлое – настоящее – будущее. Так, изучая историю села, важно познакомить учащихся с его современным состоянием, а также перспективами обновления и развития. Подобный подход учит ребят более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно-следственные связи, содействовать формированию исторического мышления.
Формы и методы краеведческой работы.
Составляющей системы школьного краеведения являются организационные формы обучения. К ним относятся:
-изучение материалов краеведения на уроках основного курса отечественной истории. Здесь следует понимать, что региональный материал используется как часть урока по истории России или как самостоятельный урок по истории края в рамках учебного плана.
-кружковая работа, которая проводится за счет часов школьного компонента. На них занимаются учащиеся, проявляющие глубокий интерес к истории края. Основной задачей кружка по краеведению является развитие интереса к родному краю, его истории и исторической науке, с целью углубления знаний и развития способностей учащихся. Кружки по краеведению сочетают в себе многие формы, приемы и методы как внеклассной, так и урочной работы с детьми : здесь и семинары, и практикумы в музеях и архивах, конференции, экскурсии. В процессе кружковой работы ребята могут научиться правильно писать рефераты, проводить различные исследования, анкеты, опросы, работать с научной, научно-популярной литературой и источниками, а также получают опыт публичных выступлений.
Внеурочные занятия.
Они могут быть массовыми, групповыми, индивидуальными. Поэтому мероприятия, основанные на сведениях по местной истории и проходящие во внеурочное время, можно разделить на три группы:
1) мероприятия, на которых участники выступают в роли потребителей информации (классные часы, экскурсии, встречи с представителями администрации и другими интересными людьми);
2) мероприятия, продолжающие ученическую деятельность, начатую на уроке (игры, праздники, выставки творческих работ);
3) мероприятия, которые позволяют применить знания и умения, полученные ребятами в учебном курсе (работа краеведческого кружка, защита рефератов, научно-исследовательская работа, поисковые экспедиции).
Пути и методы изучения родного края разнообразны. Их выбор зависит, прежде всего, от возраста школьников, от уровня их подготовки, от целей занятия, от задач проводимой работы.
Экскурсии, являются продолжением изучения материала. Полученные сведения конкретизируют учебный материал, делают предметным.
Экскурсии, целью которых является углубление, закрепление и обобщение общеисторического материала на базе вещественных и письменных исторических памятников.
Историко-производственные экскурсии, помогают правильной профориентации учащихся
Методы самостоятельной работы :
- опросы, анкетирование (не нуждается в специальной подготовке ребят, необходима лишь тщательная работа по продумыванию вопросов);
- интервьюирование (занимает гораздо больше времени для подготовки т. к. интервьюеру приходится менять вопросы с учетом текущих событий, обстоятельств интервью, атмосферы беседы и возраста опрашиваемого);
- коллективно творческие дела (главной целью является вовлечение большого количества учащихся в активную поисково-исследовательскую работу. В этом направлении нужно очень внимательно подходить к разработке тематики занятий. Необходимо учитывать возрастные особенности и уровень развития, степень подготовленности класса. Возможна дифференциация заданий. Готовясь к ктд, классы производят поиск, сбор, накопление материала, подвергают его анализу, систематизируют, обобщают, делают первичные выводы. Более подготовленные учащиеся пишут доклады, рефераты, а остальные — разрабатывают отдельные вопросы и выступают в качестве содокладчиков, оппонентов); - практические (лабораторные) занятия (учащиеся учатся приемам работы с местной литературой, периодической печатью, документами, вещественными памятниками, методам составления сложного плана, конспектов, рефератов); - составление летописи по истории школы, предприятия, села, города Игра - это тоже один из видов изучения краеведения. В увлекательной форме ребята осмысленнее узнают что-то новое, закрепляют ранее изученный материал и навыки работы с документами.
Многообразие форм и методов— все это делает краеведческую работу более живой и интересной, помогает увлечь детей в замечательный мир исследований и открытий, раскрывает их творческие способности, раскрепощает и оказывает воспитательное воздействие на учащихся.
Включение краеведческого компонента в программы учебных предметов
-изучение материалов краеведения на уроках основного курса Отечественной истории.
-краеведческий материал изучается на уроках «Истории Тверской области», которые включены в школьный компонент.
-на уроках географии краеведческий компонент : в 8-х классах «Природа Тверского края», в 9-х классах- «Экономика региона».
-работа кружка «В мире географии» учитель Васильева В. В.
Систематически проводятся мероприятия краеведческого направления
-работа кружка «Знаем история нашего города», который ведет Белякова С. А. для 5-х классов.
Привлечение ярких эпизодов из истории родного края позволяет сделать многие события истории более близкими и понятными для учащихся. По ряду вопросов можно дать задание самостоятельно проработать материал в краеведческой литературе, выполнить творческое задание.
Краеведческая работа в МБОУ «Краснохолмская сош №2 им. С. Забавина» имеет разные формы;
Внеклассная работа.
Школьный музей «Истоки»
-работа с архивными документами, с периодической печатью;
-сбор газетных материалов о людях и событиях родного края, района, села;
-работа школьного музея;
-работа лекторской группы;
-летопись школьной жизни;
-встречи с участниками и очевидцами исторических событий;
-фотографирование участников событий, других знатных людей, а также зданий и иных исторических объектов;
-консультации научных сотрудников архивов, музеев, работников библиотек и внешкольных учреждений;
-беседы с местным населением;
-поиск предметов материальной и духовной культуры;
-использование материалов для написания рефератов, исследовательских работ.
Совет музея школы
Промыслы Краснохолмской земли. «Уроки мужества», посвященные С. Забавину
Сбор материалов.
Оформление новых стендов.
Проведение экскурсий по различным экспозициям.
Познавательная краеведческая работа имеет три уровня.
1 уровень. Получение готовых знаний
- со слов учителя, из учебных пособий и СМИ; - встречи с ветеранами; - экскурсии.
2 уровень. Самостоятельное приобретение знаний
- оформление стендов «Родной край», «История школы в лицах»; - работа с архивными документами.
3 уровень. Участие в научно-исследовательской деятельности.
Учащиеся принимают участие в подготовке и проведении многих мероприятий разных уровней.
Участие учащихся и учителей ОУ в мероприятиях краеведческого направления районного и краевого уровней.
№ Мероприятие Участники Результат
Проведены масштабные долгосрочные проекты
«Дорогами памяти»
Цели проекта:
-воспитание уважения к памяти защитников нашей Родины в годы Великой Отечественной войны;
Патриотическая поисковая акция «Помните их имена»
Цели:
- расширить знания по историческому краеведению о Героях Советского Союза Краснохолмского района;
-развивать умения поисковой деятельности, обработки и представления материалов, полученных в результате проведения акции; формировать умения работать в коллективе, в творческой группе;
-развивать чувство патриотизма, чувство долга перед памятью героев – защитников нашей Родины у подрастающего поколения.
Традиционными стали проведение «Уроков мужества», посвященные героям интернациональных войн, проводимые с обучающимися начальных классов с целью привития патриотических чувств у детей, гражданского долга, любви к Родине. Проводят экскурсоводы школьного музея.
19 февраля 2018 года все обучающиеся школы принимали участие в торжественной линейке, посвященной 20-летию присвоения школе имя воина-интернационалиста Сергея Забавина.
Коллективно-творческое дело «Не забудем никогда» в котором принимали участие все классы школы.
Материалы о Героях Советского Союза, собранные участниками акции «Помните их имена…» переданы в школьный музей.
Долгосрочный исследовательский проект «Забытые храмы Краснохолмского района»
Целью проекта по духовно-нравственному воспитанию- сохранение духовно-нравственного здоровья детей. В реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Воспитывать уважение к нравственным формам христианской морали, учить различать добро и зло, любить добро, творить добро.
2. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
Основные принципы исследовательского проекта:
1. Принципы духовно-нравственного воспитания (гуманистическая направленность воспитания, природосообразность, культуросообразность, светский характер образования и законность).
Участие в конкурсах
Районный фотоконкурс
" Люблю тебя, мой город родной! " в номинации «Трудом родную землю славлю» -1место; в номинации «Любимый сердцу уголок» - 1 место. 2017 г.
Районный конкурс творчества среди населения района «Родные берега» по номинациям:
- на лучшее исполнение песни о городе Красный Холм;
- лучшее стихотворение собственного сочинения о родном крае;
- лучшее исполнение стихов краснохолмских поэтов;
Районный конкурс методических разработок педагогов ОО «Красный Холм: вчера, сегодня, завтра»
1. МБОУДО «Краснохолмский районный Дом детского творчества» и администрация городского поселения Красный Холм 2016 г. районный краеведческий конкурсе команд знатоков истории родного края
«Край родной – земля Краснохолмская», посвященном 240-летию г. Красного Холма и 555-летию Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря -1 место
2. Конкурс МБОУДО «Краснохолмский районный Дом детского
творчества» и активном содействии государственного бюджетного
учреждения культуры «Тверской государственный объединенный музей», архивного отдела районной администрации, центральной районной библиотеки, кинотеатра «Край родной – земля Краснохолмская», посвященном 500-летию первого упоминания о селе Преображение Спасово,
ставшем впоследствии г. Красный Холм 2017 г. -1 место
Квест-игра «По улицам города» в номинации «Знатоки истории родного края», посвященной 500-летию первого упоминания о селе Спас на Холму 2018 г. - 1 место;
Конкурс «Моя семья в годы Великой Отечественной войны» номинация «Семейный альбом-память в сердце храним» видеоролик о Герое Советского Союза А. Никитине - 1 место; (презентация);
ГБОУ ДПО ТИУУ Видеоконференция экскурсоводами в онлайн режиме о Сергее Забавине, чье имя присвоено нашей школе.
3. Центр русского языка и русской культуры ТвГУ
МАОУ СОШ № 5 им. Л. Н. Гумилева г. Бежецка Тверской области
6 краеведческие Чтения обучающихся северо-восточной зоны Тверской области «Бежецкий Верх». Исследовательская работа «Родоначальник династии Мясниковых»- 2 место
4. Вторая метапредметная олимпиада краеведческой направленности «Моя малая родина – Красный Холм» 1 место.
5. Областная краеведческая викторина, посвященная 75-летию освобождения г. Калинина от немецко-фашистских захватчиков 20.11.2016. Пр. № 49 от 04.11.2016.
6. Конкурс патриотической песни «К подвигу героев сердцем прикоснись», посвященному Дню Победы. (ежегодно);
7. «Смотр строя и песни», посвященный Дню защитника Отечества в номинации «За волю к победе»;
8. Встреча с клубом «Ветераны» в Доме народного творчества. Тема «Герои Советского Союза Краснохолмского района» май 2018 г.
3. Районные конференции исследовательских работ обучающихся
«Шаг в науку»
- «История: прошлое и настоящее нашей школы» -2 место
- работа по теме «Великая династия Мясниковых» - 3 место
2017 год
- работа по теме «Математика в архитектуре Путевого дворца» -3 место;
- работа по теме "Родники- святые источники Краснохолмского района"-участие;
Районная конференция исследовательских работ для 1-4 классов «Юные дарования» по направлению «Красный Холм глазами юных жителей», «115 лет любимой школе»
Сотрудничество с районным краеведческим клубом «Спас на Холму»
Тесная связь и взаимодействие с районным краеведческим клубом «Спас на Холму» предоставляет новую интересную информацию, постоянно происходит обмен опытом исследовательской и познавательной деятельности.
В 2017 году заседание клуба проводилось в Юровской библиотеке на тему «Знаменитые уроженцы земли Краснохолмской».
Наша школа презентовала выступление об известном географе, исследователе Антарктиды Русине.
На заседании клуба к 185-летию со дня рождения П. П. Чистякова обучающиеся нашей школы выступали с презентацией «О поездке в д. Пруды» -28.07.2017 г.
14 мая 2018 г. обучающиеся нашей школы посетили новую интересную выставку периодических изданий, посвященных изучению Тверского края.
Взаимодействие с районным музеем
Круглый стол «Клуб любителей краеведения» показ презентации обучающейся 9-а класса Кузнецовой Татьяной «Знаменитые уроженцы земли Краснохолмской»;
25 января 2018 г. в краеведческом музее для учащихся 7-а класса сош №2 им. Сергея Забавина прошел урок мужества "Незатихающая боль блокады". Его совместно подготовили и провели работники музея, дома детского творчества и центральной библиотеки, рассказав ребятам о мужестве жителей города - героя.
Конкурс видеороликов «О, Холм, стремительные склоны» Центральной районной библиотеки по книге «Город Красный Холм в художественной литературе и публицистике. Антология», приуроченный к 500 – летию города. Стихи читала обучающаяся 10 класса нашей школы Носова Яна
Экскурсии:
2 октября, Всемирный день архитектуры, отмечается ежегодно в первый понедельник октября. Поздравляем архитекторов и ценителей архитектурных шедевров. По городу организованы экскурсии на которых обучающиеся знакомились с архитектурными зданиями и памятниками города.
Г. Тверь. Путевой императорский дворец
Экскурсии по городу (по заявкам жителей и школ) «Соборы наших душ», «Краснохолмское купечество»
д. Утехово Экскурсия на могилу летчиков, погибших в годы Великой Отечественной войны.
д. Пруды на родину знаменитого художника П. П. Чистякова. Приведение в порядок памятника, знакомство и беседа с жителями деревни.
Районный слет юных книголюбов, посвященный 500-летию первого упоминания села Спас на Холму (впоследствии г. Красный Холм) «Родному городу посвящается»;
Пионерский сбор «Всё с этим городом навек».
Традиционными стали участия на межрегиональной Антониевской ярмарке. Весной и осенью дети с удовольствием выставляют поделки декоративно-прикладного искусства и в концертных программах.
Наличие программно-методических материалов:
-Конкурс «По родным тропинкам» -Васильева В. В. -учитель географии
-КВН «Знатоки природы»-6-е классы;-Васильева В. В.
- «Тверская земля-гордость моя»-5-е классы Васильева В. В.
-Коллективно творческое дело «Прекрасная наша Земля»
Васильева В. В., учитель географии, МБОУ сош № 2 им. С. Забавина
- методическая разработка по теме «Экологическое право». 11 класс Львова С. Ю. учитель обществознания;
- методическая разработка по теме «Охрана природы и охраняемые территории» для обучающихся 8 классов. Васильева В. В. учитель географии;
Экологические мероприятия:
-экскурсия на пищекомбинат;
-уборка территории сквера и парка Победы;
-посадка сосен на территории больницы;
-акция «Посади дерево!»
Таким образом, в МБОУ «Краснохолмская сош № 2 им. С. Забавина» сложилась система краеведческой направленности, накоплен большой опыт по организации краеведческой работы, достигнуты неплохие результаты. Все направления краеведческой работы взаимосвязаны и позволяют вести эту работу в комплексе. За это время уже несколько выпусков ребят, так или иначе, были связаны с изучением родного края. Эта работа для них не прошла бесследно – позволила лучше узнать свою малую родину, внести свой вклад в изучение ее истории, поднять престиж школы в краеведческой работе, определиться с выбором будущей профессии.
Литература
1. В. Н. Суслов. Моя семья. Мой народ. Моё Отечество. Легион, 2011
2. Судьбы без Родины не вижу…История района. Б. Петропавловский 2015
3. Т. К. Щеглова. Устная история и краеведческая работа. Преподавание истории в школе, №5, 1998г. : Школа- Пресс, 1998
4. Краеведение в школьном историческом образовании. Преподавание истории и обществознания в школе, №10, 2004: школьная пресса, 2004
5. Материалы школьного музея