Уразымбетова Раушан Ислямкызы
Доклад к педсовету «Игра в системе оздоровительной и воспитательной работы с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым:
пусть он работает, действует, бегает, кричит,
пусть он находится в постоянном движении».
В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.
Важнейшими особенностями воспитательно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях является организация всех режимных моментов соответственно возрасту детей (питание, сон, бодрствование) и формирование предметной среды с целью проведения развивающих физических упражнений и закаливающих процедур.
Публикация «Доклад к педсовету „Игра в системе оздоровительной и воспитательной работы с детьми“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Цель родителей и коллектива дошкольного учреждения – вырастить ребенка физически здоровым, инициативным, разносторонне развитым как в художественном, так и эстетическом плане. Свободному развитию дошкольников, формированию у них мотивации к физическому совершенству, саморазвитию, адаптации к меняющимся социальным условиям способствует внедрение в практику дошкольного образования модели по воспитанию основ культуры здорового образа жизни. Формирование умения с ранних лет заботиться о сохранении своего здоровья и здоровья своих близких, противостоять отрицательным явлениям в поведении окружающих становится приоритетным направлением работы с детьми. Первым и основным видом деятельности ребенка раннего возраста является совместная игра с членами семьи в домашних условиях и с детьми в коллективе.
Игра как вид деятельности в коллективе для дошкольника – это важный фактор в развитии продуктивных видов деятельности: двигательных умений, логического мышления, становления произвольного внимания, развития смысловой памяти. В дошкольном возрасте с развитием речи растут возможности познания окружающего мира, способность к усвоению знаний на основе словесных объяснений и наглядных представлений правил игры. В игре у детей развиваются продуктивные виды деятельности, совершенствуется внимание, тренируется воля, личностные отношения, формируются нравственность и внутренняя оценка ситуации, поступка.
Дети в коллективной игре учатся умению подчиняться общим правилам игры, строить свои отношения со сверстниками и с незнакомыми взрослыми, что способствует формированию психологической готовности к школьному обучению. Ребенок от хаотических действий в период бодрствования, использования различных вариантов и целенаправленных проб в сюжетной и сюжетно-ролевой играх подходит к зрительной ориентировке и практическому применению приобретенных знаний в жизни.
В дошкольном возрасте проявляется стойкий интерес к продуктивным видам деятельности (рисованию, конструированию, компьютерным играм,физкультуре,подвижным играм и др.).
Развитие ловкости базируется на развитии способности осваивать координационно-сложные двигательные действия и перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Ребенок овладевает новыми разнообразными двигательными навыками и умениями, что развивает функциональные возможности двигательного анализатора.
Для развития ловкости могут быть использованы любые упражнения, но особенно важно включать новые элементы, новые движения. Лучше всего развивают ловкость физические упражнения, при выполнении которых ребенок должен многократно, быстро и эффективно выполнить разнообразные движения. Игры в мяч, прыжки через скакалку, челночный бег, метание с поворотами при изменении пространственных границ, в пределах которых выполняется упражнение, прекрасно развивают быстроту, выносливость, прыгучесть и являются важными средствами развития ловкости.
Столь же эффективно изменение способа выполнения упражнения, усложнение задания посредством дополнительных движений, зеркального выполнения упражнения. Например это могут быть, упражнения со скакалкой (прыжки на двух ногах, поочередно на одной ноге, скакалка вращается вперед, назад, прыжки на месте и при беге вперед, упражнения с мячом (отбивание от пола, земли, стенки, броски вверх, отбивание ногой, броски в кольцо, фиксированное на соответствующей возрасту ребенка высоте) и т. д. Мячи могут быть маленькими, большими, прыгучими, легкими, набивными.
Способствует развитию ловкости создание непривычных условий выполнения упражнений при использовании естественных особенностей места проведения физкультурного занятия, а также использование различных устройств и снарядов.
Разнообразие нагрузок повышает требования к координации движений, которые сводятся к точности и взаимной согласованности движений при внезапном изменении обстановки. В игре развитию ловкости способствуют интенсивность движений, сложность задания и количество повторений одного задания.
Силу у дошкольников развивают в пределах необходимой гармонии всех физических качеств.
Движение является результатом сочетания возбуждения и рационального расслабления в мышцах. В упражнениях требующих выносливости, выполнения скоростных движений. Отсутствие рационального расслабления приводит к излишней трате сил и способствует быстрому проявлению утомления и снижению скорости.
Злоупотребление режимом покоя, как и необоснованная перегрузка детей движениями, может привести к отрицательному результату. Каждое оздоровительное занятие с детьми должно проводиться не по принуждению, а с их желанием и интересом. Нельзя забывать, что одной из физиологических особенностей детского организма является его повышенная реактивность. Точное дозирование физической нагрузки, темпа, ритма, правильным чередованием с паузами для отдыха дает высокий оздоровительный и воспитательный эффект. Для укрепления здоровья детей и предупреждения заболеваний необходимо не только повышать уровень их двигательной активности, но и систематически проводить активные закаливающие мероприятия. Любое занятие оздоровительного характера должно быть интересным, веселым и доставлять ребенку радость и удовольствие.
На улице целесообразно организовать метание шишек, желудей, камешков. В этих упражнениях благодаря захвату тремя пальцами наращивается сила мышц и происходит динамичное чередование напряжения и расслабление.
Особое внимание требует осанка детей, так как сдавленная грудная клетка снижает выносливость и работоспособность. Совместная работа педагогов и родителей может быть направлена на осознание значимости положения различных частей тела при правильной осанки, затем на выработку привычки удерживать постоянно нужную позу. Оздоровительная роль игры проявляется в формировании эмоционального мира ребенка. Для полноценного развития и укрепления здоровья ребенка необходимо научить его трудиться. Родители желающие здоровья своему ребенку, должны быть партнерами и в Оздоровительный эффект от игры проведенный на свежем воздухе, в лесу будет значительно выше, чем игры в помещении. Воспитание культуры здоровья и оздоровления детей – приоритетная задача педагогов и родителей. Чтобы воспитать потребность ребенка в ежедневной двигательной активности они должны быть включены в более широкий, содержательный контекст детского развития.
Для развития ловкости могут быть использованы любые упражнения, но особенно важно включать новые. Игры в мяч, метания с поворотами, прекрасно развивают быстроту, выносливость. Разнообразные нагрузки повышают требования к координации движений, которые сводятся к точности и согласованности движений.
Чередование упражнений в различных сочетаниях поддерживают интерес детей к занятиям, развивают группы мышц туловища, верхних и нижних конечностей. Движения являются результатом сочетания возбуждения и рационального расслабления в мышцах.
В дошкольном возрасте следует учить выполнять движения легко и свободно.
В. А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, вера в свои силы и всестороннее развитие детей.