Галина Котлова
Система работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по обучению навыкам режиссерской игры
▼ Скачать + Заказать документы
Система работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по обучению навыкам режиссерской игры
Проблема развития режиссерских игр связывается с созданием педагогических условий:
•
организация развивающей среды;
•
создание эмоционально - положительного тона общения;
•
Темочки:
осуществление руководства режиссерскими играми, способствуя развитию взаимоотношений со сверстниками внутри игры.
Однако, для того, чтобы использовать игру, как средство развития коммуникативных способностей дошкольников необходимо осуществлять: индивидуальный подход, наблюдение за детьми, проводить специальную работу по составлению сюжета игры.
В процессе режиссерской игры ребенку ни в коем случае нельзя мешать, применять давление, сравнивать ребенка с другими детьми, осуждать его проявления, игнорировать его чувства и эмоции. Необходимо предоставлять детям свободу, возможность проявить внутреннюю активность. Поэтому необходимо создание индивидуального пространства, обеспечить их местом и временем.
Так Н. Короткова предлагает использовать «макеты» т. е. тематически многозначные - маркеры игрового пространства, обслуживающие широкий диапазон сюжетно - смысловых контекстов.
•
индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
•
особенности его эмоционально - личностного развития;
•
индивидуальные интересы, предпочтения, потребности;
•
любознательность, исследовательский интерес и творческие способности.
Для того, что бы помочь детям, для которых характерно конфликтное поведение в формировании игровых навыков и умений, а так же в развитии общения необходимо использовать следующие методы:
1.
ознакомление детей с сюжетами игр, расширение знаний о содержании игровых действий, их последовательности (Приложение №3);
2.
обогащение игровых замыслов детей через ознакомление с окружающим, чтение художественной литературы.
При подключении детей к совместным режиссерским играм со сверстниками используются следующие педагогическиеприемы:
•
использование системы положительных оценок (поощрений, чтобы поднять авторитет;
•
привлечение детей к участию в совместных играх; объединение детей с несколькими сверстниками и создание условий, способствующих возникновению между ними игрового взаимодействия;
•
регулирование взаимоотношений детей со сверстниками в ходе совместной деятельности.
Технология опыта.
Цель: Цель нашей работы состоит в формировании коммуникативных навыков старших дошкольников : реконструкции полноценных контактов ребёнка со сверстниками, а также в определении возможных путей решения следующих задач:
1. Развитие интереса к окружающим людям, стремления их понять, потребности в общении
2. Развитие у детей навыков общения, знаний о нормах и правилах поведения;
3. Развитие игровых умений, навыков адекватного поведения, воображения и творческих способностей;
4. Формирование у детей положительного отношения к окружающим, правильной самооценки и сбалансированности эмоциональных состояний.
Описание особенностей технологии работы.
Дети старшего дошкольного возраста уже умеют согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносит свои действия с общественными нормами поведения. В концепции М. И. Лисиной общение выступает как особая коммуникативная деятельность, направленная на формирование взаимоотношений. Задача взрослых – помочь ребенку вступить в сложный мир взаимоотношений и адаптироваться в нем, приобретать новых друзей, находить выход из сложных ситуаций.
На первом этапе были исследованы особенности поведения детей в конкретной группе, выявлены исходные уровни развития коммуникативной сферы (методика «Лесенка» В. Г. Щур, диагностика уровней коммуникативного развития детей по методике М. И. Лисиной «День рождения»). Мы выявили, что у некоторых детей заниженная самооценка, они часто отказываются от взаимодействия с другими детьми, малоактивны, неуверенны в общении со сверстниками, не используют «волшебные слова», не умеют задать вопрос. Другие наоборот - неадекватно проявляют себя в коммуникативной сфере, инициируют конфликты, стремятся к лидерству, преодолевая все барьеры на пути, не считаются с мнением товарищей. ( Например: Максим играл с детьми в игру «строители», хорошо владел игровыми навыками, у него были развиты качества организатора, но чтобы занять в игре роль «директора строительной фирмы» он инициировал конфликт, преодолевая препятствия в игре, и привел к разрушению игры. (Приложение № 2)
Проанализировав опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста, был сделан вывод: режиссерские игры можно использовать как средство формирования способностей к общению, так как именно в игре можно помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.
Режиссерские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. В отличие от ролевых игр, в которых ребенок примеривает роли на себя, в режиссерской игре персонажами являются исключительно игрушки. Сам ребенок остается в позиции режиссера, который управляет и руководит действиями игрушек-артистов, однако не участвует в игре в качестве действующего лица. Такие игры не только очень занимательны, но и полезны. «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, дошкольник использует разные средства вербальной и невербальной выразительности. Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика, пантомима ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д.
Основной особенностью коммуникации является то, что на первый план выступают эмоциональные процессы. Поэтому в беседе с ребенком и во время игры делается акцент на развитие эмоциональной отзывчивости детей. В ситуации общения, на основе ярких эмоциональных переживаний у ребенка развиваются желание и потребность в сотрудничестве, возникают новые отношения к окружающему его миру. Этот этап представляет собой выстроенную систему (по Смирновой Е. О.).
1. Внимание к другому.
Цель – формирование способности видеть сверстника, обращать на него внимание. Многие дети настолько сосредоточены на себе и своем Я, что другие дети становятся лишь фоном их собственной жизни: их интересует не столько сверстник сам по себе, сколько его отношение к ним. Задача данного этапа - отвлечь детей от фиксированности на собственном Я, развитие способности увидеть другого, почувствовать единство с ним (Приложение №4).
2. Согласованность действий.
Цель – научить ребенка согласовывать собственное поведение с поведением других детей. Развивать умение действовать с учетом потребностей, интересов и поведения других детей. (Приложение №5)
Детям 5-ти лет и старше можно предложить классические деревянные наборы "для режиссерской игры". Среди них есть варианты для игры в зоопарк, город или сказку. Малышу в этом возрасте можно предложить кукольные дома. Сейчас также популярны пластмассовые наборы для режиссерской игры с элементами конструирования. Самые известные - тематический конструктор с персонажами lego, игровые наборы "Скорая помощь", Ветеринарная клиника, "Пожарная часть" и т. п.
Сделать режиссерскую игру по-настоящему увлекательной помогут также предметы неопределенного назначения: всевозможные кусочки ткани, камешки, ракушки, веточки и т. п.
Для того, чтобы настроить детей на совместную конструктивно-продуктивную деятельность по созданию предметно-игровой обстановки, для развития режиссерских игр, доброжелательную атмосферу в группе, раскрепощенный эмоционально, положительный тон, заинтересовали детей, используя, прием сюрпризного момента (Карлсон, придя в группу приветствовал детей доброжелательным тоном, улыбкой). У детей сразу возникло желание в общении с героем. Карлсон привлек внимание детей подарком «бочка с заморочками», в которой находился разнообразный полифункциональный материал. В процессе деятельности оценивались положительно любые успехи детей, соблюдались принципы равенства и сотрудничества с детьми. Искренняя заинтересованность, доверие ребенка, тактичная помощь помогли осуществить задуманное. Далее мы изготовили «универсальные макеты» для разыгрывания сюжетов и осуществления замыслов режиссерских игр. Мы создали игровую проблемную ситуацию: «Злой ветер налетел на цветочный город и унес все домики коротышек». Что делать? В процессе совместного обсуждения мы определили, что домик каждого героя зависит от его характера. Например: «Домик Пончика может быть кругленьким, толстеньким». Дети с интересом и желанием принимали участие в конструктивной деятельности. Мы старались поощрять каждого ребенка, положительно оценивали результат деятельности.
3. Общие переживания.
Цель – создание единства переживаний каких-либо эмоциональных состояний (как положительных, так и отрицательных, развитие чувства близости, общности и желания поддержать друг друга, основанных на теме режиссерской игры. (Приложение № 5)
Придумывание сюжетов для игры, конечно же, облегчают сказки. Они как бы подсказывают, что нужно делать с игрушками, где они живут, как и что говорят. Содержание игры и характер действий определены сюжетом сказки, которая хорошо известна любому дошкольнику. В такой тщательной подготовленности есть свои плюсы и минусы. Плюсы в том, что наборы для сказок сами побуждают к определенной игре и позволяют еще и еще раз вспомнить, представить, рассказать любимую сказку, что очень важно и для игры, и для усвоения художественного произведения. А минусы в том, что ничего не нужно придумывать, все уже готово. Поэтому очень полезно соединять фигурки из разных наборов, «перепутывать» их, добавлять неопределенные игрушки, чтобы они стали новыми персонажами или элементами ландшафта. В этом случае игра может стать гораздо богаче и интереснее, потому что ребенку нужно будет придумать какие-то новые события или включить непредвиденных участников в знакомый сюжет.
Играть в сказки можно и без всяких специальных наборов. Например, любая куколка может стать Золушкой или Красной шапочкой, а собачка может выполнить роль волка и или зайца пр. И конечно самостоятельное придумывание и создание замков, лесов и домиков делает игру только интереснее.
4. Взаимопомощь в игре.
Цель – развитие чувства сопереживания другому, взаимопомощи. Создание атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.
Например: Для развития у детей навыков общения друг с другом, чувства взаимопомощи, поддержки малоактивным детям мы проводили игру «Форт Боярд» с использованием макета. У каждого в конце всех испытаний Фура поощрил детей подарками за то, что они были дружные и веселые.
Наблюдая за игровой деятельностью детей, мы подключались к индивидуальным режиссерским играм детей, испытывающим затруднения в общении со сверстниками, чтобы помочь преодолеть эмоциональное неблагополучие через совместно организованную игру. В начале учебного года педагог создает условия для коллективных режиссерских игр. В предметно-игровой среде кроме образных игрушек должен быть разнообразный бросовый материал (дощечки, катушки, небьющиеся пузырьки и др., способствующий развитию воображения, способности действовать с предметами-заместителями. Организуя режиссерские игры, педагог занимает позицию помощника: просит ребенка пояснить смысл действий, побуждает к ролевой речи («Что сказал? «, «Куда пошел, иногда выступая носителем игровых умений, показывая при помощи игрушек и предметов-заместителей фантастические истории, что помогает ребенку включиться в подобную деятельность.
Далее ребенку предлагаются творческие игровые задания, направленные на организацию индивидуальной или совместной режиссерской игры : завершить историю, показанную воспитателем; придумать и показать начало истории, которую продолжит воспитатель или другой ребенок. У ребенка развиваются способности к импровизации в режиссерских играх, которые постепенно превращаются в совместную деятельность.
Следующий этап - период расцвета режиссерской игры, которая становится полноценной совместной деятельностью. Содержанием игр являются фантастические сюжеты, в которых реальность переплетается с событиями из мультфильмов, книг. Предметно-игровая среда для режиссерских игр конструируется на основе полифункционального игрового материала (карта-макет игрового пространства). Его использование помогает ребенку придумывать и разыгрывать события, составляющие сюжетную канву, представить сюжетную ситуацию еще до ее разыгрывания, а затем конкретизировать в процессе режиссерской игры, наполнив ее игровыми событиями. Близость структуры игрового и сказочного сюжета дает возможность использовать литературную сказку как основу для развития сюжетосложения. (Приложение № 6) На начальном этапе освоения сюжетосложения необходимо, чтобы игровой материал помогал ребенку домыслить, вообразить, опираясь на предложенную взрослым предметную ситуацию, выступал в роли «пускового механизма», способствующего разворачиванию воображения и детского творчества. Педагог выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций, направляющих замыслы режиссерской игры. Опора делается на опыт детей, который активизируется при помощи содержания и структуры материала, а также постановки «сказочной» игровой проблемы, требующей разрешения.
Педагог, не принимая непосредственного участия в игре, лишь направляет замыслы детей вопросами: «Что было дальше? Кого они встретили? Что с ними случилось?». Его позицию можно определить как помощник в реализации детьми игровых замыслов. Развитие воображения позволяет дошкольнику занять особую внутреннюю позицию, предоставляющую ему возможность самостоятельно задать предметные отношения, создать собственный сюжет и реализовать его. Дети создают игровые образы, используя речевые обороты, интонации, типичные для героя, действуя в соответствии с характером персонажа.
Организации игр предшествует общий замысел. Каждый придумывает кусочек сюжета к выбранной теме. Задача педагога - научить детей согласовывать замыслы. Это требует от него установления связей между событиями, придуманными разными детьми. Он обращает внимание на то, что сочинять интересно, когда каждый продолжает часть истории, придуманную другими. Педагог выступает как носитель умения проигрывать часть сюжета на основе приема «как будто» (Приложение № 7)
В старшем дошкольном возрасте ярко проявляются индивидуальные особенности игрового творчества каждого ребенка. У детей - «сочинителей» творческие проявления связаны прежде всего с созданием игровых сюжетов, с осуществлением игры в речевом плане и воображении. Они рано переходят к фантазированию. Дети-«исполнители» проявляют игровое творчество в реализации замыслов при создании образов игровых персонажей, используя мимику, жест, речевую интонацию, комментирующую и оценочную речь.
Дети-«режиссеры» максимально проявляют себя в игровом организационном общении, выступая посредниками в разрешении спорных ситуаций и конфликтов, «дирижируя» замыслами игроков, способствуя их согласованию. (Приложение №8)
Условия для проявления самостоятельности и творчества дошкольников в режиссерских играх следующие :
- содержание игр должно соответствовать интересам и возможностям детей; -
- педагогическое сопровождение строить с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка;
- театрально-игровая среда должна быть динамично изменяющейся, а в ее создании принимают участие дети.
На 3 этапе подводятся итоги, выстраивается перспектива дальнейшего развития ребенка.
Реализация технологии осуществляется в нескольких направлениях:
1.
эмоциональные игры;
2.
обогащение знаний детей о взаимоотношении между людьми с целью развития навыков режиссерской игры;
3.
создание игрового пространства «макета»;
4.
осуществление руководства режиссерской игрой из позиции вне игры;
Приведем пример педагогического руководства режиссерской игрой из позиции вне игры. Для разрешения назревающего конфликта мы использовали прием положительной, предвосхищающей оценки. Так, наблюдая за режиссерской игрой детей, мы заметили, что Ваня А., играя с роботом «Бэтменом», попытался разрушить «Дворец фей», где играли девочки с маленькими феями. Мы своевременно оказали помощь в предотвращении конфликта и разрушения игры, выступая из позиции вне игры. Мы сказали Ване, что «Бэтмен» - добрый, сильный, храбрый, любит защищать и помогать маленьким и слабым. Ваня, услышав похвалу, доброжелательный тон развернулся и «полетел» в другую сторону, а затем вернулся и спросил у девочек, не нужна ли им помощь храброго «Бэтмена», чтобы охранять фей.
Мы в данной ситуации сумели не только разрешить назревающий конфликт, но и способствовали организации совместной режиссерской игры детей, развитию сюжета, создав оптимальные условия для детских положительных игровых взаимоотношений. В таких ситуациях дети учатся самостоятельно находить конструктивное решение выхода из конфликта.
5.
создание «собрания - студии» с родителями: «Нужно ли учить детей играть».
Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников только силами дошкольного учреждения невозможно. Решение этих задач предполагает тесное сотрудничество детского сада и семьи. Сюда входили следующие мероприятия: беседы, консультации, семинары по обмену опытом. (Приложение №9) Беседа с родителями “Игра – дело серьезное”, в которой говорилось о всех видах игр дошкольника, в том числе и о режиссерской, прошла очень активно.
Разработали несколько вариантов игровых уголков в домашних условиях в виде макетов, чертежей, фотостендов, предложили их для просмотра родителям. Составили примерный перечень литературы для родителей по воспитанию детей в игре, ознакомлению с особенностями режиссерской игры старшего дошкольника.
Организация игр с родителями типа “КВН” и “Круглый стол” также была важным моментом в деле нашего сотрудничества с родителями. Родителям предлагалось познакомиться и обратить внимание на оформление и убранство игровых уголков в группах, а также на уголки для родителей, в которых имелась вся необходимая и интересующая их информация. Мы составили примерный перечень игрушек для дома, особое внимание, уделив использованию игрушек, сделанных руками родителей. По изготовлению таких игрушек провели ряд консультаций с практическим показом, активизировали работу кружков мягкой игрушки, объявили конкурс для родителей “Сделаем сами, своими руками”.