Эльмира Прокофьева
Система работы с родителями по речевому развитию детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, коллеги. Зовут меня Исатова Эльмира Рафаэлевна, я воспитатель второй группы раннего возраста МАДОУ Детский сад №26.
2слайд
Великий философ, мыслитель Георг Гегель считал, что «Речь ребенка – это не дар, она приобретается благодаря совместными усилиями родителей и педагога, в окружении которых малыш растёт и развивается».
Публикация «Система работы с родителями по речевому развитию детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В условиях современного общества, в связи с нехваткой времени, занятостью, родители перекладывают ответственность за развитие ребенка на педагогов. Дети дома мало времени общаются с родителями, редко слушают сказки, все больше играют с игрушками или проводят время у телевизора. Часто родители убеждены, что дети самостоятельно научатся излагать правильно свои мысли и не уделяют внимания речевому общению с ребенком. Общение является одним из важнейших факторов формирования речи в раннем возрасте, поэтому так важно, чтобы ребенок общался с взрослыми не только в детском саду, но и дома со своими родителями.
Взаимодействие детского сада и семьи являются необходимым условием для полноценного речевого развития ребенка. Для того, чтобы достичь наилучших результатов в работе я организовывала различные формы помощи родителям по речевому развитию детей, создавала условия для привлечения их к участию в образовательном процессе ДОУ.
С приходом ребенка в группу, я стараюсь убедить родителей в том, что именно их роль в этом вопросе значима и наши усилия без их помощи будут недостаточны. Я объясняю родителям, что речевому общению ребенка с взрослым предшествует эмоциональное общение. Именно оно является стержнем и основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка на первых этапах его развития. При эмоциональном общении ребенок сначала заинтересован - собственно взрослым и только им, но когда взрослый привлекает его внимание к какому-либо объекту, ребенок как бы переключает часть этой заинтересованности на предмет или действия другого человека. То есть общение не утрачивает свой эмоциональный характер, а становится средством и обменом эмоциями по поводу того или иного объекта. Именно на этой основе у ребенка развивается понимание речи, причем не только интонационной окрашенности, но и обращенного к нему слова.
Слайд 3
Для более близкого знакомства с семьёй ребенка я провожу анкетирование (анкета-знакомство). В одной из анкет мы прочитали, что ребенок не хочет слушать сказки и нет желания листать книги, рассматривать картинки.
Для решения этой проблемы, я подготовила:
• рекомендацию «Какую книгу выбрать малышу?»
• пересмотреть имеющиеся в доме, детские книги соответствуют ли они возрасту ребенка (например, «Колобок», «Заюшкина избушка»; стихи А. Барто «Игрушки» и т. д. ,
слайд 4
• предложила приносить детские книги в группу для совместного чтения и просмотра с детьми
• не вынуждать ребенка слушать сказку, постараться заинтересовать и вызвать желание для начала рассмотреть яркие иллюстрации
Через некоторое время мы увидели, что ребенок с удовольствием рассматривает детские книжки и внимательно слушает при рассказывании, чтении детских произведений. Отметили эти изменения и родители.
Слайд 5
В приемной нашей группы я оформила информационный стенд по речевому развитию. Первой информацией размещенной на нем стала консультация «Ознакомление с особенностями речевого развития детей раннего возраста». Родители получили рекомендации: книги, которые следует читать детям раннего возраста; стихи, пословицы, считалки, скороговорки для заучивания с детьми дома, загадки.
Слайд 6
В течение учебного года проводим родительские собрания. Одно из собраний было на тему «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада», на котором были рассмотрены следующие вопросы:
— развитие коммуникативных качеств детей;
— создание речевой среды дома;
— знакомство с речевыми играми;
Слайд 7
Еще одна из наиболее эффективных форм взаимодействия с родителями — театрализованные игры и развлечения. В нашем детском саду мы периодически показываем детям театр, знакомим их с разными сказками, с разными видами театра. Театрально-игровая деятельность сочетает большое количество средств и способов развития речевых способностей детей. Поэтому я предлагаю родителям и дома показывать театр, окунаться в мир сказок, в мир эмоций.
Слайд 8
Также в своей работе я активно использую метод проектов, поскольку он обладает огромным развивающим потенциалом, позволяет решать комплекс задач, один из которых – это развитие речи детей. Начав работу по реализации первых проектов с новыми детьми, я отметила с одной стороны интерес родителей, а с другой – возможности использования этой формы работы для развития речи малышей.
Слайд 9
Вместе с родителями создали речевой альбом «Копилка слов». Данная форма работы с семьей направлена на расширение, закрепление, конкретизации словаря ребенка и объяснения лексического значения слов. Дети с родителями должны подобрать красивые (осенние, сладкие, острые и т. п.) слова, подобрать картинку с интересным предметом. По результатам этой работы в группе создаются разные лексические альбомы.
Слайд 10
Так же совместно с родителями были изготовлены различные дидактические игры по развитию речи.
Слайд 11
Одной из самых интересных форм совместной деятельности с семьями воспитанников стала групповая стенгазета. Каждый выпуск состоял из семейных фотографий на заданную тему: «Мой домашний питомец», «Моя Семья» «Моя мама — лучше всех» и т. д. Газета стала для ребят ярким стимулом к общению. Например, рассматривая знакомые фотографии ребенок доступным языком пытается рассказать о своей семье. Разглядывая фотографии комментирует («маленький», «красивый», задает элементарные вопросы («Кто это?», выражает эмоции.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение — два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей становится более гибкой. Они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка.
Слайд 12
Спасибо за внимание