Ольга Добрынина
Система работы по ЗОЖ с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Система работы по ЗОЖ с детьми дошкольного возраста
Здоровый образ жизни это — образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. ЗОЖ — это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек [1, с. 5]. На сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.
Публикация «Система работы по ЗОЖ с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Сегодня в связи с экологическим и социальным неблагополучием отмечается нарастающее ухудшения здоровья детей. Большинство детей приходящих в начальную школу не достаточно готовы к обучению, с точки зрения психофизического и социального здоровья. Наметилась явная тенденция качества здоровья, увеличивается число детей с отклонениями со стороны центральной нервной системы, сердечно — сосудистой системы, заболеваниями верхних дыхательных путей. Это приводит к тому, что при условиях школьных нагрузок большинство детей с традиционной организационной системой воспитания оказываются в числе не успевающих учеников. Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую, показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. У детей с ослабленным здоровьем возрастает уровень тревожного ожидания «неуспеха», усугубляющего поведенческие и нервно-психические отклонения, а это в свою очередь приводит к асоциальным формам поведения. [2,с. 5] Следовательно, возникает необходимость создания системной работы, при которой происходит интеграция оздоровительной деятельности — в образовательную. А это в конечном итоге способствует сохранению и укреплению физического, психического и социального здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни. Работая воспитателем подготовительной к школе группы в МБДОУ «Детский сад «Ласточка», для самообразования на 2015-2016 учебный год взяла тему «Формирования навыков здорового образа жизни у дошкольников», которая направлена на здоровый образ жизни дошкольников, включает в себя систему оздоровительных мероприятий, предусматривает охрану и укрепление здоровья детей, полноценное физическое развитие, различную двигательную деятельность. Цель моей работы : сформировать у детей основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровье сбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих. Воспитать психофизически здорового, интеллектуально развитого, социально активного ребёнка. Поставила перед собой задачи: 1. Оздоровительные - охрана и укрепление физического, психического и социального здоровья детей; - формирование потребности в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни; - совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, утренней гимнастики, дыхательной гимнастики, зрительной гимнастики, прогулок и игр на свежем воздухе, закаливания; - формирование правильной осанки, гигиенических навыков; - прививать навыки профилактики и гигиены, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников 2. Образовательные - формирование у детей адекватное представление о строении собственного тела, помочь ребенку создать целостное представление о своем теле; - научить " слушать» и «слышать» свой организм; - учить осознавать ценность своей и ценность жизни другого человека; - формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями; - создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности; - выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему оздоровительной работы. 3. Воспитательные - воспитание потребности в здоровом образе жизни; - выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх; - расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире; - воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности; - Формирование правильного поведения ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности. Сама деятельность разделена на два этапа, подготовительный и образовательный. 1. Подготовительный этап Цели: - Ознакомить с ежедневными правилами здорового образа жизни. - Раскрыть индивидуальность и способности каждого ребёнка. - Закрепить интерес к здоровому образу жизни через разнообразие игр. - Развить основы коллективных отношений. К концу подготовительного этапа дети должны: - Знать и уметь пользоваться ежедневными навыками личной гигиены, знать и понимать для чего они нужны. - Принимать активное участие в оздоровительных мероприятиях (утренняя гимнастика, зарядка после сна, игры на улице, физ. минутка во время пассивных занятий) - Иметь навыки совместной коллективной деятельности. 2. Общеразвивающий этап Цели: - Продолжить работу по развитию здорового образа жизни, и формированию навыков здоровье сбережения. - Обучать детей основным техникам физкультуры. - Совершенствование физических качеств в разнообразных формах двигательной деятельности. - Развивать у детей интерес к различным видам спорта. - Воспитывать потребность в здоровом образе жизни и в правильном питании. - Учить «слушать» и «слышать» свой организм. К концу общеобразовательного этапа дети должны: - Уметь пользоваться навыками здоровье сбережения, культурно-гигиеническими навыками. - Активно участвовать во всех физически-развивающих мероприятиях. - Уметь самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, проявляя инициативу и творчество. - Понимать, что плохо влияет на организм, а что идет на пользу. Что вредно кушать, и что нужно кушать для развития организма. - Различать свое состояние, здоров или болен. - Иметь навыки совместной коллективной деятельности. - Ответственно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих. Главными задачами по сохранению и укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из важных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Я, как педагог, должна научить детей правильному выбору только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за своё здоровье. Для успешного решения поставленных задач требуется выполнение условий: - Организационные условия — ежедневное проведение мероприятий режимных моментов. Организация спортивно-массовых мероприятий, раз в две недели. - Научно-методические условия — разработка планов работы на учебный год, обеспечение методической литературой. - Материально-технические условия — спортивный зал, физкультурный уголок в группе, спортивная площадка на улице, разнообразный спортивный инвентарь, музыкальные инструменты, музыка для сопровождения занятий (игр, настольные игры. - Мотивационные условия — создание комфортных и благоприятных условий. Комплекс оздоровительных мероприятий: - Соблюдение температурного режима, проветривание, согласно СанПиН - Режим дня, системность - Утренняя гимнастика - Зарядка после сна - Физкультурные минутки в течения дня, пальчиковая гимнастика - Закаливание, массажные дорожки. Создание условий для полноценного сна - Мытье прохладной водой рук по локоть - Прогулки на свежем воздухе. Соблюдение сезонной одежды детей - Три раза в неделю дети посещают физкультурные занятия, в том числе один раз (в соответствии с погодными условиями) занятия физкультурой проводятся на улице (на специально оборудованной спортивной площадке) - Подвижные игры, игры с элементами соревнования, эстафеты, спортивные игры (с элементами различных видов спорта, групповые упражнения, в том числе на свежем воздухе - Рациональное, сбалансированное питание - Витоминотерапия, кислородные коктейли - Соблюдение правил личной гигиены - Находят применение народные средства (ношение кулонов с чесноком) в целях профилактики вирусных инфекций - Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение медицинских рекомендаций. - Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды. - Бережное отношение к окружающей среде, к природе. Литература: 1. https://www.zdorovajaplaneta.ru 2. В стране здоровья, программа эколого-оздоровительного воспитания дошкольников; В. Т. Лободин, А. Д. Федоренко, Г. В. Александрова 3. От рождения до школы, примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования; под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. 4. От рождения до школы, примерная общеобразовательная программа дошкольного образования; под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. 5. В стране здоровья, программа эколого-оздоровительного воспитания дошкольников; В. Т. Лободин, А. Д. Федоренко, Г. В. Александрова 6. Сборник подвижных игр; Э. Я. Степаненкова 7. Подвижные и дидактические игры на прогулке; Н. В. Нищева. 8. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3–7 лет; Л. А. Уланова, С. О. Иордан. 9. Нескучная гимнастика; Е. А. Алябьева 10. Пальчиковые игры; Е. А. Ульева. 11. Физкультурные занятия в детском саду, старшая группа; Л. И. Пензулаева