Татьяна Корягина
Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения
▼ Скачать + Заказать документы
С развитием технического процесса скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны растет в геометрической прогрессии. В связи с этим увеличивается и количество дорожно - транспортных происшествий. Растет и число аварий с участием детей. Причиной этих дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с опасностями на дороге. Объясняется это тем, что у детей отсутствует та защитная реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед движущейся машиной. Чтобы оградить ребёнка от опасности, нужно как можно раньше начать готовить его к встрече с улицей, знакомить с правилами дорожного движения, с дорожными знаками, научить его ориентироваться в пространстве, сформировать у него навыки культуры поведения на улице, в транспорте. Это позволит уменьшить вероятность дорожно-транспортных происшествий.
Публикация «Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения» размещена в разделах
Работа по обучению правилам дорожного движения осуществляется с младшего возраста, с последовательным усложнением задач. Целью этой работы является создание в группе условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.
Задачи:
формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей через практическую деятельность;
закрепление правил дорожного движения и практические навыки поведения в условиях игрового пространства;
обучение детей применению своих знаний в конкретных ситуациях;
повышение педагогической грамотности родителей по вопросам безопасного поведения детей на дорогах.
Работу по профилактике дорожно-транспортных происшествий планируем в соответствии со следующими принципами организации образовательного процесса:
• Принцип последовательности - любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на опыт ребёнка в предыдущем.
• Принцип деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
• Принцип интеграции - интеграция всех видов детской деятельности, образовательных областей реализующихся в образовательном процессе.
• Принцип дифференцированного подхода - решение задачи эффективной педагогической помощи детям в специально созданных педагогических ситуациях, не по правилам дорожного движения, а по правилам безопасного поведения на дороге.
• Принцип возрастной адресности - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
• Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.
Ознакомление детей с правилами безопасного поведения на дорогах предполагает нарастающую степень сложности работы, начиная с элементарных задач воспитания детей первой младшей группы и заканчивая более сложными понятиями, которые должны усвоить ребята подготовительной группы: ведь большинство из них будут самостоятельно ходить в школу.
2 младшая группа
Расширение ориентировки в окружающем пространстве.
Знакомство с понятиями: «улица», «дорога», «светофор».
Рассказы детям о работе водителя.
Формирование умения различать транспортные средства: легковой, грузовой автомобили, машины специального назначения.
Формирование первичных представлений о безопасном поведении на дорогах.
Средняя группа
Развитие наблюдательности, умения ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности.
Продолжение знакомства с понятиями: «улица», «дорога», «светофор», «перекресток», «Остановка» и элементарными правилами поведения на улице.
Уточнение знаний о работе полицейского и назначении светофора.
Знакомство с различными видами городского транспорта, специальными машинами и их назначением.
Знакомство со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта.
Формирование навыков культурного поведения в общественном транспорте.
Старшая группа Уточнение знаний детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар, о движении транспорта, о работе светофора.
Знакомство с названием ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети. Знакомство с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов.
Продолжение знакомства с дорожными знаками : «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».
Подготовительная группа
Систематизация знаний детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Знакомство с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект».
Развитие свободной ориентировки в пределах ближайшей к детскому саду местности.
Формирование умения находить дорогу домой из детского сада.
Продолжение знакомства с дорожными знаками : предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными.
Подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.
Расширение представлений детей о работе ГИБДД.
Воспитание культуры поведения на улице и в общественном транспорте.
В работе с детьми использую следующие методы и технологии:
• проектный метод;
• моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;
• личностно-ориентированная технология;
• технология игрового обучения;
• метод наблюдения и беседы.
Организация проектной деятельности помогает углубить представления детей, позволяет им выразить свое отношение к проблеме, что, в конечном счете, развивает познавательные способности, творческое мышление, их коммуникативные навыки.
В содержание проектной деятельности входят: экспериментально-исследовательская деятельность, изобразительная деятельность, театрализованная деятельность, создание газет, альбомов, конкурсы, викторины, выставки, праздники и развлечения.
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах проводится планово, систематически, постоянно, охватывает все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.
Основные формы работы с детьми по обучению правилам дорожного движения : непосредственно-организованная деятельность, игры, беседы, целевые прогулки (по территории детского сада, к остановке, к перекрестку); просмотр мультфильмов, слушание компакт-дисков.
При ознакомлении детей с правилами дорожного движения большое значение имеет предметно-пространственная развивающая среда. В группе создан центр безопасности дорожного движения. Он наполнен атрибутами дорожно-постовой службы : жезл, каска, дорожные знаки, транспортом различного функционального назначения (грузовые и легковые машины, автобус, поезд, пожарная и почтовая машины, скорая медицинская помощь, светофор, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщика); кубики, мозаики, плакаты; сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации; атрибуты для сюжетно-ролевых игр в регулировщиков, водителей и пешеходов.
В работе с детьми применяю настольно-печатные игры, макеты «Перекресток», что существенно облегчает работу по ознакомлению детей с правилами дорожного движения : на макете дети моделируют опасные и безопасные ситуации на дороге.
С целью обогащения опыта детей старшего дошкольного возраста в течение года организуются целевые прогулки и экскурсии по улицам. Дети наблюдают, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, как работают светофоры. Внимание детей фиксируется на разные погодные условия, из-за которых может произойти дорожно-транспортное происшествие (гололед, дождь, туман). На участке детского сада в летнее время с помощью родителей воспитанников оборудуется пешеходная дорожка с «островками безопасности», на которой дети закрепляют знания о ПДД. Представления, полученные на целевых прогулках, закрепляются в процессе организованной образовательной деятельности: дети рисуют, выполняют аппликацию, строят из напольного конструктора улицы и обыгрывают разные ситуации. Воспитанники участвуют в праздниках и развлечениях по правилам дорожного движения. В играх и развлечениях дети легко и быстро запоминают то, что может показаться им скучным и неинтересным. Несомненно, постоянно поддерживаем контакт с семьей. Единые требования, предъявляемые к детям со стороны воспитателей и родителей, будут способствовать успешному овладению детьми азбукой дорожного движения.
В работе с родителями используем такие формы: информационный стенд, папки-передвижки, родительские собрания, беседы с участием педагога - психолога, («Для чего нужны правила дорожного движения», «Дисциплина на улице - залог безопасности пешеходов», «Типичные случаи детского травматизма, меры его предупреждения», мастер - классы, на которых родителей знакомим с объемом предлагаемых для детей знаний и умений. Систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей, партнерские отношения с родителями дают положительные результаты.
Диагностика знаний по правилам дорожного движения и безопасному поведению показывает, что 95% детей хорошо усвоили дорожные знаки, знают правила перехода дороги со светофором и без светофора, знают правила поведения пассажиров на транспорте.
.