марина кожушная
Система работы психолога по развитию познавательной сферы с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Ленинградский областной
Система работы психолога по развитию познавательной сферы с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста.
Публикация «Система работы психолога по развитию познавательной сферы с детьми ОВЗ старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью изучения особенностей организации работы с психолога со старшими дошкольниками с ОВЗ в аспекте развития их познавательной сферы.
Особенности работы с этой категорией детей связана с важностью разработки комплексного подхода, комплексной реабилитационной помощи, основанной на многоуровневом взаимодействии организаций, реализующих психолого-педагогическую, социальную и медицинскую помощь детям и их семьям.
Развитие познавательной сферы старших дошкольников с ОВЗ является важной задачей современной системы образования, так как в настоящее время существует ряд проблем в обеспечении комплексного подхода к методологии и технологии разработки психокоррекционных занятий с данным контингентом детей. Зрелость когнитивных способностей приобретает в этом возрасте острую актуальность, в связи с предстоящим включением ребенка в учебную деятельность с ее особыми требованиями к сформированности мыслительных операций.
Для реализации комплексного подхода в психологическом сопровождении ребенка необходимо знать психолого-педагогическую характеристику детей с ОВЗ, основные направления и формы деятельности психолога, учитывать принципы этапности и преемственности, для обеспечения грамотного, научно обоснованного воздействия. Особое значение уделяется не только индивидуальным формам работы с ребенком, но и организации совместной продуктивной деятельности в системе «Психолог - родители - ребенок», так как семья является главной реабилитационной структурой, обладающей потенциальными возможностями к созданию благоприятных условий для развития и воспитания ребенка.
Поэтому целью данной работы является изучение особенностей организации комплексной деятельности психолога по развитию познавательной сферы старших дошкольников, имеющих ограниченные возможности здоровья.
Задачи:
- рассмотреть социально-психологическую характеристику целевой группы;
- проанализировать виды и формы деятельности психолога с детьми с ОВЗ.
- выявить наиболее эффективные направления и методы работы по развитию познавательной сферы старших дошкольников, имеющих ограниченные возможности здоровья.
Дети с ОВЗ, за счет наличия нарушений в развитии слуха, речи и т. д. проявляют недостаточную сформированность познавательных процессов (в соответствии с возрастными нормами). На формирование высших психических функций негативно сказывается взаимосвязь физических и психических факторов. Например, уже доказана взаимосвязь между моторной неловкостью и нарушениями в речевом развитии детей с ОНР. Поэтому так важно при развитии познавательной сферы старшего дошкольника с ОВЗ учитывать взаимосвязь умственного, физического и психического развития ребенка.
Когнитивная сфера старшего дошкольника содержит сумму познавательного опыта ребенка, которую следует рассматривать как «структурированную совокупность всех представлений и знаний детей, способов и мотивов их умственной деятельности» [2]. Для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, характерен ряд особенностей познавательной сферы, которые представлены в таблице 1.
Таблица 1
Психолого-педагогические характеристики детей
Психические явления/ психологические качества Основная характеристика Проявления в поведении
Особенности восприятия низкий уровень развития восприятия, темп восприятия замедлен, объем узкий. Трудности восприятия пространства и времени. Необходимо более длительное время для приема и переработки сенсорной информации
Темп выполнения заданий очень низкий
Особенности мышления Все мыслительные операции недостаточно сформированы.
Некритичность мышления.
Слабое развитие словесно-логического мышления
Часто дети не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.
Наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое
Внимание Низкий уровень свойств внимания:
неустойчивое, рассеянное. Переключаемость внимания замедлена. Дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.
Память Ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной. Воспроизведение информации носит бессистемный характер. Преобладает механическая над логической, наглядная над словесной
Познавательная активность снижена Замедленный темп переработки информации. недостаточно сформированы операционные компоненты учебно-познавательной деятельности
Общение Недостаточно развиты навыки и потребности в общении Потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми снижена
Особенности игровой деятельности Игра не сформирована Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны
Речь Имеются нарушения речевых функций Часто все компоненты языковой системы не сформированы. Трудности в понимании инструкций
Работоспособность низкая Не способен к длительным нагрузкам в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.
Поведение Произвольное поведение не сформировано Расторможенность влечений, учебной мотивации.
Личностные Особенности Неустойчивость эмоционально-волевой сферы Низкая самооценка, Повышенная тревожность, инфантилизм
Таким образом, судя по данным таблицы, у детей с ОВЗ замедлено развитие познавательных процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения, наглядно-образного мышления. «Oни быстро устают на занятиях, у них ограничен запас знаний и представлений об окружающем мире, недоста- точно сформированы операционные компоненты учебно-познавательной де- ятельности, а также эмоционально-волевая сфера» [1].
Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).
Таким образом, в системе деятельности психолога особое значение приобретает психодиагностическая работа по выявлению недостатков в когнитивном развитии ребенка в зависимости от имеющихся у него ограничений по здоровью.
Обязательным условием психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ является коррекционно-развивающая работа, а также постоянное сопровождение образовательного процесса в условиях интеграции. Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется поэтапно.
Работа психолога со старшими дошкольниками осуществляется с учетом вышеперечисленных недостатков развития когнитивных функций и направлена на решение ряда задач:
- Проведение соответствующей психодиагностической работы на выявление основных проблем в функционировании когнитивных способностей ребенка;
- разработка программ развития познавательной сферы с прицелом на формирование высших психических функций, с учетом индивидуальных возможностей и потенциальных трудностей каждого ребенка;
- повышение мотивации к предстоящей учебной деятельности, способности к преодолению трудностей;
- интенсивное развитие познавательных функций дошкольника в ходе игровой и психокоррекционной деятельности;
- развитие «тактильной» чувствительности ребенка как фундамента «ручного» интеллекта;
Для решения поставленных задач психологи используют богатый арсенал средств: от традиционных психокоррекционных занятий с детьми до инновационных тренингов в рамках арт-терапии и арт-педагогики.
Для детального анализа современных направлений в системе работы психолога по развитию познавательной сферы старших дошкольников ОВЗ, нами были рассмотрены варианты развивающих программ практикующих практических психологов.
В исследовании Золотаревой Ю. М. показаны возможности организации психокоррекционных занятий с детьми с ОВЗ с применением песочной терапии. Благодаря такому подходу становится возможным интенсивное и гармоничное развитие ведущих познавательных психических процессов, а также формирование соответствующих личностных качеств: мотивации, уверенности и адекватной самооценки.
В таблице 2 показаны основные характеристики данного игрового метода.
Таблица 2
Характеристики психокоррекционных занятий в рамках песочной терапии
Виды игр в песочной терапии Навыки и эффекты Преимущества метода
1. Обучающие игры с направленностью на развитие познавательной сферы ребенка (лепка, скульптура, работа с предметами и т. д.).
2. Познавательные игры.
3. Проективные игры, проводимые с целью психодиагностики и выявления направлений психокоррекции. - игровая форма, соответствующая ведущему типу деятельности;
- сочетание нескольких форм художественного творчества;
- отсутствие требований к специальным умениям;
- свободное и защищенное пространство для развития дошкольника. Обогащение словарного запаса;
-развитие связной речи;
- творческое рассказывание;
- развитие памяти, мышления, внимания;
- мягкая коррекция психоэмоционального состояния
Достижение развивающего эффекта достигается в данной программе благодаря широкому применению упражнений на развитие мелкой моторики рук, например, «Песочные секреты», рисования природными материалами, лепка из мокрого песка и многое другое.
Интерес представляют и другие авторские программы психологов, способствующие реализации комплексного, системного подхода к развитию познавательной сферы дошкольника с ОВЗ.
Такие программы отличает их инновационный характер, сочетание нескольких видов творческой деятельности и психокорреционных занятий с детьми. Так, в программе Ухановой А. В. с соавторами, представлена система работы с детьми с ОВЗ, целью которой является формирование у детей «созидательного отношения к миру для успешной интеграции в общество» [6]. Программа имеет символическое название: «Мой дом -моя планета». Анализ основного содержания, представленного в программе дан в таблице 3.
Таблица 3
Анализ содержания программы: «Мой дом -моя планета».
Цели программы Виды деятельности Содержание этапов программы
Социальные: обеспечить включение детей в социокультурную среду как ее равноправных участников. Совместная творческая. Игровая деятельность родителей с детьми 1 Стартовый этап : творческий проект на основе семейного фото; создание песочных картин и т. д.
Психологические :
Развивать творческую активность и познавательную сферу дошкольников. Психокоррекционные и тренинговые занятия под руководством психолога 2. Основной этап: 1) созидательная деятельность:
-постройка дома в природной среде, создание арт-объектов: кормушек для птиц, народных кукол.
2)использование развивающей игротеки на психокоррекции;
3) иппотерапевтические занятия.
Таким образом, в ходе творческого сотрудничества детей и их родителей в специально организованных условиях, дошкольники с ОВЗ имеют возможность в увлекательной игровой, тренинговой форме ряд умений, прямо или косвенно влияющих на формирование когнитивных способностей, их совершенствование.
Активизация воображения, правополушарного мышления происходит при выполнении ряда арт-терапевтических заданий (рисуночная деятельность разными материалами, участие в тренингах по изготовлению арт-объектов, экскурсий, привлечении музыкальной терапии, изготовлении семейных талисманов, конструировании дома своей мечты и т. д. В результате совместной творческой работы над изготовлением открыток, домов, кормушек возникает актуализация конструктивной деятельности, что включает понимание и представление детьми цели, средств и плана осуществления предстоящего или выполненного действия. Это имеет большое значение для формирования умственных действий. Дети старшего дошкольного возраста с ОВЗ, при помощи родителей и под руководством психолога вырабатывают умения «действовать в определенной последовательности при решении задач различного типа, то есть выполнять их в соответствии с заданным алгоритмом действий». [5].
Значимую роль в развитие познавательной сферы изучаемого контингента детей вносит привлечение ряда визуальных средств, в том числе природных материалов. Таким образом, психолог создает оптимальные условия для развития творческой активности детей, стимулируя нужную мотивацию и развитие мыслительных операций.
Таким образом, система работы психолога должна проводиться в рамках комплекса мероприятий, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении. Необходимо учитывать приоритетные направления развития дошкольника. Так, в системе дошкольного образования ведущим направлением работы будет «ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, обеспечение готовности к школе» [3].
Основные формы работы психолога по помощи семьям, воспитывающим ребенка с ОВЗ, представлены в таблице 3.
Таблица 4
Формы и содержание работы психолога
Форма работы Содержание работы
1. Психолого-педагогическое просвещение родителей Своевременное информирование об особенностях развития психики ребенка, характеристика уровня актуального развития, обоснование необходимости специальных коррекционных занятий
2. Разработка комплекса психологического сопровождения в образовательном учреждении Рекомендации по созданию предметно-развивающей среды
3. Индивидуальная работа с ребенком Разработка и реализация индивидуальных коррекционно-развивающих программ (в сотрудничестве с другими специалистами)
2. Психологическое просвещение педагогов Раскрытие «слабых» и «сильных» сторон когнитивного и личностного развития ребенка, определение способов компенсации трудностей, выработка наиболее адекватных путей взаимодействия педагога с ребенком при фронтальной и индивидуальной формах организации образовательной деятельности.
Таким образом, изучив содержание работы по развитию познавательной сферы старших дошкольников, имеющих ограниченные возможности здоровья, мы можем сформулировать ряд выводов:
1) Система работы психолога по развитию познавательной сферы ребенка включает в себя несколько направлений: психодиагностическое, психокоррекционное, консультационное.
2) Формы работы психолога включают в себя огромный арсенал средств, особое значение среди которых приобретают арт-терапевтические занятия и упражнения, а также совместная созидательная, творческая деятельность с родителями.
3) Для достижения комплексного воздействия на развитие познавательной сферы дошкольника с ОВЗ необходимо организовать соответствующие психолого-педагогические условия, включающие профессиональные и слаженные действия педагогов. психологов, родителей и детей.
Список литературы:
1. Аксенова, Я. С. Особенности коррекционной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья// Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2014. № 5-6. С. 15-17.
2. Бабич Е. Г., Савченко Д. В. Когнитивная сфера и интеллект у дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью //Научный альманах. 2015. № 9 (11). С. 1401-1404.
3. Лизунова, Г. Ю. психолого-педагогическое сопровождение детей инвалидов// Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества: Сборник научных трудов. - 2017. С. 312-317.
4. Нифонтова А. А., Гаршина Е. И. Социализация детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования// Новая наука: проблемы и перспективы. - №115.- 2016.- С. 74.
5. Ремезова,Л. А. Когнитивная визуализация как средство амплификации развития дошкольников с нарушением зрения в конструктивной деятельности//Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, №2(29)Психология. -2017, С. 47.
6. Уханова А. В. Программа реабилитационной лагерной смены для детей с ограниченными возможностями здоровья, их родителей «Мой дом-моя планета»// Исцеляющее искусство. -2016. № 2. С. 42-45.