Ольга Крюкова
Развитие речевых, творческих способностей в театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
наиболее доступная ребенку деятельность
и интересный для него способ переработки
и выражения впечатлений, знаний, эмоций»
(А. В. Запорожец.)
Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании
новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является
Публикация «Развитие речевых, творческих способностей в театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
развитие речевых, творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес педагогов во все времена. Так как сегодня существует социальный заказ на творческую личность, я в своей педагогической деятельности уделяю большое внимание этой проблеме.
У каждого ребёнка есть потребность в творческой деятельности.
В детстве ребёнок ищет возможности реализовать свой потенциал и именно
через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность. Для
ребёнка творить - это не обязательно создавать новое, это скорее –выражать
себя. Любое творчество для него - больше процесс, чем результат. В ходе
этого процесса он лучше расширяет свой опыт, радуется общению, начинает
больше доверять себе. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие,
как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи
и зависимости - что в совокупности и составляет творческие способности.
Театральная деятельность требует от детей : внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения
действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него,
живя его жизнью. Я пришла к выводу, что если в работе с детьми
дошкольного возраста я буду использовать театральную деятельность, то
формирование творческих способностей произойдет быстро и эффективно.
Исходя из выше изложенного, я определила главную цель своей работы
способствовать развитию творческих способностей дошкольников через
вовлечение их в театрализованную деятельность.
Я поставила перед собой следующие задачи: развивать творческие способности, речь, артистические способности.
За основу были взяты следующие принципы: содержательность форм работы, разнообразие тематики и методов работы включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно–ролевые, максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения театрализованной деятельности, сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми, наличие хорошо организованной предметно–пространственной среды в группе, содержащей различные виды театров, уголок ряженья, театральную библиотечку и т. п. В группе, я решила объединить театрализованный уголок и «ряженья». В нем я разместила костюмы (лисы, поросят, Петрушки, Буратино, элементы костюмов (жилеты, платки, фуражки, шляпы, аксессуары (очки, ушки животных на ободке, украшения). В театрализованном уголке куклы Би-ба-бо («Бабка», «Внучка», «Солдат», коза, бык, ёж, обезьяна, наборы кукол к сказкам («Три поросёнка», «Колобок»). Настольные театры : «Бобовое зернышко», «Семеро козлят», набор животных для па пальчикового театра. Родители из ДВП сделали большого размера избушку, а так же декорации.
Использование театрализованной деятельности в воспитании детей дошкольного возраста заключается в том, что она является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Она доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой.
Театрализованная деятельность — важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет мне через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.
Театральное искусство, обладает большими возможностями воспитания у детей желания не только потреблять, но и творить, смотреть и видеть, образно мыслить, слушать и слышать. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Поэтому особое значение в дошкольном воспитании можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать речь ребенка.
Для того, чтобы добиться результатов в деятельность детей я вводила различные игровые упражнения, которые помогли ребятам развитию речи, познавательный интерес, расширили знания детей об окружающем мире. Прежде всего, это игры, упражнения и этюды, направленные на подлинность и целесообразность действия в предлагаемых обстоятельствах, т. е. в придуманной ситуации.
Игры на превращения научили ребят выразительности, умению оживлять фантазию и воображение. Чтобы движение доставляло удовольствие исполнителю и нравилось зрителям, нужно научиться владеть своим телом, например, произвольно напрягать и расслаблять мышцы, свободно и непроизвольно пользоваться движениями рук. Выразительными должны быть так же кисти и пальцы. Музыкальное сопровождение подбирается соответственно содержанию игр.
Маленький ребёнок, который едва научился осмыслять окружающую его жизнь, охотно демонстрирует, как прыгает зайчик, или белочка, как скачет лошадка, или передвигается косолапый медведь.
И в этом немаловажная роль принадлежит кукольному театру. Он развлекает и воспитывает детей, развивает их фантазию, учит сопереживать происходящему, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает его уверенность в себе. Для того чтобы превратить театральные занятия в увлекательный творческий процесс, необходимо органически сочетать эстетическое воспитание с развитием практических навыков работы с куклой.
Дети охотно используют театральные игрушки – персонажи в свободной деятельности : отправляют своих героев для строительства замков для хитрой лисы или ёжика, готовят для них обед. Ребята очень любят самостоятельно воспроизводить известные сюжеты сказок, переигрывают их на свой лад, придумывают свой конец сказки. В своей работе стараюсь как можно больше использовать словесных игр, игр с пальчиками, игр – драматизаций, построенных на диалоге нескольких персонажей.
Основной акцент в организации театрализованной деятельности делаю не на результат в форме внешней демонстрации театрального действия, а на организацию творческой деятельности в процессе создания спектакля. Мои дети любят распределять роли, по каким-либо качествам ребёнка и персонажа.
Подбирая материал для спектакля или инсценировки, я стараюсь учитывать возрастные особенности, возможности, знания, и умения детей, стараюсь обогащать их жизненный опыт, развивать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал.
Успешную работу с детьми по развитию творческой личности посредством театрализованной деятельности невозможно выстроить без партнёрских отношений с родителями. Родители оказывают помощь в изготовлении костюмов, разучивании ролей к спектаклю, созданию атрибутов и развивающей среды в групповом помещении. Для привлечения внимания со стороны родителей к театрализованной деятельности в группе, подготовила и провела кукольный театр «Новое приключение Колобка», где дети не только посмотрели сказку поставленную родителями, но и закрепили правила безопасного поведения. Консультации: «Театрализованная игра – источник творчества и самовыражения дошкольников», «Изготовление театральной игрушки в домашних условиях», «Кукольный театр дома».
По словам родителей, после театральных занятий их дети стали более эмоциональными, более раскрепощенными и выразительными.
Особый интерес проявляется, когда они сами играют свои роли и ждут новых репетиций
Мои наблюдения и исследования по теме «Театрализованная деятельность дошкольников» показали, что наградой для детей является торжественное представление педагогом каждого ребенка зрителям индивидуально, как главного действующего лица данного спектакля. Поэтому важнейшей частью методики работы с детьми является заключительная часть спектакля. Родители должны быть щедрыми и доставлять удовольствие детям, и наградить каждого исполнителя бурными аплодисментами.
Воспитатель и родители должны работать в тесном контакте между собой. Это необходимо, прежде всего, в подготовке к спектаклю, какому-либо празднику. Родители видят конечный результат работы воспитателя успешным, вызывающим бурю эмоций. Они непосредственно становятся помощниками и участниками творческого процесса, своего рода – творцами. При подготовке к праздникам, утренникам в сценариях, использую элементы театрализации, отрабатываю выразительное исполнение своей роли: речь, мимика, эмоции и т. д.
В результате проведенной работы по развитию творческой личности средствами театрализованной деятельности у детей появилась возможность проявить свои таланты, выдумывать, фантазировать, воплощать свои фантазии в реальные образы. Стала развиваться речь, произошло обогащение словаря, что способствовало формированию и развитию коммуникативных навыков.