Любовь Мусягина
Система работы по развитию у дошкольников речевого творчества
▼ Скачать + Заказать документы
Система работы по развитию у дошкольников речевого творчества.
Проблема развития речевого творчества в системе образования подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание философов, психологов, педагогов. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем. Так и перед нами встала задача развития речевого творчества дошкольников.
Публикация «Система работы по развитию у дошкольников речевого творчества» размещена в разделах
В дошкольной педагогике и психологии вопросам развития детского творчества в разных видах деятельности уделялось пристальное внимание (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков; Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Н. А. Ветлугина).
Исследователи Н. С. Карпинская, Л. А. Пеньевская, Р. И. Жуковская, О. С. Ушакова, Л. Я. Панкратова, А. Е. Шибицкая направляли свои усилия на изучение характера творческих проявлений детей в литературной, а также на поиски путей формирования творческих способностей ребенка, в том числе и на определение оптимальных условий для речевой деятельности детей, обеспечивающих индивидуальный подход к их творческому росту.
Изучив теоретический подход исследователей, мы выстроили собственную систему работы, которая включала в себя следующие направления деятельности:
- развитие речевого творчества дошкольников;
- просвещение родителей в развитии речевого творчества дошкольников в домашних условиях;
- проектирование развивающей предметно-пространственной среды группы, стимулирующей к речевому творчеству дошкольников.
Первое направление «Развитие речевого творчества дошкольников» включало в себя:
1) Организацию и проведение образовательной деятельности по речевому развитию с акцентом на развитие речевого творчества дошкольников, а именно использованием игр, дидактических упражнений, проблемных ситуаций, пальчиковой гимнастики на развитие словотворчества и рифмотворчества.
2) Организацию и проведение совместной деятельности с дошкольниками (проектной деятельности) в режимных моментах, например, «Добавь словечко», «Сочини сказку» «Разложи картинки» и др.
3) Создание условий для самостоятельного речевого творчества дошкольников, посредством размещения в развивающей предметно-пространственной среде группы игр и пособий на развитие речевого творчества (например, дидактическая игра «Солнышко», Дидактический кубик «Подбери по смыслу», «Словообразование» «Кто и что» «Д\ пособие «Божья коровка и др.)
В целях просвещения родителей в развитии речевого творчества дошкольников в домашних условиях было разработано второе направление деятельности, которое включало:
1) Консультирование родителей по вопросам развития речевого творчества;
2) Создание «Домашней игротеки» - это набор игр и пособий по заявленной тематике для домашнего использования (например, «Продолжи сказку», «Скажи по-другому» «Скажи какой?» и др.)
3) Мастер-класс педагогов группы по работе с пособиями, предложенными в домашней игротеке.
4) Рекомендации по расширению словарного запаса дошкольников (перечень рекомендуемой художественной литературы для домашнего прочтения, игры в дорогу.)
Третье направление работы по развитию у дошкольников речевого творчества проектирование стимулирующей развивающей предметно-пространственной включало в себя:
1) Разработку и размещение в развивающей предметно-пространственной среде группы игр и пособий на развитие речевого творчества дошкольников, домашней игротеки, консультационного материала для родителей.
2) Оформление и размещение в приемной комнате и уголке художественной литературы результатов проектной деятельности
3) Акцентирование внимания родителей и воспитанников на новиках развивающей среды.
Данная система работы позволила нам достаточно эффективно развить речевое творчество дошкольников, что просмотрелось в результатах проектной деятельности. Так воспитанники в совместной деятельности с педагогами научились рассказывать сказки, читать стихи, потешки