Елена Васильева
Проект «Система работы ДОУ по физическому развитию дошкольников с частичной реализацией гендерного подхода»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта:
В Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г. среди приоритетов в области укрепления здоровья детей и подростков ставится задача совершенствования мероприятий, направленных на развитие физической культуры, спорта и организацию досуга. Концепция развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2015 г. среди целей, задач и принципов содержит направления повышения качества физического воспитания, проведения мониторинга физической подготовленности и физического развития детей и молодёжи.
Публикация «Проект „Система работы ДОУ по физическому развитию дошкольников с частичной реализацией гендерного подхода“» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Спорт, физическое воспитание. Проекты
- Темочки
По определению Организации Объединенных Наций, именно гендерные отношения являются одной из глобальных проблем XXI века. Возрастание роли гендерных исследований в педагогике получило законодательное обоснование в указаниях комиссии по вопросам положения женщин в Российской Федерации при правительстве РФ от 22.01.2003г. и приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2003г. «Об освещении гендерного вопроса в системе образования».
В современном обществе проблема развития физических качеств детей является как никогда актуальной.
Цель: Развитие физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
Реализуя выполнение данной цели, поставили перед собой следующие задачи:
1. Способствовать развитию физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации); творчества, самостоятельности, инициативы в двигательных действиях, осознанного отношения к ним, способности к самоконтролю и самооценке.
2. Формировать у детей полоролевое поведение девочек и мальчиков в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре и в самостоятельной двигательной деятельности; ценностное отношение личности ребенка к себе как носителю гендерной информации, к представителям разных полов, выполняющих разные социальные функции в зависимости от внешних условий; интерес и ценностное отношение к физической культуре.
3. Развивать коммуникативные навыки, навыки сотрудничества и взаимоподдержки между мальчиками и девочками.
4. Воспитывать положительные нравственно-волевые качества личности ребенка в соответствии к принадлежности к полу.
5. Создавать в детском саду необходимые условия для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника.
Участники: инструктор ФК, дети старшего дошкольного возраста, музыкальный руководитель, воспитатели групп, старшая медсестра, родители воспитанников ДОУ.
Тип проекта: долгосрочный
Прогнозируемые результаты:
1. Развитие физических качеств дошкольников.
2. Воспитание детей разного пола, одинаково способных к проявлению и развитию личных склонностей, самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе, положительные нравственно-волевые качества личности ребенка в соответствии к принадлежности к полу, навыки сотрудничества и взаимоподдержки между мальчиками и девочками.
3. Повышение интереса и ценностного отношения к физической культуре.
4. Совместные усилия семьи и педагогов приведут к улучшению здоровья, физического развития детей, формированию полоролевого поведения девочек и мальчиков, интересу и ценностного отношения к физической культуре.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап: Сбор и систематизация информации: изучение литературы по развитию физических качеств детей, гендерному воспитанию.
Основной этап. Внедрение и реализация проекта: развитие физических качеств детей, частичная реализация гендерного подхода.
Заключительный этап. Аналитический: проведение диагностики физического развития и физической подготовленности детей и отдельно девочек и мальчиков, подведение итогов.
Для реализации задач в учреждении созданы оптимальные условия для сохранения жизни, охраны и укрепления здоровья детей, их физического и психического развития.
В детском саду большое внимание уделяется физкультурно-оздоровительной работе с детьми:
- Утренняя гимнастика до занятий
- Физкультурные минуты на каждом занятии
- Игры и упражнения между занятиями
- Физкультурные занятия в зале (в носках) + динамический час на прогулке 1 раз в неделю.
- Самостоятельная двигательная деятельность с разными физкультурными пособиями: утром, после завтрака, на прогулке, после сна, на вечерней прогулке
- Бодрящие, коррегирующие гимнастики после сна
- Закаливание, воздушные ванны, босохождение по массажным дорожкам
- Упражнения на профилактику плоскостопия + индивидуальная работа по коррекции плоскостопия.
Развивая физические качества - ловкость, быстроту, силу, выносливость, гибкость обратилась к разнообразию основных движений и их вариантов, что дало возможность развивать и совершенствовать эти качества. Направленное воздействие на развитие тех или иных физических качеств обеспечиваю подбором физических упражнений и методикой занятия. Физические качества совершенствую в процессе обучения движениям. Важнейшие требования к методике воспитания физических качеств в период возрастного становления организма – всесторонность воздействий, соразмерность нагрузок и функциональность возможностей растущего организма, соответствие воздействующих факторов особенностям этапов возрастного развития.
Ловкость заключается в способности быстро и правильно осваивать новые движения, а также перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Существуют два пути развития ловкости. Во-первых, ловкость возрастает при овладении новыми разнообразными движениями. Во-вторых, ловкость возрастает, если дается усложнение, новое сочетание знакомых движений, изменяются привычные условия выполнения движения. Быстрота — способность человека выполнять движения в наикратчайшее время. Данное качество развиваю в упражнениях, выполняемых с ускорением по сигналам. Гибкость — способность достигать наибольшей величины размаха (амплитуды) движений отдельных частей тела в определенном направлении. Гибкость зависит от состояния позвоночника, суставов, связок, а также эластичности мышц. Для развития гибкости нужно упражняться в растягивании мышц и связок, а также в умении напрягать и расслаблять мышцы. Равновесие — способность человека сохранять устойчивое положение. Равновесие развивается в большей степени в упражнениях, выполняемых на уменьшенной и приподнятой площади опоры (катание на коньках, велосипеде, ходьба, бег по скамейке, также в упражнениях, требующих значительных усилий, чтобы сохранить устойчивое положение тела (метание на дальность, прыжок в длину с места и с разбега и др.). Сила — степень напряжения мышц при их сокращении. Развитие способности к проявлению мышечных усилий является важным условием развития двигательных умений, т. к. многие из них требуют уже относительно развитой мышечной силы – бег, прыжки с места и с разбега, метание, лазанье. Упражнения для развития силовых способностей делятся на 2 группы: с сопротивлением, которое вызывает вес бросаемых предметов и выполнение которых затрудняет вес собственного тела (прыжки, лазания, приседания). Выносливость - способность к длительному выполнению какой-либо работы без заметного снижения ее эффективности. Для развития выносливости большое значение уже в дошкольном возрасте имеют волевые качества, стремление проявить максимум способностей, быть настойчивым, пересилить ощущение усталости.
Развиваем физические качества в ходе следующей деятельности:
1. Утренняя гимнастика до занятий поднимает эмоциональный и мышечный тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у детей начинать день с утренней гимнастики. Утреннюю гимнастику проводим ежедневно до завтрака в течение 6-10 мин. на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических и погодных условий).
2. Непостедственно-образовательная деятельность по физическому развитию в спортивном зале и на прогулке. Проводим следующие типы физкультурных занятий:
- Классические занятия (по схеме: вводно-подготовительная часть, основная, заключительная части).
- Игровые занятия (с использованием игр: народные подвижные игры, игры-эстафеты).
Занятия тренировочного типа (ходьба, бег, строевые упражнения, спортивные игры, упражнения в лазании, упражнения с мячом и т. д.).
Сюжетные занятия - комплексные (объединенные определенным сюжетом, спортивное ориентирование, с развитием речи, с викторинами и т. д.).
3. Подвижные игры (сюжетные и бессюжетные; элементы спортивных игр - волейбол, баскетбол, футбол, хоккей; по признаку преобладающего вида движений (бег, прыжки, метание и др.) и по степени вызываемого у детей мышечного напряжения (большой, средней и малой подвижности).
4. Летние и зимние забавы на прогулках.
Летние игры--забавы: игры (с мячом, на асфальте, с песком и водой, соревнования, элементы спортивных игр, с музыкальным сопровождением (хороводы, пение, танцы.); русские народные игры («Лапта», «Ловушки», «Жмурки» и т. д.); метание (попади в кольцо, метание дисков, набрасывание колец, «Кто дальше бросит?» и др.); соревнования; прыжки (через скакалку, прыгалка-резинка, попрыгунчики, чехарда, прыжки в длину с разбега, с высоты, из обруча в обруч и т. д.); игры и упражнения на равновесие (ходьба по скамейке, бревну, «Кто дольше простоит на одной ноге?»).
Зимние игры-забавы: катание на лыжах и санках, с горки, по ледяным дорожкам, игры в снежки и др.
- Спортивные упражнения (катание на велосипеде, на самокате).
5. Занятия, проводимые под аккомпанемент музыкального работника.
Воспитание и обучение ребенка в соответствии с его полом стало актуальной задачей сегодняшнего дня.
Полоролевой подход в образовании представляет собой традиционную систему взглядов на предназначение мужчины и женщины в обществе в соответствии с их биологическими характеристиками, воспитание мальчика и девочки соответственно тем нормам, требованиям, стандартам, которые предъявляет общество к человеку культурно-исторически. Полоролевой подход больше опирается на физиологические различия между мужчиной и женщиной. Сегодня сторонники биологической обусловленности полового поведения чаще всего сосредоточивают свое внимание на данных нейропсихологии и психофизиологии, говоря о специализации полушарий головного мозга. Известно, что в головном мозге наличествует межполушарная асимметрия, в результате которой левое полушарие отвечает за речь и эмоции, а правое — за математические и пространственные способности. Распространены взгляды, согласно которым «типичные» девочки обладают доминирующим левым полушарием, а «типичные» мальчики — правым. Однако следует помнить, что людей с полным преобладанием какого-либо полушария практически не существует (кроме случаев патологии, а полушария работают во взаимодействии. Наконец, по исследованиям А. И. Захарова, каждый третий ребенок вообще не имеет доминирования ни одного из полушарий. Поэтому данные о биологической «обусловленности» и «врожденности» различий достаточно относительны. На основании многочисленных исследований ученые пришли к выводу, что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя, и ввели использование междисциплинарного термина «гендер».
Гендер (англ. gender, от лат. gender «пол») – социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности, и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).
Современные приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются в изучении потенциала партнёрских взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитании человеческого в женщине и мужчине, искренности, взаимопонимании, взаимодополнимости.
Гендерное воспитание рассматривается как комплексная психофизиологическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты.
Следует отметить, что современная ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим и т. п., но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умения прийти на помощь.
Что может предложить гендерный подход?
- дополнение зон самореализации детей (например, поощрение девочек к занятиям спортом, а мальчиков – к самообслуживанию;
- организация опыта равномерного сотрудничества мальчиков и девочек в совместной деятельности;
- снятие традиционных культурных запретов на эмоциональное самовыражение мальчиков, поощрение их в выражению чувств;
- создание условий для получения девочками опыта самопоощрения и самооценки (например, технология дневника с фиксированием успехов в форме рисунков);
- привлечь обоих родителей (а не только матерей) к воспитанию детей.
Гендерный подход в образовании опирается на следующие принципы:
- отказ от дифференцированных по половому признаку воспитательных влияний; нейтрализация и смягчение социально обусловленных различий между лицами женского и мужского пола;
- отсутствие ориентации на их «особое предназначение» и признание взаимозаменяемости женских и мужских социальных ролей;
- реализация идей гендерного равенства;
- обеспечение каждому ребенку свободы выбора, поощрение его индивидуальных интересов и предпочтений;
- создание условий для возможности быть разными и девочкам и мальчикам.
- воспитание гендерно-несхематизированных детей.
Особенности развития движений у дошкольников в зависимости от пола одной из первых исследовала Е. Г. Леви-Гориневская. Ею были получены данные, свидетельствующие об отставании девочек от мальчиков по результатам выполнения большинства контрольных упражнений.
В ходе дальнейших исследований ученые приходят к выводу о превосходстве мальчиков в уровне развития основных движений и физических качеств над девочками (средние результаты мальчиков в беге, прыжках и метаниях превышают результаты девочек; девочки же выполняют лучше мальчиков упражнения на гибкость и равновесие, о различиях их двигательной активностью в повседневной жизни и интересом к физическим упражнениям, подвижным играм, и необходимости дифференцированного подхода к ним в процессе физического воспитания.
Ученые С. Ярнесакс, Э. Ю. Пээбо, Э. С. Вильчковский выявили, что в процессе игр у мальчиков большее место занимают движения скоростно -
силового характера (бег, метание предметов в цель, на дальность, лазание,
борьба, спортивные игры). Девочки любят игры с мячом, скакалкой, лентой.
По данным Э. С. Вильчковского, девочки по сравнению с мальчиками характеризуются: большой частотой движений кистью руки; более высокими результатами во всех упражнениях, характеризующих проявление ловкости; большей гибкостью в поясничном и тазобедренном суставах; большими результатами в прыжках в длину с места толчком одной ноги. У мальчиков по сравнению с девочками: большая скорость бега, на дистанциях 10, 20 и 30 м; большая выносливость к статическим усилиям; выше результаты в метаниях набивного мяча массой 1 кг.
У мальчиков лучше развита первая сигнальная система. Гормон тестостерон тормозит развитие центра головного мозга, отвечающего за развитие речи. Поэтому, когда мы просим мальчика дать оценку движению, что очень важно в интеллектуальном развитии, то речь его отрывиста, он помогает себе жестами. У девочек же вторая сигнальная система раньше становится ведущей, поэтому девочки лучше воспринимают словесные пояснения. Мальчики более уверенно ориентируются в новой обстановке, но меньшее значение отдают подчинению правилам, они менее терпеливы и аккуратны. Девочки же очень стремятся подчиняться правилам, которые введены, тщательно планируют свою деятельность.
Занятия физическими упражнениями занимают одно из ведущих мест, т. к. имеют большие возможности для формирования мужественности у мальчиков и женственности у девочек.
Осуществляем гендерный подход в образовательной деятельности по физической культуре по следующим направлениям:
1. Учет возрастных особенностей в формировании и совершенствовании двигательных способностей, физических качеств, двигательных навыков и умений у мальчиков и девочек с целью получения максимальных результатов при минимальных физических и психических затратах.
2. Осуществление общей физической подготовки без разделения по половому признаку. Разница проявляется лишь в дозировке нагрузки в упражнениях на выносливость, в характере и величине мышечных усилий и т. п. Раздельная программа для мальчиков и девочек основана на использовании разных видов спортивных игр и упражнений, игр соревновательной направленности (с преимущественным развитием определенных физических качеств).
3. Предъявление разных требований к выполнению одних и тех же движений: четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий (для мальчиков); пластичности, выразительности, грациозности (для девочек).
4. Построение соответствующей развивающей среды.
Мотивация для предоставления равных возможностей в физическом воспитании
- игровая (стимулирует детей, если в содержание включены способы построения).
- личная заинтересованность детей к деятельности (предлагая сделать что-то в подарок или для игры).
- общение детей со взрослыми (будет стимулировать детей в том, случае, если воспитатель сумеет убедить девочку или мальчика, что без их помощи ей не обойтись).
Формы работы:
- Непосредственно-образовательная деятельность по формированию гендерной, семейной и гражданской принадлежности «Есть такая профессия – Родину защищать», «Русские богатыри – защитники Отечества», «Будем в Армии служить» (по образовательным областям «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество») ;
- Подвижные, сюжетно-ролевые игры;.
- Развлечения, досуги, праздники;
- Тренинги, педагогические ситуации «Обратись ко мне по имени», «Поможем девочкам» и т. д. ;
- Беседы на тему полового воспитания «Мои достоинства», «Мои таланты», «Мои недостатки»… ;
- Инсценировки, театрализованные представления;
- Разрешение различных проблемных ситуаций «На какого сказочного героя я похож (похожа?»;
- Конструктивные игры, поисковая деятельность.
Достаточно эффективной является организация работы с подгруппой детей (по половому признаку) на прогулке и в другие режимные моменты в форме подвижных игр, игровых упражнений и заданий.
Методические приемы выбираю в соответствии с программным содержанием двигательного материала, возрастными и типологическими особенностями, степенью владения движениями, общим развитием ребенка.
Применяю следующие методические приемы для учета половых особенностей дошкольников:
Подбор упражнений, и оборудования для мальчиков и девочек. Предлагаются разные упражнения для мальчиков и девочек. Например: используются разные по весу мячи; девочкам ленты, мальчикам утяжелители; мальчики работают на канате или отжимаются, а девочки с лентами, обручем. В упражнениях для развития и укрепления мышц плечевого пояса использовать различные предметы (для мальчиков – набивные мячи, кегли, гантели; для девочек – скакалки, ленточки, обручи).
Различия в дозировке. Например, мальчики отжимаются 10 раз, а девочки -5раз.
Различия в обучении сложным двигательным движениям. Метание на дальность легче даётся мальчикам и наоборот, прыжки на скакалке - девочкам.
Распределение ролей в подвижных играх (мальчики – медведи, а девочки - пчёлки).
Различия в оценке деятельности (Для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как.).
Расстановка и уборка инвентаря: девочки всегда убирают мелкий и легкий инвентарь, мальчики совместно убирают тяжелый.
Нормирование физической нагрузки: различная дозировка, продолжительность. (Например: девочки выполняют задание 5 раз, мальчики до 10).
Учет двигательных предпочтений детей. Мальчикам предлагать больше упражнений скоростно-силового характера (бег, метание в цель, вдаль, лазание, прыжки). Девочкам – упражнения в равновесии, гибкости, с мячами, лентами, упражнения с мячом и скакалкой, танцевальные движения.
Участие детей в играх и соревнованиях. В дошкольном возрасте игра является основным видом детской деятельности. Именно в сюжетно - ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью. В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движениями. Поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков мы уделяем особое внимание. Мальчики любят играть на улице, в большом пространстве, большими группами. Предпочитают спортивные игры и соревнования, длительные по времени. Девочки любят играть в помещении, в небольшом пространстве, малыми группами. В игре сотрудничают друг с другом.
Различия в требованиях к качеству выполнения заданий. От мальчиков добиваться четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий. От девочек – пластичности, выразительности, грациозности движений.
Музыка – одно из средств формирования гендерного поведения детей. На физкультурно - музыкальных занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах деятельности. В музыкально - ритмических движениях используем дифференцированный подход: мальчики разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости (наездники, бравые солдаты). У девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами). Песни и игры о мальчиках и девочках способствуют развитию представлений ребёнка о своём поле.
Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей должно помочь ребенку осознать себя представителем определенного пола. Необходимо создать условия направленные на формирование таких качеств личности, которые позволяют быть успешным в современном обществе.
В практической деятельности, в различных ситуациях у ребенка следует формировать гендерные представления на основе моделей поведения характерных для его пола.
Модель поведения для мальчиков.
Маше не хватило места на скамейке. Как ты будешь действовать? У воспитателя рассыпались мячики. Как ты будешь действовать?
Модель поведения для девочек.
Воспитатель предлагает помочь, навести порядок и поиграть. Что выполнить сначала?
В установке и уборке физкультурного оборудования необходимо разделять роли детей. Мальчики и девочки выполняют разные поручения. Такая совместная деятельность развивает нравственные качества, характерные для мальчиков и девочек. Мальчики вместе с воспитателем убирают более тяжелый инвентарь и спортивное оборудование, а девочки более легкое. Давая детям поручения, следует комментировать их. Мальчики сильнее девочек, поэтому помогут убрать деревянную доску и скамейку. Девочки помогут навести порядок. Маша аккуратно сложит платочки в коробку, а Даша уберет обручи.
Как воспитывать гендерно не схематизированных детей?
Сандра Липсиц Бем предлагает две стратегии:
Первая стратегия состоит в том, чтобы обучить детей различиям между полами, но без втягивания этих различий в ассоциативные сети, связанные с культурными определениями пола. При этом необходимо одновременно и тормозить знания детей о культурных представлениях о поле, и обеспечивать детей биологическими определениями пола. Т. е. объяснить детям различия между полами не на основе внешних признаков (одежда, стиль поведения, а на основе биологических факторов. Объясняя детям, что мужчины и женщины имеют анатомические и репродуктивные различия, родители ограничивают функциональную значимость пола и тем самым тормозят процессы гендерной схематизации.
Вторая стратегия состоит в том, чтобы дать детям альтернативную или «разрушительную» схему, с помощью которой они смогли бы интерпретировать и расшифровывать культурные понятия о поле, вместо того, чтобы обучаться им (они будут перерабатывать социальную информацию и интерпретировать культурные ассоциации, когда культура им их предложит).