Валерия Мазова
Рабочая программа. «Развитие речевого творчества дошкольников с использованием песочных планшетов со светодиодной подсветкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речевого творчества дошкольников с использованием песочных планшетов со светодиодной подсветкой
Содержание:
1. Целевой раздел….3
1. 1 Пояснительная записка…3
1.2 Цель рабочей программы…. 7
1.3 Задачи рабочей программы…. 7
1.4 Принципы и подходы в организации образовательного процесса…. …7
1.5 Организация работы в песочном планшете…8
1.6 Планируемые результаты освоения Программы…9
2. Содержательный раздел…10
3. Организационный раздел….16
Приложение. ….17
1. Целевой раздел
Публикация «Рабочая программа, „Развитие речевого творчества дошкольников с использованием песочных планшетов со светодиодной подсветкой“» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная фантазия. Программы для дошкольников
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
1.1 Пояснительная записка
Нормативные документы, регламентирующие составление рабочей программы :
Федеральный уровень
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Постановление главного государственного санитарного врача «Об утверждении СанПин2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организаций»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ об утверждении ФГОСДО;
- Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательная программа ДО».
Локальные акты
- Устав МБДОУ Д/с № 73 – ЦРР;
- ООП ДО МБДОУ Д/с № 73 – ЦРР.
«Путь к умной, светлой голове лежит через руки»
Любина Г. А. доктор педагогических наук
В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования "Речевое развитие" выделена как основная образовательная область. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связанно формирование как личности в целом, так и всех психических функций в целом. В этой связи развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.
Особую роль в речевом развитии дошкольника играет творчество. Авторы федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования впервые ввели понятие «развитие речевого творчества» дошкольника.
«Речевое творчество дошкольника» - это речевая деятельность ребенка, связанная с восприятием литературного образа, с внутренней и внешней интерпретацией его свойств, с созданием нового словесного образа.
Наиболее известные и исследованные виды речевого творчества – это словотворчество, творческое рассказывание, сочинение сказок, поэтическое творчество. Виды речевого творчества показывают нам сложность, как в содержании, так и в способах его формирования и развития.
Сложность и многообразие задач речевого развития предполагает и достаточное разнообразие форм работы, учитывая интересы и потребности самих детей.
Одним из приемов, направленных на создание условий для речевого творчества детей, является организация работы с использованием песочных планшетов со светодиодной подсветкой.
В своей работе я использую метод песочной терапии. Песок является природным материалом, с которым ребенок привыкает манипулировать с самого раннего возраста. Песочница – это маленькая модель окружающего мира. Во время игры с песком ребенок может выразить свои чувства и переживания.
В основе песочной терапии положены представления о тесной взаимосвязи между мелкой моторикой и развитием полушарий головного мозга у детей. Развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие его речи. Метод песочной терапии базируется на сочетании не вербальной (процесс построения рисунков, городов, миров и тд.) и вербальной экспрессии (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающий смысл композиции). При любом взаимодействии с песком используются обе руки, порой одновременно, благодаря чему идет благотворное влияние на развитие правого и левого полушария, а так же их взаимодействие.
В чем же заключается суть именно песочного планшета со светодиодной подсветкой. Используя песочный планшет со светодиодной подсветкой можно чередовать формы работы определенным образом в песочнице или на световом столе с песком. Говоря о занятиях на световом столе для рисования песком, сюда можно добавить обострение тактильных ощущений, тренировку осязания. Световой стол безопасен для зрения, а сама светодиодная подсветка работает от напряжения 12 Вольт, что не способно нанести вред. Использование светового стола является чем - то новым и необычным для детей и ребенок с радостью погружается в занятие.
Песочный планшет (интерактивная песочница) – уникальное оборудование, которое позволяет ребенку в игровой форме развивать познавательные процессы (память, внимание, мышление, воображение, навыки конструктивного общения и саморегуляции. Это соответствует возрастным нормам дошкольного детства, так как ведущей деятельностью в этот период является игровая. Таким образом, занятия в интерактивной песочнице помогают ребенку всесторонне развиваться ( так как в процессе игры задействованы все анализаторные системы ребенка: зрение, слух, осязание). Чем полезны игры с песком?
• Развивают восприятие, мышление, память, внимание, речь, навыки самоконтроля и саморегуляции, творческое мышление, воображение и фантазию;
• Формируют у ребенка представления об окружающем мире;
• Развивают мелкую моторику, глазомер
• Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение;
• Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу)
• Помогают познавать внешний и свой внутренний мир.
Очень полезно для развития речи :
- рисовать пальцами на песке;
- пересыпать песок с ладошки на ладошку, с одного стаканчика в другой;
- рыть ямки, погружать руки в песок;
- искать в песке зарытые мелкие игрушки;
- лепить руками из мокрого песка заборчики, домики, пирожки и т. п., очень хорошо украшать строения мелкими камушками, ракушками, щепочками и пр.
- насыпать песок в ведерко лопаткой.
1.2 Цель рабочей программы.
Создание условий для развития речевого творчества старших дошкольников через использование песочных планшетов со светодиодной подсветкой.
1.3 Задачи рабочей программы.
1. Познакомить детей старшего дошкольного возраста с песочным планшетом со светодиодной подсветкой.
2. Создать у детей интерес к играм и упражнениям с песком, превратив их в занимательную игру.
3. Развивать речевое творчество детей.
1. 4 Принципы и подходы в организации образовательного процесса:
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности ;
- тематический, принцип интеграции;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых;
- постепенность и систематичность следования от простых и доступных знаний к более сложным;
- индивидуализация темпа работы – переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа.
1.5 Организация работы в песочном планшете.
Этапы работы Комментарий
Ритуал приветствия. Позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия.
Разминка – воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности.
Выполняет функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Она проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями. Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы. Одни позволяют активизировать детей, поднять их настроение; другие, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения.
Основное содержание занятия – совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия (изотерапия, игротерапия, сказкотерапия, музыкатерапия, песочная терапия, проигрывание ситуаций, групповая дискуссия). Техники направлены одновременно на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике.
Рефлексия – оценка занятия (беседы). Две оценки: эмоциональная (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему) и смысловая (почему это важно, зачем мы это делали).
Ритуал прощания. По аналогии с ритуалом приветствия.
Правила и способы рисования песком.
1. Первым делом надо предложить детям воплотить в песке свои идеи теми способами, которые им больше нравятся. И только после того, можно давать конкретные задания;
2. Песок можно разравнивать как ладонями, так и пальцами;
3. Руки могут работать как бульдозер, разгребая песок вокруг;
4. Пальцами можно проделывать отверстия в песке или рисовать на нем;
5. Поначалу дети могут использовать указательный палец, так удобнее и привычнее;
6. Для изображения солнышка можно предложить использовать кулачок;
7. Для изображения волны в рисунке можно использовать кисть руки;
8. На последующих занятиях можно осваивать новый способ рисования песком, путём отсечения лишнего;
Все действия выполняются пальцами рук, однако в качестве приспособлений могут использоваться стеки и кисточки.
1.6. Планируемые результаты освоения программы.
1. Поднимется уровень речевого творчества;
2. У детей совершенствуется координация движений, мелкая моторика;
3. Дети смогут использовать световой стол и песок для создания изображений;
4. Дети научатся создавать рисунок, и сочинять сказку по заданной теме.
Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.
2. Содержательный раздел.
Возраст детей 5-6 лет;
Расписание организованной образовательной деятельности:
Проводится один раз в месяц, вторая половина дня, 20 минут;
Срок освоения – 1 год;
Обьем времени – 1 раз в неделю, 4 раза в месяц, 36 раз в год;
Форма деятельности – совместная деятельность, занятие, индивидуальная деятельность;
Форма контроля – наблюдение, анализ продуктов деятельности детей.
Календарно-тематический план
месяц тема краткий ход
1 2 3
сентябрь Знакомство с жителями Песочной страны. 1. приветствие (вход в песочную страну) - снежный ком.
2. разминка – упражнение здравствуй песок.
3. основ. содержание – Игра «Нарисуй сказку».
4. рефлексия.
5. ритуал прощания.
Маленькие волшебники мы создаем мир. 1. приветствие (вход в песочную страну) – солнечные лучики.
2. разминка - упражнение песочный ветер.
3. Основ. содержание - игра «нарисуй сказку»
4. рефлексия.
5. ритуал прощания.
Путешествие в Играй город. 1. приветствие (вход в песочную страну) - ладошки.
2. разминка - песочный дождик.
3. Основ. содержание - игра «нарисуй сказку».
4. рефлексия.
5. ритуал прощания.
Осень золотая. 1. приветствие (вход в песочную страну) – чуткие руки.
2. разминка - упражнение необыкновенные следы.
3. Основ. содержание - Игра «Нарисуй сказку».
4. рефлексия.
5. ритуал прощания.
1 2 3
октябрь
Лес и его обитатели. 1. приветствие (вход в песочную страну) - радуга.
2. разминка – упражнение узоры на песке.
3. Основ. содержание - игра «нарисуй сказку».
4. рефлексия.
5. ритуал прощания.
На дне морском.
1. приветствие (вход в песочную страну) - радость.
2. разминка – упражнение мина.
3. Основ. содержание - игра «нарисуй сказку».
4. рефлексия.
5. ритуал прощания.
Мы едем в гости. 1. приветствие (вход в песочную страну) -- дракон.
2. разминка – дорожка.
3. Основ. содержание - игра «нарисуй сказку».
4. рефлексия.
5. ритуал прощания.
Путешествие в пустыню. 1. приветствие (вход в песочную страну) - я, змея, змея, змея.
2. разминка – упражнение точка, точка, запятая.
3. Основ. содержание - игра «нарисуй сказку.
4. рефлексия.
5. ритуал прощания.
ноябрь Песочный зоопарк. 1. приветствие (вход в песочную страну) – ласковое имя.
2. разминка - рельсы, рельсы, шпалы, шпалы.
3. Основ. содержание – игра «Нарисуй сказку».
4. рефлексия.
5. ритуал прощания.
Город фантазий. 1. приветствие (вход в песочную страну) – бутон.
2. разминка - упражнение чувствительные ладошки.
3. Основ. содержание – игра «Нарисуй сказку».
4. рефлексия.
5. ритуал прощания.
Необыкновенные следы. 1. приветствие (вход в песочную страну) – доброе животное.
2. разминка - упражнение следы.
3. Основ. содержание – игра «Нарисуй сказку».
4. рефлексия.
5. ритуал прощания.
Песочное царство. 1. приветствие (вход в песочную страну) – повтори движение.
2. разминка - песочный дождик.
3. Основ. содержание – игра «Нарисуй сказку».
4. рефлексия.
5. ритуал прощания.
декабрь Зимушка зима. 1. приветствие (вход в песочную страну) – здороваемся необычно.
2. разминка - упражнение игра на пианино.
3. Основ. содержание – игра «Нарисуй сказку».
4. рефлексия.
5. ритуал прощания.
Елка. 1. приветствие (вход в песочную страну) – «привет».
2. разминка - упражнение отпечатки.
3. Основ. содержание – игра «Нарисуй сказку».
4. рефлексия.
5. ритуал прощания.
Заветное желание. 1. приветствие (вход в песочную страну) – солнышко.
2. разминка - упражнение песочный дождик.
3. Основ. содержание – игра «Нарисуй сказку».
4. рефлексия.
5. ритуал прощания.
В гостях у деда Мороза. 1. приветствие (вход в песочную страну) – снежный ком.
2. разминка - упражнение узоры на песке.
3. Основ. содержание – игра «Нарисуй сказку».
4. рефлексия.
5. ритуал прощания.
январь Зимние забавы. 1. приветствие (вход в песочную страну) – солнечные лучики.
2. разминка - упражнение песочный ветер.
3. Основ. содержание – игра «Нарисуй сказку».
4. рефлексия.
5. ритуал прощания.
Фантазии. 1. приветствие (вход в песочную страну) – ладошки.
2. разминка - упражнение точка, точка, запятая.
3. Основ. содержание – игра «Нарисуй сказку».
4. рефлексия.
5. ритуал прощания.
Мы путешественники. 1. приветствие (вход в песочную страну) – дракон.
2. разминка - упражнение дорожки.
3. Основ. содержание – игра «Нарисуй сказку».
4. рефлексия.
5. ритуал прощания.
Наше настроение. 1. приветствие (вход в песочную страну) – дружба начинается с улыбки.
2. разминка - упражнение чувствительные ладошки.
3. Основ. содержание – игра «Нарисуй сказку».
4. рефлексия.
5. ритуал прощания.
февраль Моя вообразилия. 1. приветствие (вход в песочную страну) – «привет».
2. разминка - упражнение отпечатки моего настроения.
3. Основ. содержание – игра «Нарисуй сказку».
4. рефлексия.
5. ритуал прощания.
Детский сад моей мечты. 1. приветствие (вход в песочную страну) – солнышко.
2. разминка - упражнение игра на пианино.
3. Основ. содержание – игра «Нарисуй сказку».
4. рефлексия.
5. ритуал прощания.
Мои друзья. 1. приветствие (вход в песочную страну) – снежный ком.
2. разминка - упражнение здравствуй песок.
3. Основ. содержание – игра «Нарисуй сказку».
4. рефлексия.
5. ритуал прощания.
Моя фантазия. 1. приветствие (вход в песочную страну) – солнечные лучики.
2. разминка - упражнение песочный дождик.
3. Основ. содержание – игра «Нарисуй сказку».
4. рефлексия.
5. ритуал прощания.
март Транспорт для путешествий. 1. приветствие (вход в песочную страну) – ладошки.
2. разминка - упражнение узоры на песке.
3. Основ. содержание – игра «Нарисуй сказку».
4. рефлексия.
5. ритуал прощания.
Путешествие в лес. 1. приветствие (вход в песочную страну) – чуткие руки.
2. разминка - упражнение следы.
3. Основ. содержание – игра «Нарисуй сказку».
4. рефлексия.
5. ритуал прощания.
Путешествие в космос. 1. приветствие (вход в песочную страну) – здороваемся необычно.
2. разминка - упражнение отпечатки.
3. Основ. содержание – игра «Нарисуй сказку».
4. рефлексия.
5. ритуал прощания.
Морские путешественники 1. приветствие (вход в песочную страну) – «привет».
2. разминка - упражнение игра на пианино.
3. Основ. содержание – игра «Нарисуй сказку».
4. рефлексия.
5. ритуал прощания.
апрель Взгляд в будущее. 1. приветствие (вход в песочную страну) – доброе животное.
2. разминка - упражнение отпечатки моего настроения.
3. Основ. содержание – игра «Нарисуй сказку».
4. рефлексия.
5. ритуал прощания.
Придумай инопланетянина. 1. приветствие (вход в песочную страну) - доброе животное.
2. разминка - упражнение чувствительные ладошки.
3. Основ. содержание – игра «Нарисуй сказку».
4. рефлексия.
5. ритуал прощания.
Дом, в котором ты хочешь жить. 1. приветствие (вход в песочную страну) – дружба начинается с улыбки.
2. разминка - упражнение рельсы.
3. Основ. содержание – игра «Нарисуй сказку».
4. рефлексия.
5. ритуал прощания.
Спасение песочной принцессы. 1. приветствие (вход в песочную страну) – «привет».
2. разминка - упражнение мины.
3. Основ. содержание – игра «Нарисуй сказку».
4. рефлексия.
5. ритуал прощания.
май В гостях у песочной феи. 1. приветствие (вход в песочную страну) – солнечные лучики.
2. разминка - упражнение ладошки.
3. Основ. содержание – игра «Нарисуй сказку».
4. рефлексия.
5. ритуал прощания.
Путешествие в песочную страну. 1. приветствие (вход в песочную страну) – снежный ком.
2. разминка - упражнение здравствуй песок.
3. Основ. содержание – игра «Нарисуй сказку».
4. рефлексия.
5. ритуал прощания.
Маленькие волшебники мы создаем мир. 1. приветствие (вход в песочную страну) – солнечные лучики.
2. разминка - упражнение песочный дождик.
3. Основ. содержание – игра «Нарисуй сказку».
4. рефлексия.
5. ритуал прощания.
Теплые лучики солнца. 1. приветствие (вход в песочную страну) – ладошки.
2. разминка - упражнение узоры на песке.
3. Основ. содержание – игра «Нарисуй сказку».
4. рефлексия.
5. ритуал прощания.
3. Организационный раздел
Материально-техническое обеспечение:
Интерактивная песочница со светодиодной подсветкой;
Щетки и совки (для уборки песка);
Влажные салфетки.
Основная образовательная деятельность проводится во второй половине дня с 16.10 до 16.35.
Помещения ДОО, которые используются для реализации рабочей программы : групповая комната.
Оценка индивидуального развития воспитанников : игровая методика «нарисуй сказку».
Методическая литература:
1) Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. - СПб. : «Речь», 2007.
2) Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб. «Речь», 2008.
3) Сакович Н. А. Игры в песок. Игры на мосту. – СПб. : «Речь», 2008.
4) Штейнхардт Л. Юнгианская песочная психотерапия. - СПб. : Питер, 2001.