Марина Потапова
Система работы по обучению детей с ОНР связной монологической речи через моделирование сюжета.
▼ Скачать + Заказать документы
Система работы по обучению детей с ОНР связной монологической речи
через моделирование сюжета.
Слайд 2.
За последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития. И происходит это не только из-за увеличения нарушений перинатального развития детей, их общей соматической ослабленности, но и за счёт растущей педагогической некомпетентности родителей.
Публикация «Система работы по обучению детей с ОНР связной монологической речи через моделирование сюжета,» размещена в разделах
Цепочка неблагоприятных факторов приводит к тому, что уже в средней группе детского сада обнаруживается до 60% воспитанников, имеющих нарушения речевого развития. Эти буквально кричащие цифры обязывают всех нас к тому, чтобы ребёнок в период становления у него речи был в поле внимания взрослых.
Особенно актуальна эта проблема для детей с ОВЗ. Прежде чем охарактеризовать особенности коррекционной работы с детьми данной категории, нужно обозначить структуру дефекта такого ребенка. Первичным является интеллектуальное недоразвитие, вследствие чего возникает системное нарушение речи, при котором страдает не только звуковая сторона, но и словарь, грамматический строй, связная речь.
Слайд 3.
Для детей с задержкой психического развития характерны:
- Замедленный темп становления связной речи.
- Нарушение связности и последовательности изложения текста; смысловые пропуски в нем.
- Выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность речи.
- Низкий уровень построения фразы.
- Потребность в систематической стимуляции и опоре на чем-либо.
- Непонимание причинно-следственных, временных и пространственных отношений.
Слайд 4.
На основании вышесказанного перед педагогом стоят следующие задачи:
- Сформировать активный словарный запас, лексико-грамматический строй речи, необходимый для обучения в школе.
- Снять речевой негативизм, воспитать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе.
- Обучить умению говорить внятно, отчётливо, выразительно.
- Выработать у детей умение модулировать свой голос.
- Учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения.
Слайд 5.
Эффективный способ решения проблемы развития интеллекта и речи ребёнка - моделирование, благодаря которому дети учатся обобщенно представлять существенные признаки предметов, связи и отношения в реальной действительности.
Цель применения наглядного моделирования - разнообразить методы и приемы работы с детьми для оптимизации коррекционного процесса.
Учитывая особенности интеллекта и специфику развития связной речи детей с ОВЗ (ЗПР, умственная отсталость) считаю целесообразным использовать следующие приемы наглядного моделирования :
Слайд 6.
На первом этапе использования приемов моделирования я учу детей составлять предложения по двум сюжетным картинкам.
Слайд 7.
На втором этапе перехожу к пересказу, а затем и к составлению рассказа по сюжетной картине, используя картинки-опоры.
Слайд 8.
Потом перехожу к составлению рассказа по серии картинок с фабульным развитием действия. Такие занятия активизируют логическое мышление и воображение, учат творческому рассказыванию.
Слайд 9.
Ежедневно мы с детьми наблюдаем за погодой и сезонными изменениями в природе. На основании этих наблюдений составляем рассказ на тему «Какая сегодня погода?», используя карточки – символы.
Слайд 10.
Также в своей работе я использую мнемотехнику.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Использование мнемотехники помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность; приводит к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.
Мнемотаблицы можно использовать для описания предметов или животных.
Слайд 11.
Мнемотаблицы для описания времен года.
Используя мнемотаблицу «Осень», ребенок составляет рассказ:
Наступила осень. Солнце светит мало и не греет. Оно скрыто за серыми тучами. Часто идет дождь. Мы идем в детский сад под зонтом. Дует сильный ветер. С деревьев слетают листья. Листья покрывают землю красивым ковром.
Слайд 12.
Мнемотаблицы для описания зимы и лета.
Слайд 13.
Эффективно использование мнемотаблиц для заучивания стихотворений.
Слайд 14.
Для пересказа сказок я использую мнемотаблицы и кукольный театр.
Слайд 15.
С помощью моделирования :
*Дети учатся накапливать и анализировать информацию, сравнивать, исследовать, планировать высказывания, составлять распространённый рассказ.
*Дети начинают достаточно хорошо формулировать свои мысли, делают умозаключения.
*У детей активизировалось развитие неречевых процессов: памяти, мышления, внимания.
*Дети учатся самостоятельности, повышается заинтересованность, появляется удовлетворённость результатами своего труда, повышается самооценка.
Слайд 16.
Речь величайшее богатство, данное человеку. И её, как и любое богатство, можно либо приумножить, либо незаметно растерять. Наша задача – развивать речь ребенка, передать каждому из них любовь к слову, воспитать у них умение и желание чувствовать его красоту, повести за собой ребенка в увлекательное путешествие по прекрасной стране родного языка, помочь преодолеть ему все преграды.
Слайд 17.
Спасибо за внимание!