Татьяна Новикова
Наглядное моделирование как способ обучения детей связной речи
▼ Скачать + Заказать документы
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я
пойму»
(китайская мудрость)
Практика и поиск новых путей повышения результативности работы, позволяют определить в качестве средства оптимизации процесса развития дошкольников – метод наглядного моделирования.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. (Т. В. Егорова 1973г; А. Н. Леонтьев 1981 г.).
В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста, я использую мнемотехнику (мнемонику, что в переводе с греческого означает «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Использования метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:
во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Я считаю, что формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с повышением доли самостоятельного участия детей дошкольного возраста в этом процессе.
Использование мнемотехники предполагает следующую последовательность в работе:
1. введение элементов, символов (формы, величины, действия);
2. использование опорных схем на всех видах непосредственно образовательной деятельности (для выработки у ребенка привыкания, понимания, что символ универсален);
3. введение отрицаний;
4. сочетание символов, чтение их цепочки;
5. самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество;
6. творческое создание детьми опорных схем.
Прием мнемотехники на данном этапе используется при планировании непосредственно образовательной деятельности по формированию различных видов речевой деятельности: при пересказе, при составлении описательного рассказа, при составлении рассказа по картине, при творческом рассказывании.
При пересказе по опорным схемам используются модели, которые создаются в соответствии с текстом. Они и являются зрительным планом, направляют процесс высказывания.
Например, так может быть представлен графический план сказки «Репка».
Пересказ сказки или рассказа, где каждая смысловая часть представлена схематичным рисунком. Лучше начинать с совсем коротких сказок и историй. На втором году обучения от простых коротких историй, рассказов, сказок переходим к более сложным. Предлагаем детям разделить сказку на главы, в каждой из которых рассказывается про что-нибудь одно. Каждой такой главе нужно дать название. Например, план к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк».
Лиса обхитрила старика.
Лиса встретилась с волком.
Волк ловит в проруби рыбу.
Лиса пробралась в деревенский дом.
Лиса обманула волка.
К каждой главе сделан рисунок.
Символические изображения удобны для названий основных смысловых частей сказки, так как они не отвлекают ребёнка от основной задачи. Условные изображения делает учитель-логопед после обсуждения их с детьми.
План должен быть коротким и четким. Его смысл в том, чтобы сжато передать основной сюжет. Это задание направлено на то, чтобы научить ребёнка воспринимать и передавать общий смысл прочитанной им сказки, выделять основные происходящие в ней события. В дальнейшем дети самостоятельно могут рассказывать сказки по опорным моделям и составлять схемы - модели сюжетов.
При формировании навыка составления рассказа-описания и рассказа по определённой сюжетной линии используются модели, включающие опорные стилизованные картинки, соответствующие основным частям рассказа. В рассказе модель представляет собой схему установления способов связи между предложениями и между структурными частями связного высказывания. Таким образом, применяются три основных вида моделей рассказа, отражающие различные способы связи фраз :
- цепная связь (предложения «сцепляются» между собой, одно вытекает из другого);
- параллельная связь (предложения сопоставляются или противопоставляются друг другу);
- лучевая связь (называется объект и каждое предложение раскрывает один из его признаков).
Для детей дошкольного возраста предпочтение отдаётся рассказам цепной и лучевой структуры.
Для составления дошкольниками описательных рассказов активно использую и адаптирую мнемотаблицы Ткаченко Т. А., мнемосхемы Теремковой Н. Э. Составные части схем, таблиц отражают основные свойства объектов (цвет, форма, величина, материал, действия ребёнка с объектами и др., либо схемы-описания отдельных предметов.
В начале обучения составлению описательного рассказа наглядная модель может включать ряд схем, нацеливающих детей на называние основных признаков описываемого предмета (на обозначение материала, формы, цвета, деталей, назначения описываемых предметов). Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.
Основу рассказа составляют конкретные представления, накапливаемые в процессе исследования объекта описания. Моделью описательного рассказа становится картинно-графический план, где указывается принадлежность к видовому понятию, величина, цвет, форма, составляющие детали, качество поверхности, материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов, использование, отношение к предмету или объекту. По данной модели можно составить описание отдельного предмета, принадлежащего к определенной группе.
Перечисленные приёмы работы позволяют нам повысить интерес детей к данному виду деятельности и оптимизировать процесс развития навыка связной речи.
Таким образом, постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.