Папки-передвижки

Наглядное моделирование в работе по развитию связной речи детей в логопедической группе

Ольга Николаевна Михалкина
Наглядное моделирование в работе по развитию связной речи детей в логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы

В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Венгер Л. А., Дьяченко О. М. и др.). На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения. К примеру, метод обучения дошкольников грамоте, использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова, использование предметно-схематических моделей, развитие связной монологической речи. (О. М. Дьяченко, Т. А. Ткаченко, Л. А. Венгер и др.)

Публикация «Наглядное моделирование в работе по развитию связной речи детей в логопедической группе» размещена в разделах

Введение наглядных моделей и символов в логопедическом процессе помогает мне решению ряда коррекционно-развивающих, образовательных и воспитательных задач:

• Облегчает детям с ОНР овладеть связной речью.

• Использование символов, пиктограмм, схем облегчает запоминание, увеличивает объём памяти, развивает речемыслительную деятельность детей.

• Применения мнемотехники использование обобщений позволяет ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт.

• Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно - следственные связи, делает выводы.

Мнемотаблицы- схемы, служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей с ОНР. Я использую их для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов.

Овладение приемами работы с пиктограммами и мнемотаблицами значительно облегчает и сокращает время обучения и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, черти графики».

Использование данной технологии позволяет развивать не только память, воображение, внимание, но и учит детей рассуждать, доказывать, отстаивать свою точку зрения.

К. Д. Ушинский доказал: «Учите ребёнка каким - нибудь неизвестным ему пяти словам, он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету».

К. Д. Ушинский обосновал ведущую роль родного языка в воспитании детей, это способствовало выделению развития в специальный раздел педагогики. Его прогрессивные взгляды были воплощены в практике дошкольного воспитания, они актуальны и в наши дни.

Главной задачей развития связной речи ребенка в старшем возрасте, является совершенствование монологической речи. Эта задачу старалась решать через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание различных видов творческих рассказов, освоение форм речи – рассуждения (объяснительная речь, речь – доказательство, речь - планирование, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.

Моей главной задачей является не только обучение детей придумыванию рассказов по картине и серии сюжетных картинок, но и формирование устойчивого интереса к занятиям по развитию речи. Исходя из этого, была поставлена цель развития речи : последовательно, грамматически правильно и образно излагать свои мысли, литературный текст. Самостоятельно описывать, придумывать предшествующие и последующие события, указывать их время и действия.

Творчески применяю современные технологии в воспитательно – образовательном процессе: ТРИЗ, мнемотехнику, моделирование. В работе с детьми использую игровые сюжеты, творческие турниры – ребусы, обсуждение рассказов, которые способствуют активизации речи, развитию, развитию познавательных процессов и соответствуют детским психофизиологическим данным.

Использую схемы-модели и мнемотаблицы для заучивания стихов, что позволило развить у дошкольников, с одной стороны, такие качества, как гибкость, подвижность, системность; с другой – поисковую активность, стремление к новизне; речь и творческое воображение. Углубленная работа в данном направлении позволила выявить её эффективность.

Ребенку будет легче излагать свои мысли и в повседневной жизни, и при обучении в школе, если он специально обучается этому в занимательной, в интересной форме под руководством взрослого. При проведении организованной деятельности старалась создать интерес с самых его первых минут и поддерживала интерес на всем его протяжении – залог успешного результата деятельности всех её участников.

При обучении составлению рассказов по картине серии сюжетных картинок соблюдаю следующие правила:

-использую на занятиях по составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок методы и приемы, которые создают, у детей интерес с самых первых минут занятиях обеспечивают, его сохранение до окончания занятия;

- включаю в ООД по данным видам рассказывания игры, задания, «тренировочные» упражнения на обогащения и развития словаря, формирование грамматически правильной речи;

- после прослушивания рассказов сверстников предлагаю выбирать другим детям лучшие сочинение, аргументировать свой выбор;

- перед выполнением задания обязательно делаю установку детям, чтобы они в своих рассказах использовали слова и выражения, которые они употребляли в ходе «тренировочных» упражнений.

- поощряю детей, которые выполняют данное требование;

- всегда предлагаю четкий план рассказа, если он необходим;

-для составления рассказов по серии сюжетных картинок предлагаю детям яркие, красочные, достаточно крупные картинки понятного содержания без лишних деталей;

- во избежание выполнения заданий по придумыванию рассказов одними и теми же способами, предлагаю детям разные варианты, рекомендованные методикой.

- занятие завершаю игрой развивающего характера.

Таким образом, изучая проблему развития связной речи, я пришла к выводу, что нельзя останавливаться на достигнутом, а наоборот, нужно продолжать более углубленно изучать данную проблему, внедрять новые технологии.

Все это подготовит детей с ОНР к связному изложению событий, а также поможет развить у дошкольников языковое чутье.

Публикации по теме:

Использование семантических полей в работе с детьми по развитию связной речи ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕМАНТИЧЕСКИХ ПОЛЕЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ Слайд 2 Развитие словаря ребенка тесно связано с развитием.

Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников «Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников» Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (П. Я. Гальперин,.

Мастер-класс «Наглядное моделирование как эффективное средство развития речи детей»Мастер-класс «Наглядное моделирование как эффективное средство развития речи детей» Мастер класс по теме «НАГЛЯДНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ» Ход мероприятия - Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Конспект логопедической НОД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей с ТНР Конспект фронтальной логопедической НОД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного.

Конспект НОД в подготовительной логопедической группе по развитию связной речи «Доброта спасет мир»Конспект НОД в подготовительной логопедической группе по развитию связной речи «Доброта спасет мир» Конспект НОД в подготовительной логопедической группе по развитию связной речи. «Доброта – спасет мир» Образовательные области: коммуникация,.

Конспект ООД по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи «Деревья» в старшей логопедической группе Цель: обобщить знания по теме «Деревья». Задачи: Образовательные: продолжать учить составлять описательный рассказ о ели по схеме; Развивающие:.

Методическая разработка «Наглядное моделирование в работе логопеда с детьми с ТНР» Слайд 1 Методическая разработка Тема «Наглядное моделирование в работе логопеда с детьми с ТНР» с использованием демонстрационного панно.

Наглядное моделирование как средство развития связной речи детей 3–4 лет Наглядное моделирование как средство развития связной речи детей 3-4 лет[/b] Актуальность Массовое явление, связанное с низким уровнем.

Развитие связной речи для детей с ОНР. Методические рекомендации к логопедической работе по развитию связной речи Занятия по пересказу Каждый вид обучения рассказыванию как метод формирования связной речи детей имеет свои особенности, конкретную структуру.

Занятие по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе по серии сюжетных картин «Скворцы прилетели» с ИКТЗанятие по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе по серии сюжетных картин «Скворцы прилетели» с ИКТ Цель : Обучение связному последовательному изложению событий по ССК. Программные задачи : Закреплять навык составления рассказа по ССК.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Наглядное моделирование в работе по развитию связной речи детей в логопедической группе
Опубликовано: 16 мая 2018 в 20:38
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Наглядное моделирование в работе по развитию связной речи детей в логопедической группе» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Николаевна Михалкина (УИ 7624) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД