Ольга Николаевна Михалкина
Наглядное моделирование в работе по развитию связной речи детей в логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Венгер Л. А., Дьяченко О. М. и др.). На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения. К примеру, метод обучения дошкольников грамоте, использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова, использование предметно-схематических моделей, развитие связной монологической речи. (О. М. Дьяченко, Т. А. Ткаченко, Л. А. Венгер и др.)
Публикация «Наглядное моделирование в работе по развитию связной речи детей в логопедической группе» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Введение наглядных моделей и символов в логопедическом процессе помогает мне решению ряда коррекционно-развивающих, образовательных и воспитательных задач:
• Облегчает детям с ОНР овладеть связной речью.
• Использование символов, пиктограмм, схем облегчает запоминание, увеличивает объём памяти, развивает речемыслительную деятельность детей.
• Применения мнемотехники использование обобщений позволяет ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт.
• Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно - следственные связи, делает выводы.
Мнемотаблицы- схемы, служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей с ОНР. Я использую их для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов.
Овладение приемами работы с пиктограммами и мнемотаблицами значительно облегчает и сокращает время обучения и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь – записывай, рисуй схемы, черти графики».
Использование данной технологии позволяет развивать не только память, воображение, внимание, но и учит детей рассуждать, доказывать, отстаивать свою точку зрения.
К. Д. Ушинский доказал: «Учите ребёнка каким - нибудь неизвестным ему пяти словам, он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету».
К. Д. Ушинский обосновал ведущую роль родного языка в воспитании детей, это способствовало выделению развития в специальный раздел педагогики. Его прогрессивные взгляды были воплощены в практике дошкольного воспитания, они актуальны и в наши дни.
Главной задачей развития связной речи ребенка в старшем возрасте, является совершенствование монологической речи. Эта задачу старалась решать через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание различных видов творческих рассказов, освоение форм речи – рассуждения (объяснительная речь, речь – доказательство, речь - планирование, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.
Моей главной задачей является не только обучение детей придумыванию рассказов по картине и серии сюжетных картинок, но и формирование устойчивого интереса к занятиям по развитию речи. Исходя из этого, была поставлена цель развития речи : последовательно, грамматически правильно и образно излагать свои мысли, литературный текст. Самостоятельно описывать, придумывать предшествующие и последующие события, указывать их время и действия.
Творчески применяю современные технологии в воспитательно – образовательном процессе: ТРИЗ, мнемотехнику, моделирование. В работе с детьми использую игровые сюжеты, творческие турниры – ребусы, обсуждение рассказов, которые способствуют активизации речи, развитию, развитию познавательных процессов и соответствуют детским психофизиологическим данным.
Использую схемы-модели и мнемотаблицы для заучивания стихов, что позволило развить у дошкольников, с одной стороны, такие качества, как гибкость, подвижность, системность; с другой – поисковую активность, стремление к новизне; речь и творческое воображение. Углубленная работа в данном направлении позволила выявить её эффективность.
Ребенку будет легче излагать свои мысли и в повседневной жизни, и при обучении в школе, если он специально обучается этому в занимательной, в интересной форме под руководством взрослого. При проведении организованной деятельности старалась создать интерес с самых его первых минут и поддерживала интерес на всем его протяжении – залог успешного результата деятельности всех её участников.
При обучении составлению рассказов по картине серии сюжетных картинок соблюдаю следующие правила:
-использую на занятиях по составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок методы и приемы, которые создают, у детей интерес с самых первых минут занятиях обеспечивают, его сохранение до окончания занятия;
- включаю в ООД по данным видам рассказывания игры, задания, «тренировочные» упражнения на обогащения и развития словаря, формирование грамматически правильной речи;
- после прослушивания рассказов сверстников предлагаю выбирать другим детям лучшие сочинение, аргументировать свой выбор;
- перед выполнением задания обязательно делаю установку детям, чтобы они в своих рассказах использовали слова и выражения, которые они употребляли в ходе «тренировочных» упражнений.
- поощряю детей, которые выполняют данное требование;
- всегда предлагаю четкий план рассказа, если он необходим;
-для составления рассказов по серии сюжетных картинок предлагаю детям яркие, красочные, достаточно крупные картинки понятного содержания без лишних деталей;
- во избежание выполнения заданий по придумыванию рассказов одними и теми же способами, предлагаю детям разные варианты, рекомендованные методикой.
- занятие завершаю игрой развивающего характера.
Таким образом, изучая проблему развития связной речи, я пришла к выводу, что нельзя останавливаться на достигнутом, а наоборот, нужно продолжать более углубленно изучать данную проблему, внедрять новые технологии.
Все это подготовит детей с ОНР к связному изложению событий, а также поможет развить у дошкольников языковое чутье.