Карина Абдуллаева
Система работы по формированию социально-коммуникативных навыков у детей 7 года жизни посредством игр-путешествий
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
В связи с ухудшением у детей умения контактировать со сверстниками и взрослыми проблема социально – коммуникативного развития подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. В дошкольном возрасте необходимо уделять много внимания играм детей. К сожалению, на практике наблюдается, что дети испытывают дефицит общения со взрослыми и сверстниками дома.
Публикация «Система работы по формированию социально-коммуникативных навыков у детей 7 года жизни посредством игр-путешествий» размещена в разделах
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Подготовительная группа
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Выбор темы нашей работы основан на том, что сюжетно-ролевая игра, являясь основным видом деятельности детей дошкольного возраста, в которой дети вступают в непосредственное общение со сверстниками, является важным средством развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста. В сюжетно ролевой игре дети приобретают навыки общения, у них развиваются коммуникативные умения, которые очень важны для дальнейшего процесса социализации личности и успешного вхождения в мир взрослых.
Игры-путешествия направлены на развитие мировоззрения, познавательных интересов и потребностей, ценностных ориентаций, эмоциональной сферы участников педагогического процесса. Они способствуют систематизации знаний, смыслотворчеству, мыследеятельности, коммуникации детей.
Игры – путешествия обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т. д.
Целью работы является повышение уровня развития социально - коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста через игры-путешествия.
Задачи работы :
1. Определить уровень социально- коммуникативных навыков детей от 6 до 7 лет
2. Разработать систему по развитию игр-путешествий, направленных на формирование социально - коммуникативных навыков
3. Провести работу по формированию социально –коммуникативных навыков посредством игр- путешествий
4. Способствовать созданию партнерских взаимоотношений всех участников образовательного процесса.
5. Определить эффективность проделанной работы.
Работа проводилась на основе следующих принципов:
1. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.
2. Принцип сотрудничества и взаимоотношения (с родителями, детьми).
3. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
4. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
5. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
6. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Предполагаемый результат:
- Дети научатся самостоятельно организовывать сюжетно-ролевые игры;
- Дети научаться совместно развертывать игру, согласовывать собственный замысел с замыслами сверстников. Научатся самостоятельно ставить разнообразные игровые задачи выбирать способы их решения, и выполнять различные роли в соответствии с сюжетом.
Практическая часть
2.1. Аналитический этап.
Задачи: Определить уровень социально - коммуникативных навыков детей от 6 до 7 лет
На этом этапе проводился мониторинг по определению уровня социально-коммуникативного развития – это диагностика детей и опрос родителей.
В диагностике участвовали 16 детей. Анализ результатов показал, что на начальном этапе обследования старших дошкольников мы выявили недостаточный уровень сформированности коммуникативных умений и навыков. Низкий уровень – 2 детей. Средний уровень – 9 детей. Высокий уровень – 3 детей. С целью улучшения показателей нами была организована специальная работа, в которую были включены сюжетно-ролевые игры.
Для определения отношения родителей к развитию социально-коммуникативных навыков у детей и создания единого образовательного пространства было проведено анкетирование родителей для выявления значимости социально-коммуникативного развития детей через сюжетно-ролевые игры.
В анкетировании участвовало 16 родителей. Из них 4 человека выразили мнение, что сюжетно-ролевые игры имеют небольшую значимость в развитии социально-коммуникативных навыков детей, остальные 12 человек выразили положительное мнение, и поддержали важность сюжетно-ролевых игр и их влиянию на социально-коммуникативное развитие детей.
2.2. Подготовительный этап работы
Задача: Создать единое образовательное пространство и установить партнерские взаимоотношения с родителями.
Для мотивации родителей была проведена проблемная беседа. Разработан перспективный план по развитию социально-коммуникативных навыков детей посредством игр путешествий.
На этом же этапе с родителями проводилась консультация по изготовлению атрибутов к играм – путешествиям «Изготовление водного транспорта своими руками»
Вместе с детьми обратились к родителям в письме-обращении, за помощью в изготовлении и сборе атрибутов для сюжетно- ролевых игр.
Для начала работы по формированию указанных навыков были созданы необходимые условия.
2. 3. Основной этап
Задачи: Провести с детьми беседы по ознакомлению с видами водных транспортов и морских профессий.
Основной этап был разбит на несколько блоков: подготовительный, игровой, творческий.
Блок подготовительный
Задача: обогатить знания детей о морском транспорте, морских профессиях
Работа подготовительного блока началась с поиска информации о видах водного транспорта, морских профессиях, их деятельности, и об операциях действий, характерных выбранным профессиям. О многих профессиях у детей уже имелись знания, и работа была направлена на обогащение, имеющихся знаний.
В беседах с детьми уточнялись знания детей о профессиях и видах транспорта для путешествий. Дети обменивались знаниями о транспорте, на которых можно путешествовать, знакомых видах водного транспорта и морских профессий.
В ходе беседы с детьми мы познакомили детей с морскими профессиями, такими как: капитан, помощник капитана, кок, боцман, штурман, юнга. Ознакомили детей с деятельностью данных профессий и операциях их действий. Так же в беседах познакомили детей с различными видами водного транспорта. Дети познакомились с пассажирским водным транспортом, таким как: корабль, теплоход, лайнер, лодка. А также познакомились с грузовым водным транспортом: баржа, танкер, паром.
В ходе работы были изготовлены альбомы «Водный транспорт» и «Морские профессии». Дети рассматривали альбомы. В ходе рассматривания дети уточняли свои представления о водном транспорте и морских профессиях.
Созданные альбомы позволили более подробно познакомить детей с разнообразием видов водного транспорта, морских профессий.
Организация совместной деятельности с детьми, проведение познавательных НОД соответствующей тематики способствовали обогащению знаний детей о профессиях таких как: экскурсовод, помощник капитана и др.
В совместной деятельности дети строили из строительного материала различный водный транспорт и обыгрывали постройки с помощью игрушек.
Изготовили с детьми корабли техникой оригами. В процессе изготовления оригами дети расширили знания о частях корабля, например, передняя часть (нос, задняя часть (камбуз) и палуба корабля. Это расширило активный словарь детей. Результатом творческой деятельности детей стала выставка поделок оригами по теме.
Тем временем, материал, собранный по теме, отбирался, обобщался, велась работа по подготовке к сюжетно-ролевой игре «Путешествие на корабле».
- игровой
Задача: учить детей придумывать замысел игры и развивать сюжет.
Первоначально дети познакомились с морскими профессиями - капитан, помощник капитана, кок, боцман, штурман, юнга. Во время игры дети осваивали их ролевое поведение, самостоятельно распределяли роли, договаривались и брали на себя роль. Были инициаторами и организаторами сюжета, в процессе которого договаривались, спорили, отстаивали свою точку зрения, помогали друг другу при затруднениях.
В начале игры мы с детьми договаривались, в какое путешествие отправимся, и на чем будем путешествовать. Затем дети все вместе построили корабль, приготовили атрибуты и надели костюмы. Придумали сюжет игры, выбрали капитана корабля, помощника капитана, штурмана и распределили между собой роли. Так же дети проявили инициативу взять на себя роль путешественника и пассажира.
После распределения ролей и придуманного сюжета игры, дети отправились в морское путешествие.
- творчески-игровой
Задача: Развивать умение складывать сюжет из нескольких, развивать игровые навыки детей.
В процессе игры дети научились взаимодействовать с принятыми на себя ролями. В игре путешествии дети исполняли роли:
Игра началась с того, что дети распределили роли. Пассажиры покупают билеты в кассе, садятся на корабль. Кассиры продавали пассажирам билет на корабль, проверяли билеты. Капитан - ведёт корабль, даёт указания другим членам команды. Матросы - исполняли команды капитана. Штурман – следил за маршрутом плавания. Врач – лечил, заболевших, во время плавания. Гид - знакомит пассажиров с кораблем, правилами поведения на корабле. Пассажиры соблюдают правила поведения в общественном транспорте, слушают гида, посещают кафе, фотографируются, покупают сувениры.
Пассажиры покупают билеты на корабль у кассира, чтобы совершить путешествие на «Чудо-остров». В это время на корабле идет подготовка к отплытию: капитан отдает приказы, матрос моет палубу, коки готовят обед, судовой врач проверяет наличие медикаментов, гид готовится к встрече пассажиров.
После того, как пассажиры заняли свои места, гид знакомит с программой путешествия и правилами поведения, капитан отдает приказы об отплытии.
Во время путешествия пассажиров сопровождает приятная музыка, они посещают кафе-ресторан. Кок приветливо встречает посетителей предлагает меню, обслуживает, пассажиры любуются морским пейзажем, делают фото на память.
Корабль причаливает на «Чудо-острове». Гид предупреждает о возможных опасностях и о том, что корабль отплывает после 3-ого гудка.
Пассажиры посетили «Чудо-остров», познакомились с его обитателями, посетили «Мини – музей морских ракушек», любовались природой острова, фотографировались.
Работники корабля проверяют исправность корабля, моют палубу. В конце путешествия все желающие приобретают в сувенирной лавке понравившиеся сувениры.
После третьего гудка корабля все проходят на борт.
Судовой врач оказывает первую медицинскую помощь. Корабль отправляется в обратный путь. Во время возвращения пассажир-кукла падает за борт. Внимательный капитан отдает команды «Человек за бортом! Бросить спасательный круг! Поднять пострадавшего! Отвести к врачу!». Судовой врач оказывает помощь.
Гид объявляет о благополучном прибытии и прощается с пассажирами.
На этом наша игра закончилась. В следующий раз поменяемся ролями и выберем другой маршрут.
3 этап. Заключительный
Задачи: Определить эффективность проделанной работы.
На заключительном этапе работы мы выявили, что уровень развития коммуникативных навыков у наших детей значительно увеличился. Дети стали четко распознавать различные ситуации взаимодействия, вычленять задачи и требования, предъявляемые взрослыми в этих ситуациях, и выстраивать свое поведение в соответствии с ними. Без труда различают эмоциональное состояние сверстников и ориентируются на него в процессе общения. Все дети в достаточной мере имеют представления об общепринятых нормах и способах выражения отношения ко взрослому, а также имеют устойчивые представления об общепринятых нормах поведения в ситуации взаимодействия со сверстником, знают, как оказать помощь, поддержку.
Таким образом, поставленные цели и задачи были достигнуты. Сюжетно-ролевые игры являются эффективным способом развития социально - коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Всё это подтверждает актуальность выбранной нами темы работы.